Канцелярский рынок Кавказа на пороге ГИПЕРэры

01.06.2006 14:56:53 69
Как предполагает Карен Григорян, через три-максимум, пять лет можно ожидать прихода на Кавказ московских гипермаркетов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако тот канцелярский бизнес, о котором нам предстоит говорить, находится еще только на пороге ГИПЕРэры и живет пока по своим, довольно своеобразным, законам и обычаям

Сахраб Исамединович Ширинов в канцелярском бизнесе уже больше 12 лет. Фирма «Тетрабум», которую он возглавляет, считается самым крупным оптовиком на дагестанском рынке, и обеспечивает канцелярскими товарами почти все местные канцелярские магазины, а их, как считает Сахраб Исамединович, в республике немало. «В одной Махачкале около десяти, и еще по одному магазину есть в каждом районном центре». Кроме Дагестана, «Тетрабум» также поставляет канцтовары на азербайджанский и чеченский рынки.

Компания арендует склады в Махачкале, куда и приезжают закупаться большинство местных оптовиков. Конкурентов у Сахраба Исамединовича немного. По его словам, на этом рынке присутствует еще только один крупный оптовый оператор, - он работает как частный предприниматель, - остальные участники рынка намного меньше и едва ли могут оспаривать лидирующие позиции «Тетрабума».

Сам Сахраб Исамединович тоже не стремится способствовать усилению конкуренции в регионе, и потому не организует собственную розничную сеть. Как он говорит, «чтобы не мешать». «Если я это сделаю, магазины, которые от меня ‘‘питаются’’, погаснут».

Производителей канцтоваров, если только не считать изготовителей разнообразных бланков, в Дагестане нет. Товар Сахраб Исамединович закупает в основном в России, у крупных оптовиков или напрямую у производителей, с которыми за долгие годы сотрудничества у него налажены уже достаточно прочные связи.

В целом, Сахраб Исамединович считает канцелярский рынок Дагестана очень перспективным: «Уровень жизни в Махачкале сейчас поднялся. Люди живут нормально, и последние 2-3 года покупатели в городах уже требуют хорошие дорогие товары. Конечно, в районах, по-прежнему, больше берут дешевую продукцию, но объемы рынка здесь очень большие».

Проблемы у его компании, как считает Сахраб Исамединович, такие же, как и у любой другой: аренда складов, налоги, челноки, которые везут товар из Пятигорска и «ломают» цены. Кажется, гораздо больше руководителя «Тетрабума» возмущает телевидение, которому кавказские предприниматели обязаны настороженным отношением к себе со стороны коллег из других регионов страны. «На самом деле то, что по телевизору показывают, это везде бывает, в Москве тоже неспокойно, - уверен Сахраб Исамединович. - Но простой народ, у нас, как и везде, живет нормальной жизнью и занимается своим делом».

Источник: Segment.ru

Карен Александрович Григорян представляет компанию «Канцлер-Кавказ» (Пятигорск). Компания существует с 2000 года и является поставщиком канцелярских товаров на рынок Кавказских Минеральных Вод, Ставропольского края, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Дагестана, Карачаево-Черкесии, Ингушетии и стран ближнего зарубежья - Грузии, Армении, Азербайджана.

Основным для «Канцлер-Кавказа» является оптовое направление, но в последнее время фирма активно развивает и свою розничную сеть. «У нас уже есть один магазин в Краснодарском крае, два в Железноводске, и сейчас мы еще ведем строительство в Ессентуках, Георгиевском районе, в Ставрополе», - рассказывает Карен Александрович. - Единого названия у них нет, они все называются по-разному. Это связано со спецификой рынка. Дело в том, что магазин, находящийся в Краснодарском крае не может называться «Канцлер-Кавказом», так как в местных тендерах, могут участвовать только представители Краснодарского Края, каковыми мы не являемся. Поэтому мы идем на то, что открываем там ЧП, и таким образом уже третий год подряд выигрываем тендер».

Занятие розницей Карен Александрович связывает с необходимостью противостоять конкуренции, причем со стороны преимущественно московских компаний: «Каждый считает, что хуже, чем в его регионе конкуренции не бывает. Мы, в общем, так же считаем. На нашем рынке три основных оператора. Один из них «Бумага-С» занимается главным образом корпоративным обслуживанием, а две другие компании - оптом и так или иначе между собой конкурируют. Это СКПИЦ и мы - «Канцлер-Кавказ».

«Но есть и другая конкуренция, на другом уровне. Политика некоторых московских компаний, бывает зачастую непонятной. Ряд компаний ведут двойную игру. Они говорят: вы наши представители, берите все, что хотите, мы вам даем скидку. А потом проходит какое-то время и оказывается, что эта же компания предлагает товары, которые мы у них закупаем, нашим клиентам - магазинам, которые мы обслуживаем, - причем разница в цене совсем несущественная - 4-5%. Если у компании есть представители в регионе, для чего тогда проводить акции, предлагать почти по тем же ценам товары более мелким потребителям? Или опять же если есть представитель в регионе, зачем нужен второй представитель? Для того, чтобы искусственно создать конкуренцию, не дать заработать! В результате начинается ценовая война, наценки на товар начинают опускаться, товар становится для нас неинтересным. Причем перестают зарабатывать, и мы, и они. Договориться, конечно, пытаемся, но это практически невозможно - рынок узкий.

«Кроме того, я считаю, что в нашем регионе, еще два-три, ну максимум, пять лет остается до прихода московских гипермаркетов. И если московские компании поставят перед собой задачу не дать региональным компаниям работать, то так оно и будет. Именно по этой причине мы решили уходить в розницу и начали строить свою собственную розничную сеть. Другого пути для выживания нет».

Впрочем, после прихода московских гипермаркетов изменения ждут, вероятно, не только нынешних продавцов, но и их потребителей, которым, скорее всего, предстоит менять свои покупательские привычки. «На юге люди достаточно специфичны. Приходит человек в магазин, и ему нужно то, чего нет ни у кого. Так и говорит: «Мне это не подходит, это ерунда, мне дайте что-нибудь дорогое». Причем ему все равно, что ты ему предложишь, лишь бы было дорого», - поделился своими наблюдениями Карен Александрович.
Мы, конечно, поинтересовались, насколько дорогой товар требуют покупатели.
- Им нужен товар московского уровня: дорогой, элитный, - ответил глава «Канцлер-Кавказа и тут же поправился, что, дорогие вещи доступны, конечно, не всем, поскольку рынок все-таки очень неоднородный: «Казалось бы, регион один - Южный Федеральный округ, но при этом в Дагестане нужно самое дешевое, Владикавказ и Пятигорск берут самое дорогое; в Нальчике, в зависимости от того, в каком районе города находится магазин, берут дорогое или дешевое. А магазину в Железноводске больше подходит товар среднего уровня».

Стараясь предоставить клиентам широкий ассортимент, «Канцлер-Кавказ» не ограничивает себя в выборе партнеров и сотрудничает с разными поставщиками. «Бумажно-беловая продукция у нас в основном российская, а все остальное это – Европа и Китай. С Китаем мы напрямую работаем, у нас давние, хорошие отношения. Но что мы можем из Китая привезти дорогого? Можно красивое привезти, но из хорошего, качественного там трудно подобрать что-нибудь. Возили одно время из Испании, но сейчас перестали: проще в России покупать товар. Вообще, мы стараемся брать все. Магазины сегодня хотят друг от друга отличаться, иметь свое лицо, и наша задача предоставить каждому из них такую возможность».

После успеха размещенной у нас статьи о «канцелярском» Ростове, мы решили продолжить южную тему, и представить Вам двух крупнейших операторов, работающих на канцелярском рынке Кавказа – директора компании "Тетрабум" Сахраба Исамединовича Ширинова и директора компании «Канцлер-Кавказ» Карена Александровича Григоряна. Интервью с ними не были заранее запланированы, мы беседовали с предпринимателями в Москве, куда они приезжали по делам. Но, тем не менее, нашим собеседникам удалось очень убедительно представить канцелярский рынок своего региона, который, по мнению одного из них, находится сейчас на рубеже важного этапа своего развития. Как предполагает Карен Григорян, через три-максимум, пять лет можно ожидать прихода на Кавказ московских гипермаркетов со всеми вытекающими отсюда последствиями. Однако тот канцелярский бизнес, о котором нам предстоит говорить, находится еще только на пороге ГИПЕРэры и живет пока по своим, довольно своеобразным, законам и обычаям.
Итак, давайте знакомиться.