Включи мозги, кнопка справа! Допинг для творческого рывка

13.05.2013 17:16:00 58
Мы почти вплотную подобрались к тайне креативного мышления. Пройдя курс медитативных процедур, которые помогают подготовить тело, тренируем дух – сеем семена фантазии и сюрреалистичного видения мира. Автор курсов «Как создавать оригинальные идеи» и «Развитие творческого мышления» Алексей Баранов и «Сегмент.Ру» в новой статье расскажут, как развить воображение и цепкость мышления, чтобы даже простейшие бытовые предметы моментально отзывались на творческие позывы творца.
Каждый день, по совету отца, я загадываю 5 невероятных чудес и пытаюсь представить, что они сбудутся.

Льюис Кэролл

Здравствуй, дорогой читатель!

В предыдущей статье мы перешли ко второй части, посвященной творческому мышлению – подготовительной работе. Первый вопрос данной темы касался физического аспекта творчества, а именно настройки тела. Мы подробно разобрали три элемента данного вопроса: положение тела, избавление от шумов и концентрация внимания. Второй же вопрос касается техник, направленных на развитие творческого мышления. Это вопросы, связанные с воображением и цепкостью мышления.

Воображение

Развитое воображение помогает творцу в момент креативной сессии видеть богатую картину, использовать обширную палитру красок для создания будущих ярких решений. От степени развитости воображения зависит и полнота нашей жизни. Так Артур Шопенгауэр очень метко и едко заметил, что мир, в котором мы живем, зависит от того, как его каждый воспринимает и понимает: «Следовательно, разнообразится, смотря по различию голов. Сообразно с этим, для одного он будет бледен, пошл и беден; для другого – богат, интересен и полон значения. Так, например, иной завидует рассказчику в том, что он постоянно наталкивается в жизни на интересные события, а между тем он, скорее, должен бы был завидовать тому дару восприятия, который придал интерес и значительность описанию этих событий». Особенно ярко это иллюстрируют стихотворения Гете, Байрона, читая которые можно позавидовать могущественной фантазии авторов, сумевшей сделать нечто великое и прекрасное из довольно обыденного случая. Творчество, по сути, построено на идее, описанной Шопенгауэром: обычное и будничное событие, продукт, услугу поместить в такой контекст, который позволит ей заиграть интересными и захватывающими потребителя красками. Пора начинать наполнять головы!

Прежде всего нужно приучить себя воспринимать новое и необычное с познавательной, а не критической точки зрения. Начните смотреть, слушать, читать, пробовать то, что ранее вас не интересовало. Закончив читать эту статью, ознакомьтесь с творчеством художника Владимира Куша, выберите его четыре понравившиеся работы и каждую неделю, распечатывая новую картину на цветном принтере в формате А4, вешайте ее в поле своего зрения, вместо той, что провисела прошлые семь дней. Пусть картины вдохновляют вас в течение рабочего дня, а месяц превратится в период изучения творчества нового художника, его стиля и предлагаемых им идей.

Исполнительница ФламенкоПродолжая эту идею, запланируйте на ближайшие семь дней прослушивание только испанской музыки или ее отдельных направлений. Для развития вкусовых рецепторов попробуйте в течение недели пять разных способов приготовления мяса, рыбы или овощей. Подпишитесь на популярные сайты, где представлены творческие идеи со всего мира, например, www.ibelieveinadv.comwww.adme.ruwww.revision.ru. Поставьте себе в план еженедельно выделять 2-3 часа на знакомство с идеями, представленными на этих сайтах. Пусть они постоянно подпитывают вас свежими мыслями, которые вы будете складывать в свою мозговую копилку, и она обязательно отблагодарит вас, выдав на очередной творческой сессии ряд интересных задумок.

Следующим этапом развития воображения станет описание музыки, звуков природы или оперного пения словами, не используя эмоций и чувств. Представьте, что ваше описание музыкального произведения читает человек, который до этого не слышал данное произведение или не догадывается о каком произведении идет речь. Из него читатель должен понять, какие музыкальные инструменты присутствуют, какие звуки они передают, с какой частотой, скоростью, громкостью и так далее. По сути, он должен вообразить и услышать прочитанное музыкальное произведение. Данное упражнение позволяет развивать концентрацию внимания, заставляет напрягать мозги в поисках образных метафор, которые понятно описывают разные звуки прослушиваемого произведения. В результате начинаешь по-другому воспринимать окружающий мир. Ты не просто слушаешь (я называю это «эффектом фона»), ты начинаешь слышать, различая кучу нюансов музыкальной композиции. Это упражнение сильно обогащает деятельность, которой занимаешься в данный момент, независимо от ее вида.

В качестве примера приведу отрывок моего собственного описания звуков природы. Хочу обратить ваше внимание именно на детали описания. Если это шум ветра, то он какой? Громкий или тихий? Продолжительный, равномерный или порывистый? А если порывистый, то с какой силой он начинается, продолжается и заканчивается? Он стихает совсем или переходит в какую-то иную фазу? Все это позволяет увидеть и описать тонкости только одного элемента произведения, а их в любой композиции, как и в бизнесе, очень и очень много.

Тихо. Появляется ровный, спокойный шум ветра, который наполняется шелестом листьев находящихся в лесу деревьев. Он не громкий, но в тоже время отчетливо слышен. Его звучание является фоном для гармоничного пения птиц.

Появляется первая сольная песня. Эта серия звуков, возникающих издалека, но с каждым последующим звуком, приближается к слушателю. Звуки похожи на свист, производимый спрятавшимся мальчиком подростком, желающим привлечь внимание своих друзей. Звук четкий, отрывистый, негромкий, порционно издаваемый, общей продолжительностью 3-4 секунды. Он исполняется в ритме: целое, целое, половинка/половинка, далее снова целое, целое, половинка/половинка. Его сопровождает серия еле слышных звуков, похожих на стрекотание стрекозы. Звуки сменяет чистое и отрывистое пение, часто встречающееся в московских парках по утрам. Оно переходит в сильный тенор высоких нот, ускоряющихся в своем исполнении до стрекочущей серии громких звуков, напоминающих по структуре танцевальный стиль HardCord, которые звучат все громче по мере ускорения. Создается впечатление, что кто-то поворачивает вправо тумблер регулировки громкости.

Стрекотание в стиле HardCord сменяется чистым и отрывистым пением утренних московских парков, которое сопровождает шум ветра. Характер его звучания наполняется нотками моря, когда пенящиеся волны накатываются на ровный песчаный пляж спокойным и солнечным утром, наполняя утренний пляж морской мелодией и продолжительным звуковым послевкусием.

Музыкальное произведение продолжают попеременно вступающие «маленькие музыканты», и первая группа звуков похожа на пение синицы. Оно немного сиплое и негромкое, как слова больного во время простуды и при потере голоса. Другая группа звуков отчетлива и задорна. Она похожа на чириканье резвящихся и перекликающихся друг с другом воробьев. Продолжают музыкальное произведение громкие, но глухие, горловые и отрывистые звуки, похожие на пение тетерева или петуха, разгуливающего по двору под свою собственную «внутреннюю» горловую песню не раскрывая клюва. Аналогичные звуки мог бы издавать ребенок, набрав в рот воды, подняв голову вверх и попытавшись прокукарекать. Завершают эту часть произведения звуки (тутуканье) подков, во время шествия лошади по каменной мостовой. Только данные звуки немного глуше и неравномерны по скорости. Они исполняются в ритме 1, 2, а3, 1, 2, а3.

В целом, создается впечатление, что пение птиц, шум ветра и листьев деревьев – это одна команда, где каждый исполняет свою партию общего музыкального произведения. Исполнители подчиняются своему невидимому дирижеру, направляющему все происходящее по особому и гармоничному природному замыслу.


Альтернативный вариант данного упражнения: описание музыкального произведения через передачу исключительно ощущений, чувств и эмоций. На что похожи первые звуки прослушиваемого произведения, какие они вызывают эмоции и ощущения, какую картинку рисует воображение? Для тренировки возьмите одно из музыкальных произведений Alejandro de Pinedo и опишите его.

Другое упражнение предполагает развитие мечтательного, фантазийного, сюрреалистичного элемента воображения. Представьте себя ребенком дошкольного возраста. Вы на уроке рисования. Мысленно откройте и положите перед собой краски, лист бумаги и кисточки. Посмотрите вокруг или вспомните что-то интересное или яркое из своей жизни. Пусть это станет идеей, отправной точкой будущей картины, которую вы сейчас начнете рисовать в своем воображении, параллельно записывая ее. Картина должна быть нарисована в одном цвете, но в разных оттенках. Загляните в Википедию, изучите палитру оттенков одного цвета. Рассмотрите каждый из них внимательно, сопоставьте каждый оттенок с предметом, размещаемым на вашей картине. Главное пожелание – картина должна быть непохожа на окружающий мир, пусть в ней присутствует много сюрреализма, фантастики и детских допущений.

Получив аналогичное задание, я вспомнил картину «Победа» известного бельгийского художника Рене Магритта. Его работа натолкнула меня на сюжет, который мог бы стать творческой концепцией для рекламной кампании по защите животных.

По лазурному небу плывут облака. Синие у основания и плавно переходящие в светло-синие и расплывчатые по бокам, они плывут к линии горизонта, которая соединяет их с морской гладью. По спокойной персидской сини моря неспешно бегут лазурные волны, переливаясь в солнечных лучах тысячами огоньков, подобно новогодней елке с гирляндой. По волнам играючи, то выпрыгивая, то снова пропадая под ультрамариновыми пенящимися волнами, скользят многочисленные представители морской фауны. Здесь и добрые дельфины цвета берлинской лазури с сапфировыми животиками, и семейство полосатых кашалотов необычного сочетания ночной сини и бледно-лавандового цвета, и множество маленьких рыб, представляющих всю палитру синего спектра от индиго до ультрамарина. Все они обитатели этого большого сапфирового пространства, такие хрупкие и беззащитные перед лицом «венца творения» этого мира.

Они плывут в сторону горизонта: точки соединения лазурного неба и персидской сини, переходящей в сапфировый цвет. Касаясь этой невидимой линии, морские обитатели превращаются в ультрамариновых птиц, воспаряющих над волнами и устремляющихся в лазурное небо с переливами (мазками) теноровой сини. Достигая облаков, птицы пропадают за их расплывчатыми контурами королевского синего цвета.

Уничтожая их, мы уничтожаем себя!

Цепкость мышления

Умение рассматривать изучаемый предмет будто под микроскопом позволяет увидеть в нем много деталей и нюансов, помогает рассмотреть его с других ракурсов и точек зрения. Данный подход позволяет раскрывать в предмете новые грани для его развития или изменения, то есть находить новые зоны применения продукта, отрывать другие целевые аудитории и рынки сбыта. Используя технику цепкости мышления, вы как в примере с музыкой начинаете по-другому видеть изучаемые предметы, а вместе с ними и весь окружающий мир.

ЛожкаВ качестве стартового упражнения возьмем простой предмет, например, деревянную ложку для супа. Используя привычный способ изучения окружающего мира, через 15-30 секунд у исследователя данного предмета пропадет к нему всякий интерес. Это происходит потому, что ложка рассматривается в целом, крупно и поверхностно, фокус взят на ее основные элементы: форму, цвет, материал.

Давайте откажемся от общего взгляда и рассмотрим ложку в деталях. Опишем ее, двигаясь от самого кончика ручки до кончика зачерпывающей части. Начнем с описания структуры дерева, из которого она сделана. Не торопясь и не перескакивая, миллиметр за миллиметром будем фиксировать все нюансы, которые видим. Толщину и длину линий, их изгибы и переходы. Добавим в описание неровности поверхности дерева. Если ложка покрыта лаком, укажем цветовые переходы, которые дают разные отрезки дерева. Ведь они имеют свои цветовые нюансы. И так далее. Чем более подробным будет описание, тем быстрее выработается навык цепкого мышления.

Умение цепляться за детали – это очень важный навык для решения задач творческими методами. Он позволяет инициировать новые направления поиска, а если творец зашел в тупик, помогает с легкостью находить новые направления для творческой мысли. Благодаря ему творец перестает зависать во время творческой сессии, так как мышление из каждого творческого стимула (слово, словосочетание или образ) натренировано выжимать максимум «полезной пищи» для новых идей.

 

Алексей Баранов,

преподаватель «Русской школы управления»,
автор курсов «Как создавать оригинальные идеи» и «Развитие творческого мышления»,
бренд-менеджер торговой компании «Веста Альфа»

 

Все статьи цикла «Включи мозги, кнопка справа!»

  1. Энергия креативного маркетинга для рывка в бизнесе
  2. Механизм создания креативных решений
  3. Золотые советы для великого результата
  4. Подготовка к творческой сессии

Тэги: |