Как извлечь уроки из неудач

Кризис — самый интересный период в жизни организации. Во времена кризиса люди вынуждены говорить на темы, которых до этого старательно избегали.


vedomosti.ru

Как извлечь уроки из неудач

Иногда поражения учат лучше, чем победы (Стефан Стерн)

Многочисленные пособия по менеджменту создают у читателей ложное впечатление, что бизнес бывает только успешным, конкуренты нужны, чтобы их побеждать, доля рынка — чтобы ее захватывать. Но почти никому не удается избежать чувствительных поражений. Вопрос в том, как добиться, чтобы каждая неудача становилась шагом к будущему успеху.

Далеко не каждая компания доминирует на рынке. Бизнесменам давно пора понять, что неудачи — такая же норма жизни в бизнесе, как и победа. “Предпринимателю, впервые выходящему на рынок, вряд ли удастся избежать болезненных поражений, — говорит Рита Макграт, профессор бизнес-школы при Колумбийском университете. — Каждая неудача — это результат своеобразного эксперимента. Она может быть полезной, если чему-нибудь вас научит. Но воспользоваться полученным опытом удается далеко не каждому”.

Кэмел Меллахи из бизнес-школы Нотингемского университета долго занимался изучением причин неудач в бизнесе. “Молодые организации менее успешны, чем старые. А маленькие — менее успешны, чем большие. Так что главные недостатки компании — небольшой размер и молодость. Это еще раз подтверждает тезис о необходимости быстрого роста”, — утверждает он.

Успех развращает

Меллахи приводит несколько причин неудач. “Наиболее уязвимы организации, переживающие стадию радикальных перемен, — говорит он. — Успех часто губит компанию. Поверив в неизбежность успеха, организации становятся высокомерными и инертными. Если вы ищете причины неудач, проанализируйте поведение компании на пике успеха”, — добавляет он. Именно в преуспевающих предприятиях велика вероятность избрания однородного совета директоров и увеличения сроков пребывания высших руководителей на своих постах. Оба эти фактора со временем могут привести компанию к краху.

Способность учиться на собственных ошибках — ключевое качество любого бизнесмена. “Организации редко чему-нибудь учатся и часто извлекают из случившегося неправильные уроки. И в этом очень большая проблема. Каждый руководитель субъективно воспринимает проблемы и неправильно формулирует их коллегам”, — отмечает Меллахи.

Профессор Макграт изучила основные признаки компаний, обреченных на неудачу: “В них непроверенные предположения не отделяют от реальных фактов, на плохо проработанные проекты возлагают слишком большие надежды и вкладывают в них слишком много средств. Их руководители не способны поменять однажды принятую точку зрения”.

В своем недавнем исследовании Роберт Кресси, профессор финансов из лондонской бизнес-школы Cass, выделил два основных элемента, предопределяющих успех и неудачу в малом и среднем бизнесе, — человеческий капитал и диверсификацию. “Многие видят проблему в недоступности финансовых ресурсов. Но это не совсем верно. Настоящая проблема — плохое управление. Необходимы настойчивые руководители, уверенные в своих силах, внимательные к мелочам. В свою очередь, организациям, сумевшим найти или воспитать таких менеджеров, необходимо как можно скорее диверсифицироваться”, — объясняет он.

Джилл Мурдант, преподаватель лондонской школы бизнеса Open University, практикующий консультант, рассказывает, что руководители часто сами просят ее не углубляться в изучение проблем. “Они говорят мне: “Лучше ничего не знать. Если вы расскажете мне о проблемах, мне придется ими заниматься”, — отмечает она.

Однако потенциальные угрозы могут легко превратиться в реальные. “Кризис — самый интересный период в жизни организации, — говорит Мурдант. — Во времена кризиса люди вынуждены говорить на темы, которых до этого старательно избегали”.

Конечно, намного приятнее читать статьи и книги о стратегиях успеха и стиле поведения успешных людей. Но значительно больше внимания менеджеры должны уделять потенциальным угрозам, нависшим над их собственными организациями. Мурдант вспоминает некогда нашумевшую книгу “Время перехода: предсказуемые кризисы взрослой жизни” (Passages: the Predictable Crises of Adult Life) Гейла Шихи, которую тот написал еще в 1977 г. Книга учит извлекать пользу из собственных жизненных кризисов и неудач. “В каждой неудаче заложена возможность личного психологического роста”, — утверждает Мурдант.

Начать сначала

Руководителю, которого постигла неудача, следует найти в себе силы объективно оценить ситуацию. “Возможно, это самое важное качество, которое должен продемонстрировать лидер в подобной ситуации”, — говорит Роб Дэвис, управляющий директор компании по изучению бизнес-психологии Water for Fish в Великобритании.
,br> “Вы должны понять, с чем на самом деле столкнулись — с катастрофой, кризисом или просто очередным изменением бизнес-климата, — продолжает свою мысль Дэвис. — Розабет Мосс Кантер из Гарвардского университета однажды заметила, что "когда человек находится в центре событий, то ему кажется, что все складывается неудачно". Поэтому так важно понять, что реально происходит в данный момент. Нужно задать себе вопрос: что именно осложняет ситуацию? После этого можно решить, как из этой ситуации выходить”.

Еще одна причина возможной неудачи — жесткие и неменяющиеся представления о проекте в начале, в середине и в конце работы над ним. “Мне регулярно приходится наблюдать, как организации на всех парах несутся к неизбежному краху”, — говорит Дэвис.

“Многие считают, что то, что привело к успеху однажды, приводит к успеху всегда. Но если ситуация изменилась, то и компании приходится меняться. Задумайтесь, правильно ли вы определили критические факторы успеха. Перефразируя Эйнштейна, можно сказать, что необходим новый подход, чтобы выкарабкаться из ямы, в которую завел вас старый”, — поясняет он.
,br> В Великобритании и в большинстве стран Европы банкротство традиционно ассоциировалось с позором. В Японии банкротство может привести к самоубийству. А в США никто не принимает всерьез предпринимателя, который не обанкротился хотя бы однажды.

“Создание нового предприятия чем-то похоже на покупку реального опциона. Потенциальный выигрыш очень велик (если все сделать правильно). Вопрос в том, какую цену вы готовы заплатить за эту возможность. Чем раньше проваливается проект, тем дешевле он обходится. Вы сможете себе позволить сколько угодно поражений, если их цена не слишком высока”, — объясняет профессор Макграт.

Не стоит бояться неудач, утверждает Пол Ормерод, экономист и автор книги Why Most Things Fail (“Почему почти никогда ничего не получается”). Без них невозможно движение вперед. Стремление к новизне — это, пожалуй, еще один фактор, который заставляет нас раз за разом пробовать, раз за разом терпеть неудачу и лишь время от времени добиваться успеха. “Успешные бизнесмены всегда интуитивно чувствовали, где их ждет победа”, — рассказывает Ормерод. По этой причине он считает бессмысленными и неубедительными разговоры о “неспособности заглянуть в будущее”.

Итак, на самом деле перед бизнесменом остается всего одна проблема — потерпеть поражение как можно раньше, как можно быстрее и с минимальными потерями. А после этого не помешает воспользоваться советом знаменитого танцора Фреда Астера, который говорил: “Встаньте, отряхнитесь и начните все с начала”.


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.