Студенческий набор: от фараонов до планшетов

Сегмент.ру подготовил к Дню студента (он же Татьянин день) исторический рассказ об ученическом канцелярском наборе - от времен египетских фараонов до наших дней, а также провел небольшой опрос среди студентов.

Папирус, писало и дощечки

В нынешнем понимании студент – учащийся высшего учебного заведения: института, университета, академии. Однако в эпоху Древнего понятие распространялось вообще на всех, кто занимался познанием. Само слово происходит от латинского studens (studentis) – «усердно работающий, занимающийся». Насколько это соответствует современным российским реалиям — большой вопрос. Впрочем, это реплика в сторону.

Само слово закрепляется в национальных языках с появлением первых европейских университетов в 11-13 вв.: Болонского, Парижского, Моденского, Оксфордского и др.  Однако образовательные учреждения возникли задолго до этого, а значит, искать прообразы студенческого набора тоже стоит на другой глубине.

История письменности и образования уводит нас в туманные времена с грифом «до н.э.» и, конечно, не в Европу, а на Восток – в Двуречье, Египет, Индию и Китай. Прототипы школ и академий, как и канцелярских принадлежностей, возникли именно там. Характер обучения тогда был скорее «запоминающий», нежели «записывающий»: ученики внимали словам учителя, заучивали наизусть сказания, писали разве что диктанты или рисовали чертежи на глиняных и клинописных табличках. Процесс письма был довольно трудоемкий, ведь использовались не ручки и карандаши, а металлические орудия, каменные и деревянные палочки, кости.

Сильно облегчили жизнь человечеству древние египтяне, которые изобрели папирус и перо с расщепом (из тростниковой палочки) – в расщеп заливались чернила, нажатием на палочку можно было регулировать толщину письма. Античные греки и римляне использовали стилос и таблички с восковым покрытием, что было очень удобно как раз в обучении: записи легко стирались. Для больших рукописных трудов применяли все тот же папирус. Кстати говоря, стилос, который обычно изготавливали из металла или кости, продержался вплоть до позднего средневековья. В Древней Руси этот инструмент также широко использовался, только именовался он иначе, по-домашнему, по-нашему – «писало». А прототипом нынешней бумажно-беловой продукции были церы – вощеные дощечки.

В средневековой Европе тексты писались на пергаменте: сначала он перекочевал в Грецию от персов, а затем распространился в другие страны. К слову, древние евреи тоже пускали в ход шкуры животных (естественно, кошерных) и имели несколько видов пергамента с разными названиями: гевиль, клаф или велень, духсустус.

Первые тетради, напоминающие современные, изготавливались именно из пергамента. В отличие от папируса он не ломался, и его легко можно было сложить. Лист пергамента складывался вчетверо – это и называлось «тетрадой», а несколько таких тетрад сшивались между собой. На одном из образцов античной тетради, хранящемся сейчас в Берлинском музее, начертано: «Будь прилежен, мальчик, чтобы тебя не выдрали». Завет учителя, четырежды переписанный учеником. Вот откуда берет начало пропагандистский бумбел советской эпохи со всеми этими памятками и наставлениями для учащихся!

А что с бумагой? У кого как. В передовом (эх, что тогда, что сейчас) Китае бумагу изобрели еще во втором столетии н.э. 105 г. Цай Лунь. Тутовое дерево. И почему нет бумажного бренда, образованного от имени этого китайского изобретателя?… На Запад же бумага попала ближе к XI веку, но вытеснила пергамент не сразу, лишь после возникновения книгопечатного станка Гутенберга. На территорию Руси – еще позже. Но там, как мы помним, народ довольствовался берестой.

Уотерман, Паркер и «Светоч»

Между тем то до изобретения ручки, главного «орудия» всех учащихся, было еще далеко. Преподаватели и студенты,на протяжении многих веков писали перьями, преимущественно гусиными, хотя технология добычи таких перьев не самая простая. Да и одно перо служило, увы, недолго. Англичане, например, постоянно обращались за помощью к России, поскольку саксонские земли гусями не изобиловали. Мы нещадно птичек ощипывали и экспортировали перья в огромных количествах.

Наконец, к началу 19 столетия человечество осознает, что птичьи перья не так практичны, как хотелось бы, и в эксплуатацию входят металлические перья. Входят, правда, долго и мучительно, гуси продолжают страдать и тянется это до 1884 года, когда известный каждому канцелярщику человек по имени Льюис Эдсон Уотерман «смастерил», наконец, авторучку.

Позднее на звездной аллее канцелярской славы появляются: Джон Лауд, Джордж Паркер, Ван Вечтен Райзберг (все трое внесли вклад в принцип работы шариковой ручки), Ласло Джозеф Биро (венгерский журналист, создатель шариковой ручки – спасибо, коллега!), Марсель Бик (основатель компании BIC) и др.

В нашей стране же шариковые ручки стали народным достоянием ближе к 70-м. До этого авторучки считались диковинкой, их привозили из-за границы, а исписанные стержни не выбрасывали, чтобы потом заправить в специальных мастерских. С 1965 года налаживается массовый выпуск этих изделий (начал масштабное изготовление ручек ленинградский завод «Союз»). И первыми оценили гениальность изобретения как раз студенты. Не мудрено: если возиться с перьевыми и наливными ручками в школе еще как-то допустимо, то во взрослой жизни – это просто неприлично! Школьникам, кстати, вообще запретили пользоваться шариковыми ручками – почему-то считалось, что они пагубно влияют на почерк (ох, уж эти советские запреты). Стоила новинка порядка 2 руб. (немалая сумма за пишущий инструмент, который выглядел настолько примитивно). Впоследствии шариковую ручку стали продавать в наборе с цанговым карандашом. Многие студенты мечтали о таком подарке к сентябрю! Сложно представить, чтобы современные обитатели вузов грезили о канцтоварах…

Получается, самым привычным для всех нас пишущим инструментом – шариковой ручкой – мы пользуемся всего около 70 лет. Ну а как насчет тетрадями?

Обычные сегодня тетради разной листности, линовки, плотности бумаги, которые мы без труда можем купить чуть ли не в каждом супермаркете, – вещь, как ни странно, молодая.  С конца XIX в. и приблизительно до 30-х гг. XX в. учащиеся писали преимущественно на аспидных досках или в грифельных тетрадях. Такие, например, изготавливала фабрика «Светоч». До революции бумажные тетради печатали в основном писчебумажные фабрики, частные типографии, некоторые издательства. Примечательно, что тетради в клетку особым спросом не пользовались – по крайней мере, такие образцы встречаются редко. Общие тетради первое время печатались в книжном переплете, а не в мягкой обложке. Приобрести тетрадки можно было в книжных или писчебумажных магазинах. Часто они имели двойное название: «Книжный и писчебумажный магазинъ «Труд» (г. Царицынъ) или «Книжный и писчебумажный магазинъ  М.И.Свишульскаго (г. Ташкент).

Примерно с 50-х гг. в СССР начинается подъем бумажно-беловой индустрии. Продукция Архангельского и Камского ЦБК, фабрик «Восход» и «Светоч», Добрушской бумажной фабрики «Герой труда» и других предприятий в течение нескольких десятилетий олицетворяла собой советский бумбел, оставаясь практически неизменной. Многие из нас помнят, к примеру, тетради для записи «Москомпромпечати», блокноты латвийской фабрики «Лигатне», не говоря уже об общих тетрадях с однотонными мягкими обложками странных цветов или с эффектом «разводов». Студенты 60-х, 70-х, 80-х и даже 90-х в основном использовали именно эти невзрачные «носители информации».

Планшеты ручку не заменят?

На днях мы провели опрос опрос среди студентов – нынешних или тех, кто совсем недавно закончил вуз. Мы постарались узнать, с каким набором канцелярских принадлежностей молодые люди сегодня переступают порог вуза.

Несмотря на ошеломительное разнообразие товаров, доступное современным студентам, базовая комплектация «тетрадь общая на все предметы (причем чаще 48 л, а не 96 л!) + ручка синяя шариковая» – самый популярный ответ. С таким «набором» ходят учиться около 40% опрошенных. При этом наблюдается такая тенденция: даже те, кто начинал учебу в вузе прилежно, т.е. ежедневно носил с собой в пенале полный форшмак, заводил отдельную тетрадь под каждый предмет и т.д., в конце скатывался до одной общей тетради «для всего» и одного пишущего инструмента.

О чем это говорит? Уж явно не о нищете населения. О росте коэффициента лени в молодежных массах? Пожалуй. Но больше, на мой взгляд, о качестве образования. Записывать на лекциях нечего, а если и есть что, но ты этого не делаешь, всё равно как-нибудь зачётик или экзамен сдашь. И об общем падении дисциплины и культуры тоже. Раньше приходить на занятия неподготовленным, в том числе неэкипированным, считалось неприличным (хотя это не значит, что такого не было). Сегодня прийти в институт без всего, «стрельнуть» ручку и листик у соседа, накатать лекцию для вида и уйти – в порядке вещей. Дальше брюзжать не буду.

Примерно 30% респондентов доказывают удобство сменных блоков с разделителями – гениального изобретения для студенчества. Интересно, что цветные разделители гораздо менее популярны, чем белые, хотя, по выражению моего знакомого, «разноцветная бумага очень помогает в ассоциативной идентификации».

Порядка 15% опрошенных – «мамонты», которые привыкли заводить общую тетрадь для каждого предмета, а также пользоваться цветовыделителями или цветными ручками помимо стандартной синей. Естественно, львиная доля этих вымирающих особей – девушки.

Кстати, насчет цветовыделителей. Маркеры – ультрапрактичный инструмент в учебе, который не знали наши родители. Казалось бы, современное поколение должно пользоваться этим благом, ведь оно намного облегчает восприятие информации и так доступно! Но, судя по всему, не так уж доступно – многие просто скупятся на качественные цветовыделители, а покупать ширпотреб из-за риска снизить читаемость текста не хотят.

Около 4% предпочитают для записи большие блокноты или тетради формата А4. И всего 3% признались, что им удобнее пользоваться электронными устройствами – айпадами и ноутбуками. Только 3%! Как видим, говорить о диджитал-эре в российских вузах пока рано.

Впрочем, за рубежом студенты тоже продолжают писать по старинке: обычной ручкой в тетради или блокноте (мои русские товарищи, живущие в Германии, поделились наблюдениями). 8% респондентов ответили, что ходят на учебу полностью укомплектованными: тетради или сменный блок, несколько ручек, несколько карандашей, маркеры, ластик, у некоторых – даже линейка, при том, что они гуманитарии. Среди брендов ручек лидируют BIC, Pilot, ErichKrause, Parker.

Вот такие дела. Есть что вспомнить и над чем поразмышлять. С днем студента или с Татьяниным днем! Что кому ближе. Хорошо, что сегодня можно выбирать.

Арина Герасименко,
Сегмент.ру


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.