Отечественное производство бумажной продукции приближается к пределам насыщения рынка

17.06.2004 04:00:00 45
В январе-апреле 2004 года индекс промышленного производства в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составил 107,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом объем производства бумаги увеличился на 9,6 процента, до 1,3 миллиона тонн, картона - на 12 процентов, до 973 тысяч тонн.

Отечественное производство бумажной продукции
приближается к пределам насыщения рынка



В январе-апреле 2004 года индекс промышленного производства в лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности составил 107,5 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом объем производства бумаги увеличился на 9,6 процента, до 1,3 миллиона тонн, картона - на 12 процентов, до 973 тысяч тонн.

По прогнозам минэкономразвития, до конца текущего года производство бумаги составит 4 миллиона тонн (+9,4 процента), картона - 2,89 миллиона тонн (+7,3 процента).

Увеличение объема выпуска продукции обусловлено окончанием процесса смены собственников основных предприятий. В результате многие ЦБК обрели иностранных хозяев (главным образом, скандинавских), которые заинтересованы в модернизации производства и наращивании выпуска продукции.

Лидерами по потреблению бумаги в мире являются американцы и бельгийцы - 347 и 321 килограмм на душу населения соответственно. В России этот показатель до последнего времени составлял всего 18,2 килограмма. За последнее десятилетие Россия, занимавшая ранее 4-е место в мире по производству бумаги и картона, переместилась на 18-е.

Наибольшая доля бумаги в России приходится на газетную (книжную) продукцию. Также значительной остается доля офисной бумаги. Несколько меньшие объемы потребления приходятся на журнальную и этикеточную продукцию.

Ежегодный рост мирового производства этикеточной бумаги составляет от 4 до 6 процентов, в ближайшие годы эта тенденция останется неизменной. В последние годы на мировом рынке в роли крупных производителей этикеток все чаще выступают страны азиатского региона. В России пока не существует компаний, специализирующихся только на производстве этикетки, чаще всего этот вид деятельности является побочным.

По разным оценкам, доля импортной этикетки в общем объеме российского рынка составляет немногим больше половины, причем с каждым годом она снижается. К числу стран, наиболее известных поставщиков этикеточной бумаги в Россию, относятся Финляндия, Германия, Франция, Италия, Швеция. В значительной степени объем импортных поставок этикеточной бумаги в Россию ограничен ставкой таможенной пошлины, которая для готовой этикетки составляет лишь 5 процентов, а для этикеточной бумаги - 15 процентов. После кризиса 1998 года, когда в отдельных сегментах объемы производства упаковочной бумаги упали на 35-40 процентов, начиная с 1999 года потребность в упаковочных материалах возросла, что позволило отечественным производителям быстро вернуть прошлые обороты и даже превзойти их. Начиная с 2000 года рост объемов производства стабилизируется.

Среди основных видов упаковочной бумаги (мешочная, упаковочная, оберточная) мешочная бумага лидирует по объему производства. Далее следуют упаковочная и оберточная. По мнению аналитиков, основной проблемой рынка оберточной бумаги является негативная тенденция перехода потребляющих отраслей на другие упаковочные материалы - полимерную пленку, фольгу и другие. Оптимистичные прогнозы ограничиваются ежегодным приростом емкости рынка в 2-3 процента, консервативные склоняются к тому, что роста рынка не ожидается и важно удержать те объемы производства, которые уже достигнуты. Главная проблема целлюлознобумажных предприятий России - изношенность основных фондов, которая составляет в настоящее время от 50 до 80 процентов. Только около 10 процентов основного технологического оборудования соответствует современному мировому уровню.

В целом прогноз специалистов для рынка не слишком утешителен. Рост отечественного производства бумажной продукции будет продолжаться до тех пор, пока наши производители не заполнят большую часть российского рынка. Растущая конкуренция заставит их браться за рискованные проекты, вкладывать больше средств в разработку новых видов продукции и вывод их на рынок. Возникнет излишек готовой продукции, что приведет к снижению цен и сокращению денежного потока, а также росту кредиторской задолженности. Такое положение дел должно повлечь за собой сокращение инвестиций в производство. В итоге количество игроков сократится за счет слияний компаний или ухода с рынка некоторых из них. Оставшиеся на рынке производители окрепнут и станут расти еще более уверенными темпами.

По информации "Российской бизнес-газеты"