Премия за увольнение. Почему это не про нас?

22.05.2014 17:26:00 93
Искренне считая владельцев компании негодяями и жуликами, ее российские сотрудники вряд ли станут гореть на работе

Джефф Безос, генеральный директор Amazon, сообщил в ежегодном письме акционерам о том, что планирует ввести новую практику в управлении персоналом. Раз в год каждому сотруднику будет предложено уволиться по собственному желанию, и в случае согласия сотрудник получит дополнительную премию размером до $5 тысяч. Таким образом Безос надеется избавиться от сотрудников, разочаровавшихся в своей работе, но не решающихся уволиться, например, из-за боязни не найти новую работу в короткий срок. Денежная премия должна стимулировать их решимость. Похожая логика у компании Zappos, уже давно практикующей тот же метод.  

Какую проблему тут пытаются решить? Любой бизнес, особенно крупный, несет огромные убытки из-за сотрудников, разочаровавшихся в своей работе. Они приходят в офис или на завод, формально выполняют все, что от них требуется, но мысленно находятся далеко от своего места работы. В России проблема работников, не увольняющихся, но и не работающих, выражена еще сильнее, чем в США, так как эмоциональная связь между компанией и сотрудниками здесь устанавливается значительно реже. В июне прошлого года в СМИ появились данные опроса «Левада-центра», в ходе которого граждане России в основном называли местных предпринимателей алчными, жаждущими наживы и беспринципными. Работая на хозяев, которых он считает негодяями, сотрудник вряд ли будет чувствовать эмоциональную вовлеченность в бизнес и выкладываться на работе.

Однако я согласен с теми, кто уже успел прокомментировать инициативу Безоса, что в России такой номер пройдет вряд ли. Наверное, какая-то часть уставших или выгоревших сотрудников действительно уволится, но куда больше работников увидят в подобной инициативе широкие возможности для злоупотреблений.


Джефф Безос, генеральный директор Amazon. Фото: REUTERS

Во-первых, если подобную акцию проводить раз в год, то все сотрудники, которые планировали сами уйти в течение года, будут откладывать это решение до назначенной даты, чтобы получить пособие. Таким образом, бизнес в течение нескольких месяцев будет нести потери из-за того, что равнодушные сотрудники не увольняются и не уступают свои места энергичным.

Во-вторых, сотрудники, чующие, что их скоро уволят (например, за профнепригодность или лень), будут спешить уволиться сами, чтобы получить выходное пособие. Таким образом, бизнес будет вынужден платить за то, что получил бы бесплатно.

В-третьих, руководители среднего звена, вместо того чтобы увольнять ленивых и неэффективных сотрудников по соглашению сторон, будут предлагать им уволиться по собственному, в рамках «программы поощрения увольнений», а выходное пособие – поделить.

Ну и в-четвертых, эта программа не будет работать, если в компании нет системы премирования всех сотрудников. Ведь если работники поймут, что за увольнение в компании премируют, а за работу – нет, они обидятся, и компании станет только хуже.

Так что российские бизнесмены будут следить за экспериментом Безоса как за любопытным, но сугубо теоретическим кейсом.