ФРАНШИЗА
от российского производителя

Универсальных способов выхода из кризиса нет. Каждый бизнес будет выходить по-своему

Консультант по ритейл-технологиям, бизнес-тренер Гульфира Крок имеет опыт управления сетью магазинов женской одежды «Оранж» и сетью супермаркетов «Бахетле» и ювелирной фабрики «Лукас М». Сегодня она помогает компаниям выходить из кризиса, обучает категорийных менеджеров и помогает подбирать топ-менеджеров. 

О том, что она думает о нынешней ситуации в экономике и какие советы может дать участникам канцелярского рынка она рассказала Segment.ru

- Гульфира, чем нынешний кризис, связанный с пандемией, отличается от "типового экономического кризиса", который случается регулярно?

- Пока сказать трудно. Эксперты говорят о том, что о его влиянии на экономику можно будет говорить после того, как в мире будет пройдет пик, и пандемия пойдет на спад. Большая часть прогнозов пока - очень пессимистическая, но уже появляются довольно оптимистические точки зрения. Например, Икея уже сказала, что восстановила продажи гораздо быстрее, чем предполагала. Это хороший знак.
Итог в каждой стране будет зависеть от продолжительности режима самоизоляции/ карантина, и компенсаций государства населению (не бизнесу) - потому что именно население понесет полученные деньги в магазины и заставит всю экономику крутиться и зарабатывать.

- Экономисты говорят, что кризисы полезны, оздоровляют экономику…

- Ну, далеко не каждый кризис оздоровляет. Если, к примеру, кризис вызван санкциями или сговором нефтепроизводителей, то о его пользе говорить не приходится. А уж текущий экономический кризис точно несет вред, потому что он форс-мажорный, не закономерный. 

- Требует ли пандемия коронавируса использовать какие-то новые технологии и подходы к ведению бизнеса?

- Последствия пандемии, конечно, отразятся на потребительском поведении.  Скорее всего, изменятся гигиенические привычки людей. Может на время, это изменит поведение покупателей и спрос на определенные товары. Скорее всего, люди еще долго будут усиленно потреблять средства защиты типа санитайзеров, масок, перчаток, чаще мыть и убирать квартиру стирать вещи. В странах, где карантин уже снят 2-3 недели назад не наблюдается повышенного трафика в общепите - люди пока не готовы есть еду без индустриальной упаковки. Хотя, конечно, возврат неизбежен - работающим нужно где-то обедать и перекусывать.
По товарам, не связанным с гигиеной, спрос, скорее всего, будет восстанавливаться в обычном режиме. Бизнесам также нужно быть готовым быстрее переходить на онлайн и доставку - развивать коммуникации с покупателями по всем возможным каналам коммуникации.

- Какой Ваш курс обучения вы советуете пройти сейчас представителям канцелярской отрасли? Какие знания и умения сейчас более актуальны? 

- Основной мой курс - Категорийный менеджмент. Управление ассортиментом и ценообразованием в ритейле. Он подходит для любой отрасли ритейла, потому я рассказываю об универсальных методиках и инструментах, которые можно применить в своей работе и повысить эффективность компании, особенно сейчас.

- А специальную программу обучения, какой-нибудь "антипандемический" курс лекций и семинаров предлагаете фирмам?

- Специального антипандемического курса нет, хотя в марте и апреле я провела много вебинаров и конференций на тему, как развивается ситуация в ритейле в связи с пандемией, что делать на том или ином этапе. Сейчас всех волнует вопрос быстрого выхода из спада, восстановления трафика в магазины, и в текущих курсах мы неизбежно рассматриваем эти вопросы, конечно.

- После долгого перерыва магазины розницы стали открываться. Им предстоит встреча с новыми правилами и новыми покупателями, которые бояться заразиться... Какие советы можете дать их топ-менеджерам? 

- Эти правила ритейл уже сформулировал. Продуктовые сети во всем мире работали в период карантина и выработали все стандарты. Это и работа персонала в перчатках и маках, и повышенное внимание к чистоте и уборке торгового зала, и не допускать столпотворений и очередей, разводить покупательские потоки, чтобы соблюдать дистанцию между покупателями… Еще контроль за состоянием здоровья сотрудников и членов их семей, и организация посменной работы таким образом, чтобы смены не пересекались, и при заболевании одного, на изоляцию уходит только одна смена, а не весь коллектив и т.д.

- Бизнесмены сейчас экономят на всем, и в этой связи Вы, наверное, ощущаете снижение заявок на обучение. И все же, какие знания им сейчас остро необходимы? 

- Наоборот, сейчас учатся довольно многие и охотно - хороший выбор курсов со скидками из-за пандемии. Персонал учат онлайн, при правильном подходе это не менее, а то и более эффективно. 

- А какие знания, условно, можно назвать антивирусными в условиях пандемии, способными сохранить бизнес? На чем лучше не экономить?

- Не думаю, что нужно учить специальным пандемическим знаниям для сохранения бизнеса - эта задача не формата обучения, а формата консультаций, потому что в каждом бизнесе своя исходная ситуация с кредитами, арендодателями, товарными запасами, сезонами и пр. Универсальных способов нет. Однако понятно, что более подготовленные бизнесы пострадали и пострадают меньше, потому что они способны быстро перестраиваться, и у них финансовая ситуация должна быть изначально лучше. Если у бизнеса стоит вопрос выживания, экономить нужно на всём ради сохранения бизнеса. 

- А на чем не экономить?

- Если вопрос в скорости восстановления продаж, то стоит потратить деньги на эффективный маркетинг, на те меры, которые дадут быстрый результат, отложить инвестиции, открытие новых магазинов и пр.

- Видимо, для осознания опыта работы в условиях пандемии, выработки полезных рекомендаций понадобится время. Сколько времени? И какие факторы могут повлиять на это время «понимания что надо делать»?

- Трудно сказать. Мы ведь не понимаем до конца ни причин пандемии, ни её последствий, ни продолжительности. Наверное, оценить это всё можно будет только спустя время после полного окончания. По пессимистичным прогнозам, подведение реальных итогов и выяснение причин может занять нескольких лет. Сейчас США проводят расследование и уже выяснено, что заболевание началось не из-за летучих мышей, как говорилось ранее, и Китай это подтвердил. А тогда где и как? Много вопросов…


Чернец Владимир / Сегмент.Ру


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.