Факторинговые компании сомневаются в клиентах

Кризис вынуждает их сокращать финансирование, - пишет «Коммерсант».

Рынок факторинга все больше тормозится. По итогам третьего квартала объем финансирования, выплаченного факторинговыми компаниями по поставкам своих клиентов, оказался даже меньше, чем в кризисном первом квартале.

Напомним, факторинг - это комплекс финансовых услуг для производителей и поставщиков, ведущих торговую деятельность на условиях отсрочки платежа. Фактически это своеобразная форма кредита: в момент поставки посредник (фактор) оплачивает часть стоимости товара продавцу, получая взамен денежные требования по сделке. Когда покупатель полностью расплачивается, фактор переводит остаток средств продавцу, оставляя себе комиссионные.

Понятно, что в условиях кризиса такая схема — отличный выход для бизнеса, особенно при взаимодействии торговых сетей с поставщиками, а также оптовиков с производителями и дистрибьюторами. Решается проблема как недостатка средства, так и резко выросших рисков неплатежей. Теперь эти риски берут на себя факторы.
Только вот для самих факторинговых компаний эти риски в условиях кризиса оказываются слишком высокими. К тому же и сами они могут испытывать проблемы с наличием средств. Поэтому они во многих случаях идут на сокращение клиентских лимитов, хотя это ведет к недополучению доходов.

Динамика рынка российского факторинга по итогам девяти месяцев 2015 года раскрыта в информационном обзоре, подготовленном Ассоциацией факторинговых компаний. Согласно приведенным данным, объем финансирования, выплаченного российскими факторинговыми компаниями по поставкам своих клиентов, в третьем квартале составил 244,2 млрд руб. Совокупный оборот рынка (все сделки с той или иной долей факторингового финансирования) составил в указанном периоде 431,8 млрд руб. В наиболее кризисном первом квартале размер выплаченного компаниям финансирования был немногим выше — 246,8 млрд руб., но общий оборот (349,5 млрд руб.) — существенно ниже. Таким образом, доля выплат факторинговых компаний по сделкам своих клиентов в третьем квартале заметно снизилась. Причина — увеличившиеся из-за кризиса риски клиентов, на которые факторинговые компании отреагировали сокращением лимитов финансирования.

Ужесточение контроля за рисками именно в третьем квартале объясняется тем, что оценить реальное финансовое положение по отчетности компаний-клиентов стало возможно только после ее публикации (за 2014 год раскрывалась весной, за первый квартал 2015 года — в начале лета). Соответственно, реакция на риски проявилась только в третьем квартале. "Объем предоставляемого клиентам финансирования напрямую зависит от уровня риска по сделке. В зависимости от этого факторинговая компания может профинансировать не 80-90% поставки, как это обычно бывает, а значительно меньшую ее часть, и по результатам оценки состояния клиентов эта доля была в третьем квартале уменьшена",— поясняет глава НФК Огоньков. По оценкам участников рынка, доля факторингового финансирования в сделках снизилась в среднем с начала года на 20 процентных пунктов: примерно с 78% по итогам второго квартала до 56% по итогам третьего.

Увеличившийся разрыв оборота и объема факторингового финансирования свидетельствует о несоответствии потребностей бизнеса и возможностей факторингового рынка или отдельных игроков в рамках политики риск-менеджмента или продуктовых акцентов, констатирует глава "ВТБ Факторинг" Антон Мусатов.

При этом уменьшение финансирования клиентов в конечном итоге негативно влияет на сами факторинговые компании, указывают эксперты. "Частично потеря дохода от снижения объемов финансирования компенсируется за счет выросших в 2015 году процентных ставок, однако на фоне роста резервов по проблемным клиентам и подорожавшего фондирования доходность факторинговых операций падает",— поясняет господин Огоньков. В результате "для того, чтобы компенсировать потерю доходов, ряд компаний будут вынуждены сокращать свой бизнес", указывает он. "В начале года многие компании надеялись на восстановление рынка факторинга. Однако в традиционных для факторинга отраслях (электроника и бытовая техника и пр.) количество качественных клиентов продолжает уменьшаться, при этом предпосылок для улучшения ситуации пока нет",— соглашается собеседник "Ъ" в крупной факторинговой компании. Поэтому сейчас многие компании оказались в ситуации, в которой им либо придется осваивать новые для себя отрасли (например, сферу услуг), либо уходить с рынка, резюмирует он.

Источник: commersant.ru


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.