Куда несет канцелярский корабль

Рост первой половины 2016 года сменился в июле-августе резким падением для большинства игроков канцелярского рынка. Перспективы отрасли стали основной темой форума «Главный канцелярский вопрос 2017». «Сегмент.ру» выслушал результаты прошедшего сезона и прогнозы на текущий год от производителей, дистрибьюторов и розничных сетей.

Своими оценками минувшего года и прогнозами на наступивший сезон участники рынка поделились в ходе форума «Главный канцелярский вопрос 2017», который прошел в подмосковном «Крокус Экспо» 13 марта.

То, что прошедший год выдался непростым, не стало новостью для собравшихся. Гостей форума интересовали подробности: тренды, ключевые показатели в деньгах и штуках, а главное — прогнозы на новый сезон.

Производители

Для производителей 2016-й получился неоднозначным. Если в первую половину года бумажно-беловой сегмент рос «на сухих складах и ожиданиях», то вторые полгода была стагнация, рассказывает Игорь Зайцев, заместитель генерального директора ООО «Компания «БиДжи». По его словам, в целом, все вменяемые игроки подросли, и ситуация на рынке осталась неизменной, за исключением того, что частично, кое-где и до нуля, снизился сезонный спрос.

Стабильность бумбела Игорь Зайцев связывает с ростом количества учеников: в 2014-2015 учебном году этот показатель вырос на 3,7%, в 2015-2016 году увеличился на 2,5%.

Оптимизм коллеги разделяет руководитель отдела продаж канцелярской продукции ИД «Проф-Пресс» Андрей Хворостяный. Поскольку основной потребитель бумбела — школьники, а детей в школу все равно будут собирать, то беспокоиться по поводу спроса не стоит, считает он.

«Общие тетради всегда продавались и будут продаваться. Тетради никуда не денутся, дети пойдут в школы, потребители придут к оптовикам, придут в розницу, и все будет хорошо, — рассуждает господин Хворостяный. — Легких времен никогда не было, нет, и не будет. Каждый раз есть свои сложности».

Интересно, что в «Проф-Прессе» не видят серьезной угрозы со стороны происходящей цифровизации школы, поскольку электронный дневник дублируется бумажным, и пока еще ни в одной школе не отказались полностью от бумажных дневник, впрочем, как и от классных журналов.

Несмотря на отсутствие позитивной динамики в экономической ситуации и в кошельках потребителей в компании «Хатбер-М», отмечая некоторый рост только в эконом-сегменте, рассчитывают на покупательские «рефлексы». По словам генерального директора компании Аркадия Костенко, для нынешнего покупателя тетрадь за 20 – 40 рублей — хороший способ «снять стресс и купить вообще что-либо».

Что касается перспектив бумбела, то в «Проф-Прессе» в 2017 году не ожидают серьезного падения тетрадей, по крайней мере, в штуках и сокращать производство не намерены. В «БиДжи» ожидают прирост и в денежном, и в количественном выражениях.

Дистрибьюторы

Видение ситуации со стороны федеральных дистрибьюторов описал заместитель директора по развитию компании «Рельеф-Центр» Руслан Томилин, который подтвердил данные о положительной динамике рынка в начале года и падении во второй половине года.

По оценке «Рельеф-Центра», за 2016 год в рублях рынок вырос на 9%, в штуках — уменьшился на 6%. Наибольшее падение было зафиксировано в сегменте товаров для офиса (до 10%), в школьном сегменте наблюдалась стагнация, на рынке бумаги отмечено небольшое падение.

Происходящее Руслан Томилин объясняет снижением спроса, как со стороны населения из-за уменьшения реальных доходов населения (минус 5,9% в 2016 году), так и со стороны корпоративных заказчиков, которые продолжают оптимизировать издержки и активно развивать тендерную составляющую.

Что же касается будущего канцелярского рынка, то в «Рельеф Центре» не ожидают роста по итогам 2017 года, впрочем, как и падения: в штуках показатели останутся неизменными. Это будет происходить на фоне продолжения стагнации в бизнесе, снижения инфляции и перехода покупателей в более дешевые сегменты. Эксперт рассчитывает на прекращение падения доходов населения, однако появившиеся деньги, вероятно, будут направлены на покупку более дорогих товаров длительного пользования.

Помимо этого, Руслан Томилин прогнозирует увеличение доли рынка крупных федералов с филиальной сетью, кризис крупных региональных компаний в корпоративном сегменте и начало ценовых войн, которые уже можно наблюдать, например, на рынке бумаги.

Розничные сети

Результаты розничных канцелярских сетей озвучил коммерческий директор компании «Оптимист» (г. Курск) Александр Смирнов. Его компании есть чем похвалиться: в деньгах сеть приросла к 2015 году на 22%, в основном, за счет открытия новых магазинов, количество которых увеличилось на 16,8%.

Как и для многих других участников рынка, начало года для курян выдалось оптимистичным (в деньгах оборот рос на 25%, в штуках — на 15%), однако в июле-сентябре произошел «жесткий провал». С точки зрения разбивки по сегментам, наибольшее проседание за год произошло в премиум-классе. Среди товарных категорий выросли рюкзаки и бумбел, сильно просел текстиль (фартуки и мешки для обуви).

О том, чем ознаменовался сезон для товаров для творчества, рассказал директор по развитию хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац. По его словам, рынок товаров для рукоделия и творчества очень маленький, как по деньгам, так и по объемам, и практически все попытки разных игроков заходить в него оказались безуспешными.

«Во всех странах в этом сегменте работает по одной сети. Единственное исключение — США. Причина в том, что наш товар не является товаром обязательного спроса. Товары для рукоделия и творчества потребляет очень небольшая группа людей», — поделился своим мнением Борис Кац.

Что же касается текущей ситуации, то, в отличие от кризиса 2007-2008 годов, когда рынок товаров для творчества рос очень быстро, в нынешний период экономических трудностей уволенные менеджеры не спешат тратить свободное время на хобби.

«Катастрофического падения нет, но большого роста, на который мы рассчитывали, тоже нет», — утверждает Борис Кац.

Представитель «Леонардо» не прогнозирует какого-либо бума в сегменте товаров для хобби и в текущем году. В то же время в компании готовятся к тому, что многие крупные канцелярские оптовики будут запускать собственные «творческие» бренды.

Глобальные тренды

Относительно того, в каком состоянии находится потребительский спрос со стороны россиян на канцелярские товары, и как он будет себя вести в текущем году, мнения экспертов форума несколько разошлись.

Старший консультант компании GFK Rus Сергей Иванов ожидает стабилизации ситуации в 2017 году из-за снижения инфляции и накопления отложенного спроса. Так, объем накопленных населением средств на депозитах (24,2 трлн рублей по данным ЦБ на начало 2017 года) рано или поздно должен привести к необходимости их тратить. Впрочем, как заметили на это из зала, банковские вклады увеличиваются только у состоятельных граждан, которые не являются основными потребителями канцелярской продукции.

Не рассчитывать на оживление рынка за счет восстановления платежеспособности населения предлагает и профессор Института экономики РАН, экс-замминистра экономики РФ, Иван Стариков, считающий, что надежды на рост за счет потребительского спроса «беспочвенны и бессмысленны». По его мнению, нынешняя низкая инфляция — результат сокращения торговли и товарооборота. Бурный рост экономики эксперт ожидает только при появлении позитивного настроения и доверия.

В любом случае в наступившем сезоне участникам канцелярского рынка придется развиваться, а кому-то и выживать, путем нахождения новых подходов к клиенту, поведение которого заметно меняется, и развития торговых площадок в интернете, куда активно уходят многие потребители. Против последнего утверждения из участников отраслевого канцелярского форума мало кто возражал.

Александр Полунин,

редактор группы порталов «Сегмент.ру».

Фото: Дмитрий Долгов


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.