О тектонических сдвигах

30.05.2014 15:30:00 88
В свете некоторых событий, касающихся канцелярской отрасли (о них чуть ниже), вспомнилась автобиографическая книга Генри Форда «Моя жизнь». Книга полезная для чтения во всех смыслах: и познавательно, и захватывающе, и поучительно

Хотелось бы напомнить о роли личности в истории. Вкратце: Генри Форд первым в истории промышленности создал полноценный конвейер, значительно облегчив труд рабочих. Именно Генри Форд в начала XX века первым сделал рабочих акционерами своей же автомобильной компании. И именно Генри Форд целенаправленно повышал стоимость рабочего часа. Это был первый тектонический сдвиг, положивший начало бурному развитию мирового автомобилестроения. Но для этого должен был появиться кто-то вроде Форда, пассионарий, который, вопреки стремлению к наживе жадных автомобильных воротил, хотел и имел волю не только извлекать прибыль, но и снижать стоимость своих «Фордов» и улучшить качество жизни работников.

Тектонические сдвиги меняют положение вещей в буквальном и переносном смыслах. В природе (на фоне быстротечности человеческой жизни) они происходят нечасто, но зато приводят к разрушительным землетрясениям или цунами. В нашей непосредственной жизни некоторые решения или поступки являются предвестниками порой настоящих катастроф, а иногда – революционных преобразований, тех самых тектонических сдвигов, которые, если их проглядеть, могут привести к печальным последствиям. Нечто подобное проглянуло и в канцелярской отрасли. Можно, конечно, улыбнуться, пройти мимо и посмотреть на некоторые явления как на мираж, но в данном случае все же стоит присмотреться попристальне

Некоторые критерии, применяемые к предприятиям индустрии детских товаров, по которым инвестиционные проекты могут считаться приоритетными и получить господдержку

- проекты по созданию и (или) модернизации объектов инфраструктуры для развития предприятий;

- проекты по модернизации и (или) расширению производства;

- проекты по внедрению новых типов продукции в серийное производство.

На первое

Наверное, за все время после распада СССР государство впервые обратило внимание на канцелярскую отрасль и, не исключено, даже поможет финансово развитию тех компаний, которые связаны с детской продукцией и имеют интересные инвестпроекты. Компании «ФАРМ», «Авале» и «Росмэн-Пресс» первыми из игроков рынка канцелярской и офисной продукции создали Комитет производителей детской канцелярии, хобби и творчества в структуре Ассоциации индустрии детских товаров России (АИДТ), которая продвигает интересы отечественной промышленности в Министерстве промышленности и торговли России.

Разумеется, теперь от Комитета следует ждать следующих инициатив. А иначе зачем создавать? Инициативы эти коснутся самых разных аспектов взаимодействия государства и отрасли: от изменения технических условий на продукцию до получения отдельными компаниями частичного государственного финансирования наиболее перспективных и важных для всей отрасли инвестиционных проектов.

Бурное обсуждение на нашем форуме данной активности АИДТ и отдельных компаний-участников показывает, что тема господдержки отрасли на фоне перманентного кризиса своевременна. Вопрос заключается в том, как много компаний, связанных с детской продукцией, товарами для хобби, смогут (или захотят) воспользоваться новыми возможностями. И вдвойне важно, чтобы предполагаемые изменения Технических Условий, которые, скорее всего, будут разрабатывать несколько компаний, вошедших в Комитет, не привели к проблемам всех оставшихся в отрасли. Другими словами, чтобы лоббирование не обернулось тектоническим сдвигом разрушительной силы для всех. Поэтому, по здравому размышлению, компаниям не стоит равнодушно созерцать действия канцелярских пассионариев в АИДТ. Как не стоит пренебрегать, занимаясь бизнесом, вызовами и новыми возможностями. 

На второе

Активность отдельных представителей канцелярского бизнеса теперь уже в рамках АИДТ, как бы это не звучало высокопарно и даже зловеще, органично сочетается с недавними инициативами Президента России Владимира Путина. Он объявил о создании до 1 сентября 2014 года Фонда развития отечественной промышленности, размер которого составит на первых порах несколько десятков миллиардов рублей. Поди тут разберись: связано ли создание Комитета с президентскими инициативами или нет? Создание этого Фонда должно в конечном счете способствовать экономическому росту, развитию отечественного производителя и, как следствие, импортозамещению. Вряд ли руководители государства сделали заявления ради красного словца. То есть то, о чем так долго говорили…похоже, наступило: видимо, прижало.

Правительство, в свою очередь, должно теперь до 1 октября 2014 года утвердить уже конкретные планы содействия импортозамещению на 2014-2015 годы. Будут разработаны и порядок отбора и меры стимулирования предприятий, которые смогут участвовать в реализации планов. А к 1 сентября чиновники определят номенклатуру товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупка которых будет осуществляться исключительно (преимущественно) у производителей государств – членов Таможенного Союза. Теоретически, в перечень должны войти и производители канцелярских и офисных товаров, которые такие поставки делают. И, по идее, созданный в АИДТ Комитет как раз и должен подтолкнуть данный процесс.

В целом сам факт относительной открытости обозначенных процессов говорит о том, что шанс получить поддержку государства получили не только «избранные», приближенные к власти компании (а именно так обычно и думают предприниматели), но и вполне рядовые. Во всяком случае, это видно на примере индустрии детских товаров, 17 предприятий которой в конце 2013 года выиграли конкурс на государственное софинансирование своих приоритетных инвестпроектов. А это уже факт. И в этом смысле тренд с активизацией господдержки промышленного сектора налицо.

Можно предположить, что наметившийся тектонический сдвиг в отношениях между государством и производителем, скорее всего, рано или поздно будет ощутим. И такая буферная структура, как АИДТ, по идее, должна смягчить контакт между конкретным товаропроизводителем и безликим государством. Компаниям в данной ситуации важно не упустить шанс.

В заключение хотелось бы надеяться, что никто не подумает, мол, я намекаю в своих сравнениях на конкретных персон. Все приведенные сравнения с тектоническими сдвигами, пассионариями и ролью личности в истории не более чем плод воображения. Хотелось, конечно, чтобы появились свои Генри Форды. Но чтобы быть похожим на Генри Форда мало им родиться, нужно им стать, много чего сделав. Но, как знать, может, сегодня мы и наблюдаем самые-самые первые признаки предстоящих перемен в отрасли. Ну, а те, кто возглавил это движение, поднял флаг, просто оказались первыми?

Дмитрий Мотыльков, главный редактор «Сегмент.Ру»