Carrefour готовится в этом году освоить российскую розницу

11.03.2005 03:00:00 34
Вторая в мире розничная сеть — Carrefour готовится в этом году начать работу в России. В отличие от своей французской "соотечественницы" Auchan Carrefour собирается открывать свои магазины в России на условиях франшизы.

www.vedomosti.ru

Юлия Ярош, Кирилл Корюкин

Вторая в мире розничная сеть — Carrefour готовится в этом году начать работу в России. В отличие от своей французской "соотечественницы" Auchan Carrefour собирается открывать свои магазины в России на условиях франшизы.

Carrefour основана в 1959 г. По данным Hoovers, это второй по величине ритейлор в мире с оборотом $88 млрд. Компания управляет более чем 6000 магазинами в 30 странах. Компания контролируется несколькими французскими семьями, часть акций котируется на Euronext. Вчера капитализация компании составляла 28,6 млрд евро. Оборот розничной торговли в России в 2004 г. составил 5 трлн 565,5 млрд руб., что на 12,1% больше по сравнению с предыдущим годом.

О том, что Carrefour готова начать работу на российском рынке, "Ведомостям" рассказал ее консультант, коммерческий директор компании Meti (поставляет ПО торговым сетям) Кристиан Хеpфорт. Ранее он работал менеджером Carrefour по работе с франчайзи во Франции. По данным Херфорта, Carrefour планирует продать франшизу кому-нибудь из российских ритейлоров. "Я удивлюсь, если это не случится до конца года", — говорит он.

Поиском франчайзи для Carrefour занимается консалтинговая компания Hyperestate, сообщил "Ведомостям" сотрудник одной из столичных инвесткомпаний. "К концу месяца консультанты определят концепцию, стоимость и список из десятка будущих партнеров", — рассказывает собеседник "Ведомостей". Сотрудник Hyperestate подтвердил, что компания ищет партнеров для Carrefour, но претендентов не назвал. По его словам, французы готовы продавать права на открытие как гипермаркетов, так и супермаркетов. В Carrefour от комментариев отказались.

Carrefour пыталась покорить Россию в конце 90-х, тогда компания подыскивала участки для строительства гипермаркетов. Теперь французы хотят "протестировать рынок без рискованных капиталовложений", предполагает Олег Войцеховский, управляющий директор Российского совета торговых центров.

Херфорт не называет стоимость франшизы Carrefour. "Вряд ли она будет стоить дешевле франшизы "Пятерочки" (около $800 000)", — говорит гендиректор компании "Спар Централ Раша" Дмитрий Маслов. "Спар Централ Раша" (владелец генеральной франшизы голландской Spar на центр России) продает сублицензии Spar по $100 000.

Ни один из ритейлоров, опрошенных "Ведомостями", не признался в желании получить лицензию Carrefour. По мнению Херфорта, идеальным франчайзи для Carrefour была бы сеть гипермаркетов "Мосмарт", похожая на Carrefour "не только планировкой магазинов, но и цветовым решением". Но гендиректор "Мосмарта" Семен Слуцкий утверждает, что предложений от Carrefour не получал и не заинтересовался бы ими. "У "Мосмарт" уже отработаны собственные технологии [торговли]", — говорит он. Аналогичные ответы дали председатель совета директоров "Перекрестка" Лев Хасис, председатель правления питерской "Ленты" Олег Жеребцов, президент группы "Виктория" (сети "Квартал" и "Дешево") Николай Власенко.

В германской Metro не видят опасности в появлении в России магазинов Carrefour. Рынок еще не насыщен, говорит представитель российского офиса Metro Юлия Белова. Вывеска Carrefour вряд ли может служить для магазина конкурентным преимуществом, поскольку с этой маркой знакомы не более 2% россиян, утверждает аналитик Альфа-банка Александр Свинов.

За то время, пока Carrefour присматривалась к российскому рынку, в нашей стране освоились французская Auchan, германская Metro и голландская Spar. А вот крупнейшая розничная компания мира — американская сеть Wal-Mart c оборотом более $250 млрд так и не решилась начать бизнес в России, несмотря на многочисленные встречи с российскими чиновниками и даже заявление собственного руководства о планах прийти в Россию весной 2004 г.