Что нужно знать о лицензиях, если вы начинаете работать с ними?

07.07.2017 16:49:00 106
Сегодня в России представлено более 300 лицензиатов, объем рынка лицензионной продукции в городах-миллионниках составляет 34 млрд. рублей в год.

«Культурное» лицензирование: особенности российского рынка

Лицензирование в России имеет ряд особенностей. В отличие от «зрелого» глобального рынка с уже сформированной культурой лицензирования и потребления, где партнеры чаще всего сами идут к правообладателю, лицензиарам в России зачастую приходится искать для себя лицензиатов.

В Америке и Европе лицензия воспринимается как комплексная кампания с использованием бренда.  К сожалению, в России таких примеров пока мало. Но уже начинают появляться ряд «продвинутых» производителей, которые давно работают с лицензированием и понимают, какие возможности для продвижения дает лицензия при комплексной  маркетинговой поддержке.

Кроме того, в зарубежных странах стремительно развивается лицензирование товаров для взрослой аудитории, в то время как в России представлены единичные примеры.  Например, несколько лет назад на российский рынок вышел большой спортивный бренд – «Сочи 2014». В России был создан прецедент по развитию и ведению лицензионного бизнеса, которым наше отечественное лицензирование сегодня по праву может гордиться. Эта ниша имеет огромный потенциал, поскольку она впервые охватила «недетский» сектор – именно лицензирование товаров для взрослых открывает большие возможности в будущем. Стоит, однако, отметить, что тренд только зарождается и вряд ли наберет силу в 2017 и даже 2018 году. Только очень сильные, популярные бренды, которые могут быть органично интегрированы в разные категории продуктов, имеют шанс на успех в России.

«Белые пятна» лицензионного рынка в России

Сильный отпечаток на отечественный лицензионный рынок накладывают так называемые «белые пятна» – нелегальное использование имиджей популярных персонажей. Контрафакта на российском рынке много, его качество довольно низкое: обычно в производстве используются дешевые материалы, которые не всегда безопасны для детей и их родителей. В связи с этим у потребителя часто создается ощущение «дешевизны» лицензионного продукта, так как покупатель не всегда может отличить оригинальную продукцию от контрафакта. Безусловно, подобные моменты очень сильно мешают развитию лицензионного бизнеса в России.

Однако даже в условиях кризиса производители будут предпочитать работать по лицензии, несмотря на более низкую себестоимость контрафактной продукции. Во-первых, это связано с тем, что уже сегодня на российском  рынке существуют лицензиаты, которые давно поняли преимущества «легального» лицензирования и грамотно выбирают лицензии.  Именно эта группа производителей является наиболее требовательной – они заранее изучают опыт других европейских рынков, просят плановую маркетинговую поддержку лицензиара (как онлайн, так и офлайн). Более изобретательные лицензиаты планируют и разрабатывают продукты, учитывая добавленную ценность товара - «added value» – уникальную особенность, которая делает его непохожим и, как следствие, более привлекательным для потребителя (например, пицца с упаковкой, которая превращается в настольную игру; шампунь с игрушкой в виде крышки флакона и т.д.).  

Во-вторых, ввиду относительной «молодости» российского лицензионного рынка, правообладатели стремятся проводить образовательную работу с компаниями. На семинарах и презентациях они рассказывают, как работает такая бизнес-модель, а также объясняют, в чем заключаются преимущества лицензирования. Например, в апреле NVCP совместно с Дмитрием Высокосовым – управляющим партнером Natico Solutions Inc. и лидером многих программ в сфере построения систем национальных продаж – провели ряд тренингов для ключевых партнеров, в которых рассказали о навыках ритейл-продаж лицензионной продукции на примере брендов NVCP.

Таким образом, уже сейчас можно говорить о том, что лицензирование в России выходит на новый уровень – вместе с новыми нестандартными и интересными продуктами на рынке будет меняться и отношение производителей и поставщиков к покупке прав на использование бренда.

Что ждать от лицензирования в 2018 году

По прогнозам Nickelodeon Viacom Consumer Products, лицензирование в розничных сетях станет одним из направлений, которое получит широкое распространение в ближайшем будущем. К лицензионным трендам  в ритейле уже сейчас можно отнести:

o    Лицензирование СТМ (собственных торговых марок) сразу в нескольких товарных категориях. Подобная практика широко распространена в мире, в России она только начинает набирать обороты. Розничные сети начнут использовать лицензирование, чтобы сделать продукт более ценным и привлекательным в глазах потребителя.
Создание и расширение программ лояльности в розничных сетях для удержания трафика, сохранения «среднего чека» и повышения лояльности клиентов.
Использование новых лицензионных приемов в «борьбе за полку» (shelf space), включающих бренд-зоны, интерактивные пространства и другие инструменты для эмоционального общения с потребителями непосредственно в точках продаж.
o   Дальнейшее распространение технологии дополненной и виртуальной реальностей (Augmented reality & Virtual reality) получат развитие не только в играх, и в тематических парках, но и в розничных магазинах для удержания, привлечения и направления трафика.

Кроме того, в 2017 году к новым трендам в лицензировании следует добавить:

o    Лицензирование спортивных брендов – сейчас активно развивается лицензирование в КХЛ, в дальнейшем ожидается всплеск интереса к спорту в связи с Чемпионатом Мира по футболу в 2018 году
o   Лицензирование брендов знаменитостей – лицензионная продукция позволяет обеспечивать не только узнаваемость, но и доход. Постоянная поддержка имени спортсменов, музыкантов и телеведущих в СМИ будет и дальше способствовать высоким продажам.
o   Лицензирование шоу, спектаклей и тематических парков – сегодня бренды все чаще стремятся взаимодействовать со своей аудиторией. Лицензирование в сфере развлечений позволит выйти за пределы медиа-контента и вплотную приблизиться к потребителю, дав ему новый опыт взаимодействия с брендом.


Петя Тончева (Petia Toncheva),
Директор по лицензированию Nickelodeon Viacom Consumer Products (NVCP) в России, СНГ и странах Балтии.

Источник: https://new-retail.ru