Включи мозги, кнопка справа! Кисти и краски для творческого мышления

22.07.2013 13:17:00 43
Во время творческой сессии необходимо активно «нырять» в разные зоны знаний, искать неожиданное приложение любым своим познаниям и навыкам. Креативный тренер Алексей Баранов и портал «Сегмент.Ру» рассказывают, как заставить мышление свернуть с проторенного алгоритма, направив его по боковому пути для достижения креативного, а не трюистического и предсказуемого результата.

Инструменты творческого мышления предлагают рассмотреть задачу с иных точек зрения, заставить мышление творца свернуть с проторенного алгоритма

Вот мы и подошли к самому важному вопросу творческого мышления – набору инструментов, с помощью которых происходит генерация идей. Их цель – предложить участникам творческой сессии рассмотреть стоящую задачу с иных точек зрения, заставить мышление творца свернуть с проторенного алгоритма, направив его по боковому пути для достижения креативного, а не трюистического и предсказуемого результата.

Я не стану перечислять большое количество существующих инструментов, ограничусь тремя из них. Это обусловлено тем, что моей задачей является объяснение общего алгоритма работы с инструментарием и демонстрация результатов, которых можно достичь с помощью креативных техник. Заинтересованного читателя отсылаю к двум книгам, которые описывают крайне широкий перечень креативных инструментов. Первая – «9 стратегий креативного гения» (Майкл Микалко), вторая – «Латеральное мышление» (Эдвард де Боно). В свете предложенных книг хочется добавить, что в отличие от условно левополушарных инструментов, которые дают сразу заметный результат (не берусь оценивать его качество), правополушарный инструментарий требует практики. Чем чаще читатель будет его использовать, тем стабильнее и качественнее будет результат. Творческий навык есть в каждом из нас, его только нужно разбудить. Самый простой способ – включить его в свою профессиональную жизнь.

Отрицание

Первая группа инструментов построена на принципе выхода за мыслительные границы, в рамках которых творец рассматривает задачу. Это инструменты противопоставления, отрицания, замены или допущения, открывающие мышлению творца огромное количество новых направлений для поиска решений задачи. Без использования креативных техник данные направления останутся вне поля зрения творческого специалиста из-за жесткой инструментальной алгоритмизации, приводящей к узости мышления при рассмотрении задачи. Используется только то, что имеет прямое отношение к делу, выстраиваются только логические связи. Маловероятные и невероятные варианты не имеют шансов попасть на рассмотрение.

В качестве примера возьмем отрицательную частицу НЕ. Учебная задача – необходимо придумать максимальное количество прагматических идей новых продуктов, подставляя частицу НЕ перед каждым словом выбранного наугад предложения. Для нашего примера я взял предложение из книги «Алиса в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». В вашем примере, это может быть сформулированная проблема или задача.

«НЕ нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте …»

Прочитав всю фразу в новом контексте, визуализируйте ее и начните осмысливать, цепляясь за приходящие в голову идеи. Если идеи не хотят приходить, начните задавать себе дополнительные вопросы. Одним из направлений могла бы стать идея продуктов для сжигания калорий в ограниченном пространстве. Какие существуют варианты данных продуктов на сегодняшний день? Как можно усовершенствовать или с чем можно скомбинировать данные продукты? Какие существуют варианты ограниченного пространства для человека? Какие дополнительные ситуации потребления можно получить, если совместить варианты ограниченного пространства и существующие продукты для сжигания калорий или совместить существующие варианты ограниченного пространства и новые продукты? Данные вопросы и последующее обдумывание позволят значительно шире рассмотреть исходную идею. Приходящие идеи дисциплинированно фиксируйте на бумаге. Проведя творческую сессию с данной формулировкой, в следующий раз отрицательную частицу НЕ необходимо сместить на одно слово вправо.

«Нужно НЕ бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте …»

Алгоритм работы тот же. Визуализация, обдумывание, серия вопросов. Если не бежать, то что? Ехать, лететь, прыгать, ползти и прочее. В качестве примера приведу пару идей:

  • организация водного аттракциона. Разместить в воде батут для детского развлечения;
  • организация в Москве тематических такси, например английских, которые бы довозили подвыпивших посетителей английских пабов до дома.

Принимая во внимание, что английских пабов в Москве может быть не много, а также высокую конкуренцию с обычными такси, можно развить эту идею до оказания транспортных услуг всем жителям и гостям столицы, которые тем либо иным образом, связаны с Англией или ее культурой. Для этого потребуется сегментация по потребностям. Например, доставка детей на английских такси до английских школ, сотрудников английских фирм до места работы и обратно до дома, аналогично из и до магазинов, отелей, жилых поселков, позиционирующих себя в английском ключе. Встреча или поездка в аэропорт, на ж/д вокзал англичан прибывающих или уезжающих из России. Разработать серию продуктов для туристических компаний, организующих туры из Англии в Москву.

Не существует бесполезных стимулов. Любой стимул постепенно образует связи с любым другим стимулом

Метод случайной стимуляции, пожалуй, один из самых простых и самых эффективных инструментов. Для начала необходимо сформулировать и записать задачу, затем определиться со словом, выбор которого должен быть случайным. Для этого можно попросить одного из участников творческой сессии назвать первое, пришедшее ему в голову существительное или самому открыть наугад книгу на любой странице, предварительно загадав порядковый номер строки, на которой можно взять первое попавшееся существительное. Главное – существительное должно быть понятно, с точки зрения дефиниции, а также доступно для визуализации (представления). Стимулом также могут выступать картинки, музыка, предметы. Случайная стимуляция является провокацией, поэтому, чем более неуместным выглядит стимул, тем полезней он может оказаться.

Случайная стимуляция

Не существует бесполезных стимулов. В силу устройства мышления, как самоорганизующейся системы, любой стимул постепенно образует связи с любым другим стимулом. При использовании данного инструмента общее между вороном и письменным столом обнаруживается всегда.

Задача:

Придумать подарок на 8 марта

Х (стимул)

Алкоголь

(решение)
Шоколадный набор «Винная невинность»

 

Винные пузырьки добавят желаниям получательницы подарка оттенок невинной шалости, а зримым напоминаем о ней станет набор шоколадных фигур. Микрофон напомнит о желании исполнить любимую песню, телефон и сердечко – о желании позвонить близкому человеку, а элегантная туфелька, что пора немного потанцевать.

Техника Леонардо да Винчи

Мощнейшим инструментом для решения больших задач, связанных с разработкой ассортиментной матрицы или ее отдельных направлений, усовершенствованием существующих продуктов с использованием анализа продукта конкурентов или продуктов из других отраслей, которые выступят в качестве стимула для поиска новых идей, является метод Леонардо да Винчи.

Его основной принцип – матричное перемножение одной характеристики на другую, комбинирование одной характеристики с несколькими, при этом, строгой последовательности перемножения не существует. Происходит хаотичное соединение разных характеристик в единую новую идею. Используя данный инструмент в своей работе, я практикую принцип «за что цепляется глаз».

  1. Алгоритм работы с данным инструментом следующий:
  2. Формулируем задачу. Это очень важно, если вы не понимаете, что хотите получить на выходе, то получите «креативную кашу».
  3. Анализируем структуру задачи и выделяем основные параметры.
  4. Записываем важные параметры задачи, которые будут использоваться.
  5. Под каждым параметром пишем список вариаций, какие возможно придумать. Количество параметров и вариаций определяет сложность задачи. Чем больше вариаций каждого параметра и чем более они разнообразны, тем скорее «родится» яркая жизнеспособная идея.
  6. Синтез. Связываем в случайном порядке вариации из разных колонок между собой.

Предположим, нам необходимо разработать ассортимент новогодних подарков для нефтяников. При этом, у нас существует ограничение – варианты подарков могут быть только из шоколада и возможных начинок к нему. В заголовке выписываю параметры или основания, которые дальше расписываю в столбиках по вариациям. Количество параметров и вариаций возможно любое. Содержание также определяется творцом самостоятельно, исходя из ограничений и возможностей, которыми располагает его компания. Далее начинается перемножение и запись вариантов идей. Если «Финальный штрих» умножить на «дополнение к алкоголю» и умножить на «Корзина марок нефти», то можно предложить несколько шоколадных нефтяных капель, на каждой из которых будет написан сорт нефти, добываемый в России. Далее данный подарок можно предлагать как элемент-дополнение к алкоголю либо к другим элементам подарка. Также его можно предлагать и как законченный подарок. Добавив в синтез элемент «Угощение посетителей», получится интересная альтернатива скучным и одинаковым конфетам леденцам, представленным во многих компаниях на стойке-ресепшн. Подарок-комплимент в форме маленьких шоколадных нефтяных капель, которыми будут угощать посетителей офиса компании в новогодний период. Разметить капли можно не только на стойке-ресепшн, а также в переговорной и кабинете директора.

Направления подарков Функция подарка Нефтяная айдентика Ингредиенты подарков
Сладкий комплимент Угощение посетителей Залежи нефти Шоколад молочный
Финальный штрих Дополнение к алкоголю Корзина марок нефти Пастила
Сладкий на все 100 Дополнение
к каталожной продукции
Оборудование
для добычи
Мармелад
  Подчеркнуть в подарке
Новый год
Продукты из нефти Орехи
  Подчеркнуть в подарке
принадлежность к отрасли
Нефтяная игла Сухофрукты

 

Подготовка

  1. Творческий процесс имеет определенную последовательность.
  2. Определяем цели, задачи. При необходимости, вводим дополнительную или уточняющую информацию.
  3. Творческий этап предполагает выбор метода генерации и проведение самой сессии.
  4. Оценка вариантов решений, получившихся в результате творческой сессии. На данном этапе получившиеся идеи необходимо распределить на три группы:
    • идеи, которые можно напрямую применить к решению проблемы;
    • идеи, кажущиеся неправильными, но в них присутствует функциональное ядро, которое может быть переформулировано в полезную идею;
    • идеи, связанные с новыми подходами к проблеме. Их можно поместить в копилку идей на будущее.
  5. Последующая работа. Проведение повторной сессии, презентация вариантов, экономическое обоснование.

Практикум

По традиции предлагаю домашнее задание. Придумайте максимальное количество прагматических идей продуктов, услуг, используя в качестве исходной посылки следующую фразу:

«2 секунды после полуночи 24 марта 1976 года»

Для того, чтобы придумывать было интереснее, ввожу дополнительное ограничение. Каждое предлагаемое решение должно отвечать минимум трем условиям фразы. Например, для того, чтобы избежать очередей в государственных поликлиниках, можно разграничить ее посещение. Для всех, кто родился после полуночи 24 марта 1976 года, посещение по четным дням, для остальных по нечетным. Другим вариантом может быть организация в торговом центре ночи скидок, начиная со 2-й секунды после полуночи. Но для того, чтобы привлечь не только молодежь, а также и более состоятельных граждан старшего поколения, предложить доп. скидку для тех, кто родился после 24 марта 1976 года.

Во время творческой сессии активно «ныряйте» в разные зоны знаний. Какие продукты можно предложить для системы образования, а для медицинских учреждений, а теперь копнем сферу ночного досуга? Удачи!

 

Алексей Баранов,
преподаватель «Русской школы управления»,
автор курсов «Как создавать оригинальные идеи» и «Развитие творческого мышления»,
креативный директор компании «MR. SUVENIR»

Все статьи цикла «Включи мозги, кнопка справа!»

  1. Энергия креативного маркетинга для рывка в бизнесе
  2. Механизм создания креативных решений
  3. Золотые советы для великого результата
  4. Подготовка к творческой сессии
  5. Допинг для творческого рывка
  6. Программное обеспечение для мышления
  7. Кисти и краски для творческого мышления

 

Тэги: |