ФРАНШИЗА
от российского производителя

Бизнес внутри бизнеса

Как узнать, что ваши сотрудники начинают работать на себя, используя ресурсы компании, рабочее время, оборудование и расходные материалы, и предотвратить возникновение паразитических схем


Источник: журнал «На стол руководителю»

Наверное, каждому руководителю знакома такая картина: вороватый взгляд и смущенная улыбка его работника… Да, сотрудник, который использует служебные ресурсы в личных целях – в наше время не редкость. Он может разговаривать с родственниками по межгороду или бродить по Интернету за ваш счет, может выполнять «левые» заказы на вашем оборудовании, а может и «продавать» ваших клиентов конкурентам. В России воровали всегда, воруют сегодня, будут воровать у своих хозяев и завтра, причем коммерческие структуры к этому особенно располагают.

Известно, что развитие бизнеса, особенно в сфере услуг, в большей части зависит не от технической составляющей, а от «человеческого фактора». Организовав техническую составляющую, собственник нанимает сотрудников, основной задачей которых становится привлечение и обслуживание клиентов, продвижение компании и вытекающее отсюда получение прибыли. Сотрудник общается непосредственно с клиентами, он привлекает их в компанию, продает им услуги компании. На первых порах практически каждый стремится проявить себя с лучшей стороны и выкладывается настолько, насколько ему это позволяют его возможности. Однако со временем вы можете заметить, что в фирме происходит что-то не то, число клиентов не растет или даже сокращается, прибыльность бизнеса падает, а в итоге выясняется, что ваш сотрудник начал использовать возможности вашей фирмы, чтобы получать выгоду исключительно для себя. Редакция пригласила руководителей предприятий и специалистов по работе с персоналом обсудить ситуацию и получить ответы на вопросы: «Как распознать?», «Как реагировать?» и «Как предотвратить?»

Как распознать, что сотрудник работает на себя?

Скрывать работу на свой карман можно только до поры до времени. Как бы хорошо ни маскировался «внутренний предприниматель», всегда остаются следы его деятельности. Так же как и признаки, по которым его можно распознать. Участники обсуждения назвали как главный критерий (невыполнение прямых обязанностей), так и несколько косвенных признаков.

СОТРУДНИК НЕ СПРАВЛЯЕТСЯ С ОБЯЗАННОСТЯМИ.Основной показатель того, что сотрудник в рабочее время начинает работать на себя – невыполнение им основных обязанностей. Если он стал хуже выполнять свою работу, перестал справляться с объемом, с которым раньше справлялся без проблем, допускает неоправданные задержки или срыв сроков, хотя раньше за ним такого не замечалось – это тревожный симптом. Безусловно, причина может быть другой, но достаточно часто она заключается именно в том, что у сотрудника появились «более важные» дела.

ОТСУТСТВИЕ НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ. Должны настораживать ситуации, когда сотрудника не оказывается на рабочем месте. «Нарушители» придумывают самые немыслимые оправдания: плохое самочувствие, похороны родственников, проблемы в семье, лопнувшая батарея и даже болезнь любимой канарейки. Они начинают чаще брать отгулы и больничные листы. Если работа «нарушителя» связана с периодическими выездами, то он начинает постоянно опаздывать, долго задерживаться в каких-либо поездках.

СНИЖЕНИЕ ИНТЕРЕСА К РАБОТЕ. Когда все мысли заняты «собственным бизнесом», у работников заметно снижается интерес к основной работе. Частая погруженность сотрудника в собственные мысли зачастую свидетельствует отнюдь не о его своеобразных личных качествах, а о том, что он работает не только на вас. И именно по этой причине он думает о чем-то другом – а не о ваших производственных проблемах.

ИЗЛИШНЕЕ УСЕРДИЕ. К тревожным индикаторам относится и обратное явление: сотрудник стал слишком рано приходить на работу или постоянно задерживается дольше остальных.

НЕОПРАВДАННАЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ. Еще один признак – когда ваш сотрудник задает технические вопросы, которые не имеют непосредственного отношения к выполняемым в данный момент работам.

РОСТ РАСХОДОВ. Обратите внимание на такие факторы, как возрастание Интернет-трафика (причем часто во внерабочее время), увеличение расхода материалов, рост транспортных расходов – если они оплачиваются.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫЕ РАЗГОВОРЫ. Признаки работы сотрудника на самого себя можно усмотреть в том, что он резко прекращает свою работу за рабочим столом или разговоры по телефону, когда к нему подходит руководитель. Он начинает получать больше личных звонков на сотовый, часто выходит с телефоном в коридор, в тамбур, в помещение для курения.

ПОСТОРОННИЕ КЛИЕНТЫ. Каждый руководитель знает специфику задач, поставленных перед своими работниками. Если вы замечаете, что сотрудник ведет телефонные переговоры на не связанные с работой темы или в офисе компании появляются незнакомые люди, необходимо серьезно задуматься: не завелся ли у вас «крот»?

НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ ПОЧТА. Сотрудник пользуется внешними почтовыми системами, которые находятся вне контроля компании.

НЕОБЪЯСНИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ КЛИЕНТОВ. Вам знакома ситуация, когда клиенты хотят общаться только с одним вашим сотрудником? И если тот болеет, заказчики предпочитают дождаться его выхода на работу? Можно объяснить этот факт высочайшим уровнем обслуживания, который обеспечивает заказчикам ваш сотрудник. А можно задать себе вопрос: а соблюдает ли он установленный в компании порядок выполнения работ, не пользуется ли обходными путями, чтобы, например, не согласовывать заказ у руководителя среднего звена?

Если ваш сотрудник занимается подработкой, на это можно закрыть глаза, посчитав приработок компенсационной доплатой, можно заставить делиться, наконец, просто уволить. Но лучше предупредить возникновение паразитических схем.

Принимая сотрудника на работу, работодатель гарантирует ему возможность продвижения по служебной лестнице, приобретения новых знаний и навыков и определенную денежную компенсацию. За что именно он платит эти деньги? Прежде всего за рабочее время и профессиональные навыки. Не важно, чем будет заниматься сотрудник согласно должностному расписанию: раскрашивать матрешки или корректировать астрономические расчеты – и матрешки и расчеты принадлежат работодателю, он за них заплатил. Однако далеко не всегда работодатель получает все те матрешки, которые были расписаны его сотрудниками за восемь часов рабочего дня. Нередко четверть, а то и треть своего времени и сил служащие компании тратят на свои «подработки», «халтуры» и т.д.

Девять способов борьбы с паразитическими схемами

1 Дамоклов меч

Угроза неизбежного увольнения может служить некоторой гарантией от возникновения паразитических схем. Если вы обнаружили такую схему, необходимо жестко и принципиально отреагировать, невзирая на ценность сотрудника-создателя или хорошие (даже родственные) отношения. Как говорит Харви Маккей, «вашу жизнь портят не те люди, которых вы уволили, а те, которых вы НЕ уволили». Но надо понимать, что угроза увольнения может быть действенной, только если сотруднику будет что терять на этой работе в плане зарплаты и условий.

2 «Место прокормит»

Впрочем, встречаются предприниматели, которые намеренно назначают своим работникам низкую зарплату – дескать, сами доберут недостающее. Подобная стратегия управления имеет глубокие исторические корни в России: в былые времена случалось, что царским чиновникам и вовсе не назначалось содержание – «место прокормит!» Выход – приведение зарплаты в соответствие с рыночным уровнем, хотя многие предприниматели предупреждают, что простое повышение окладов проблему не решит – привыкший работать на себя будет поступать так и после прибавки к зарплате.

3 Выход из тени

«Черные» и «серые» схемы бизнеса делают его уязвимым со стороны как внешних, так и внутренних врагов. О какой морали или корпоративной культуре может идти речь, если руководитель показывает дурной пример? Логика типа «мне обманывать государство можно, а вам меня – ни в коем разе» вряд ли будет с пониманием воспринята подчиненными.

4 Бизнес-инкубатор

Если у вас есть сотрудники, которые досаждают вам своей назойливостью и забрасывают вас идеями и предложениями, не отмахивайтесь от них. Выделите им определенные ресурсы – временные и материальные, чтобы они могли попытаться реализовать свои идеи на практике. Компания 3M, например, позволяет своим исследователям тратить 15% времени на собственные проекты.

5 Ключевой вопрос

Оценивая каждого сотрудника, задайтесь вопросом: «А что если бы он работал на конкурентов?» Быть может, ответ заставит вас предложить своему лучшему сотруднику долю в бизнесе и тем самым застраховаться от серьезных потерь в случае его ухода к конкурентам или организации своего «внутреннего» бизнеса.

6 Ротация

Вполне выгодной для фирмы может оказаться практика регулярных кадровых перестановок. С одной стороны, людям надоедает однообразие, и новый участок работы поможет разжечь угасший энтузиазм, с другой стороны, всегда есть возможность преподнести перестановку как повышение, что также благотворно скажется на моральном духе сотрудника и его лояльности. В то же время перестановки будут оказывать разрушительное действие на «внутренние» бизнес-схемы.

7 Уговор дороже денег

Некоторые категории работников, например, 1С-программистов, почти невозможно контролировать в плане их побочных доходов. Если говорить о приведенном примере, то работодатели – франчайзи 1С – практикуют «джентльменские соглашения» со своими сотрудниками: «Работайте честно с нашими клиентами, а если сами найдете заказчика, то калымьте на здоровье!»

8 Засланный казачок

«Калым» работника, во многих случаях, может вылиться в огромные неприятности для работодателя. Один продавец в спортивном магазине подрабатывал тем, что продавал анаболические стероиды. «Добрые» конкуренты быстренько донесли в налоговую, и у ни в чем неповинного хозяина возникли проблемы. Если риски такого рода существуют, то необходимо постоянно проверять своих работников «на вшивость», организуя, например, контрольные закупки с помощью знакомых или специально нанятых людей.

9 Паршивых овец отсеивают при покупке

Многих неприятностей можно избежать, если тщательнее подходить к процессу подбора персонала. Часто работодатели при собеседовании не затрагивают вопросы, касающиеся личности соискателя, его привычек, образа жизни и т.д. Но если, например, соискатель привык жить не по средствам, то более высокая зарплата на новой работе ничего не изменит – он просто будет тратить еще больше, а недостающее добирать уже из вашего – в конечном итоге – кармана.


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.