В столице прошла конференция «Ритейл в России: Перспективы консолидации розничной торговли»
Что сейчас происходит на российском рынке ритейла? Каковы перспективы развития розничной торговли? С какими проблемами сталкивается розничный бизнес? Как определить наиболее эффективные стратегии развития? Как выжить в условиях жесткой конкуренции? Эти и другие вопросы обсуждались на концеренции «Ритейл в России: Перспективы консолидации розничной торговли», прошедшей 29 ноября 2006 года в московском отеле «Балчуг Кемпински»
Источник: www.retail.ru
Российский рынок розничной торговли стремительно развивается. Происходит бурный рост федеральных и региональных розничных сетей. Увеличивается приток российских и западных инвестиций в этот сектор экономики.
Что сейчас происходит на российском рынке ритейла? Каковы перспективы развития розничной торговли? С какими проблемами сталкивается розничный бизнес? Как определить наиболее эффективные стратегии развития? Каковы первые итоги IPO розничных компаний? Как выжить в условиях жесткой конкуренции?
Ответы профессиональных участников рынка ритейла на эти вопросы можно было получить на конференции «Ритейл в России: Перспективы консолидации розничной торговли», прошедшей 29 ноября 2006 года в московском отеле «Балчуг Кемпински».
Конференция была открыта выступлением Андрея Кашеварова, заместителя руководителя Федеральной антимонопольной службы. В своем докладе г-н Кашеваров отметил, что эта тема является новой для его ведомства, и в настоящее время идет наработка общих подходов. Г-н Кашеваров согласился с тем, что ритейл в России стремительно набирает обороты, а крупные сети обеспечивают одновременно и концентрацию покупателей и выгоду поставщикам.
Но в тоже время г-н Кашеваров высказал недовольство тем, что на сегодня существует определенный диктат розничных сетей по отношению к поставщикам и привел несколько примеров, отражающих различные аспекты этого диктата. Г-н Кашеваров посетовал, что пока его ведомство не может использовать свой инструментарий, т.к. сети не занимают доминирующего положения в субъектах РФ, и не достигают критического максимума, при котором может применяться антимонопольное законодательство.
Г-н Кашеваров ознакомил участников конференции с результатами исследования ФАС, проведенными в Санкт-Петербурге (полностью с исследованием можно ознакомиться на сайте ФАС). Это исследование показало, что поставщики розничных сетей часто не согласны с политикой ритейлеров. Он привел и конкретные случаи недовольства поставщиков:
- покупатель (т.е. розничная сеть) требует от поставщика компенсаций, связанных с воровством в его торговых помещениях;
- при проведении поставщиком промоакций в торговых сетях, последние требуют от поставщика проводить определенное число акций в течение года;
- у ритейлера есть право одностороннего расторжения договора с поставщиком;
- поставщик обязан выплачивать ритейлеру бонусы в сборах.
Во всех подобных случаях отношения становятся для поставщиков обременительными, да и конечная сумма расходов для них не всегда оказывается ясной и понятной.
Но во всем можно найти свои плюсы. Так, г-н Кашеваров отметил, что обозначенное напряжение в отношениях между поставщиками и ритейлерами, в конечном итоге приведет к формированию соответствующих защитных мер и нового законодательства в этой сфере.
Вместе с этим, г-н Кашеваров настойчиво призвал ритейл-сообщество не ждать, пока государство все решит за них через сформированный закон о торговле, а самим начинать диалог и снижать дисбаланс между участниками розничного рынка.
В конце своего выступления, г-н Кашеваров подчеркнул, что сейчас наступило оптимальное время для самостоятельной координации действий между розничными сетями и производителями.
Второй выступающий, Лев Хасис, главный исполнительный директор Х5 Retail Group, в первых же строках своего выступления отметил, что не согласен с Андреем Кашеваровым на 95%. На его взгляд, российская экономика полностью ориентирована на производителя. Свой доклад на тему «Перспективы консолидации ритейла в России: роль государства в регулировании отрасли» он начал с сравнения российского рынка ритейла и западного. Г-н Хасис отметил, что российский рынок сегодня является самым быстрорастущим в Европе, и через 5 лет он станет самым большим в Европе и 5-м в мире.
Г-н Хасис дал прогноз в развития рынка ритейла в России. По его мнению, в ближайшие 5 лет его рост составит 14% в год, а рост современных форматов торговли будет находиться в диапазоне от 16 до 32 % в год, причем доля супермаркетов на рынке не измениться, а будут расти в основном супермаркеты и дискаунтеры. По его мнению, увеличится и количество игроков на рынке ритейла, а средний ежегодный рост компаний top-10 в ближайшие 5 лет может составить 34% от общей доли рынка (90 млрд. долл.).
Среди преимуществ консолидации рынка ритейла Лев Хасис отметил такие аспекты, как рост новых рабочих мест (до 1 млн.) и вытеснение с рынка нецивилизованных форм торговли. Но главное предназначение ритейла в России, по словам г-на Хасиса, быть «драйвером» всего государства, обеспечивать движение товаров между всеми регионами страны.
Также в своем выступлении г-н Хасис развенчал устоявшиеся мифы в отношении ритейла. Это касалось монополизма в отрасли, роста цен, диктата в отношении поставщиков и то, что ритейлеров называют «убийцами» мелкого бизнеса. Реалии же современного российского ритейла таковы, что лидер отрасли, компания Х5 Retail Group, имеет всего 2% рынка, и если монополизм и существует, то, по словам г-на Хасиса, только на уровне переработки сельхозпродуктов. А цены, в ситуации сильно фрагментированного рынка, в принципе не могут быть высокими.
Относительно роли государства в регулировании этой отрасли, Лев Хасис отметил, важность того, чтобы вектор преобразований в интересах сельхозпроизводителей не был истолкован превратно и призвал учитывать опыт западных стран в регулировании этого рынка.
Как ни странно, вывод доклада г-на Хасиса полностью совпал с выводом доклада г-на Кашеварова: между участниками рынка розничной торговли, производителями продукции и государством необходим диалог – это единственно верный путь к консолидации ритейла в России.
Самым острым и ярким выступлением на конференции несомненно был доклад Сергея Галицкого, председателя совета директоров сети «Магнит». Он, не скупясь на метафоры, эпитеты и сравнения, рассказал о главных проблемах отрасли, которые могли бы решить чиновники. По словам г-на Галицкого отдельные регионы нашей страны ведут себя как удельные княжества, не пуская или не выпуская за свои границы продукцию других регионов, и призвал ФАС заняться именно этой проблемой.
Он также обвинил ФАС в том, что ведомство далеко от реалий рынка, а также выразил мнение, что ФАС не имеет право вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов.
В своем насыщенном эмоциями выступлении г-н Галицкий посетовал на поборы и препятствия, чинимые ритейлерам недобросовестной работой налоговых служб, СЭС, пожарных инспекций и т.д., и привел конкретные примеры, показывающие насколько эти госорганы усложняют работу ритейлеров.
Хочется особо отметить, что после этого выступления завязалась горячая полемика между Андреем Кашеваровым и Сергеем Галицким. Г-н Кашеваров не согласился с некоторыми доводами докладчика, а также попросил г-на Галицкого обращаться с конкретными жалобами с местные органы ФАС и доводить до их сведения все проблемы, с которыми ритейлерам приходиться сталкиваться в своей работе.
Доклады остальных выступавших на конференции также заслуживают внимания. Денис Шириков, руководитель подразделения по работе с розничными сетями ACNielsen в России в своем выступлении рассказал о структуре розничного рынка в России и зарубежом и отметил разный уровень консолидации этой отрасли. Он отметил, что российский сетевой рынок имеет максимальный коэффициент прироста по сравнению со странами Европы, и на сегодня он является самым интересным и перспективным в Европе.
Одним из самых интересных было выступление Эльзы Розенталь, коммерческого директора УК «Торговый квартрал»: «Розничные операторы в торговом центре: вопросы взаимоотношений с управляющей компанией». В докладе рассматривались вопросы подбора арендаторов, критерии их отбора, этапы и схемы вхождения в проект и наиболее важные аспекты при принятии решения вхождения в проект. Г-жа Розенталь отметила, что ритейлер в первую очередь должен беспокоиться о завоевании лояльности к себе. Также г-жа Розенталь напомнила участникам, что несмотря на бурный рост отрасли и оптимистические прогнозы, все же на нашем и западных рынках наблюдаются и неуспешные, по различным причинам, торговые центры.
Представитель поставщиков Максим Протасов, Председатель правления холдинга “ПомидорПром”, рассказал участникам конференции о возможностях для поставщиков в связи с консолидацией рынка и преимуществах разных каналов сбыта. Среди преимуществ консолидации для поставщика он назвал следующее:
-Сокращение количества и укрупнение контрагентов
- Оптимизация логистики
- Наличие у сетей современных программных продуктов
- Стабильность финансового состояния сетей
- Возможность реализации реальных программ частных марок сети.
Г-н Протасов согласился с тем, что консолидация отрасли неизбежна. И отметил, что консолидация ритейла вызывает консолидацию поставщиков во всех сегментах этого рынка.
В целом, все участники конференции отмечали ее актуальность, а также острую необходимость и в дальнейшем развивать диалог со всеми участниками рынка ритейла в России.

Комментарии (0)
Правила ›