Взрыв креатива, или несколько слов о канцелярской осени

17.11.2006 17:05:35 103
Помимо традиционной пары «конференция + выставка» в этом октябре дебютировали еще сразу два крупных проекта: Отраслевой конгресс профессиональных участников рынка и Всероссийский турнир по боулингу среди канцелярских компаний. Хорошо еще, что не удалось провести изначально запланированные на этот же период московские «Sourcing days» и финал конкурса «Канцелярский мачо». Не то бы точно, как пошутил один из участников рынка, неделя с 6 по 12 октября запомнилась бы нам тем, что продажи у всех рухнули до нуля

Источник: "Сегмент"

10 ноября АПКОР опубликовала на своем сайте итоги прошедшей выставки СКРЕПКА-Экспо-Осень-2006. Подробного анкетирования посетителей в этом году не проводилось, поэтому информации не очень много, но точное число тех, кто с 9 по 12 октября побывал в 11 зале 2-го павильона «Крокуса», нам теперь известно. Их было 7853 человека. Конечно, по сравнению с весенней «Канцэкспо» 2005 года, когда гостей выставки насчитали более 17 тысяч, нынешний результат выглядит более чем скромно. Но разве в данном случае приходится говорить о сколько-нибудь корректном сравнении? Кажется, ни одна отечественная выставка еще не проходила в условиях столь жесткой конкуренции со стороны других отраслевых мероприятий.

Помимо традиционной пары «конференция + выставка» в этом октябре дебютировали еще сразу два крупных проекта: Отраслевой конгресс профессиональных участников рынка и Всероссийский турнир по боулингу среди канцелярских компаний. Хорошо еще, что не удалось провести изначально запланированные на этот же период московские «Sourcing days» и финал конкурса «Канцелярский мачо». Иначе точно, как пошутил один из участников рынка, неделя с 6 по 12 октября запомнилась бы нам тем, что продажи у всех рухнули до нуля.

Даже наш, кажется, уже ко всему привычный рынок от такого разнообразия поначалу несколько опешил и возроптал. Проблема была даже не в том, что пришлось выбирать между принципиально различными формами делового общения, а в том, что при наличии альтернативных мероприятий возможность выбора оказалась далеко не у всех – в некоторые залы можно было попасть только по специальным приглашениям. Впрочем, с начала октября прошло уже достаточно времени, чтобы страсти немного улеглись, так что можно еще раз мысленно вернуться назад и вспомнить все плюсы и минусы прошедших событий.

Началось все с традиционной конференции. Восьмая всероссийская была безальтернативной. Если «Скрепка» с конгрессом проходили как пара конкурирующих мероприятий, что создавало вокруг них определенную интригу и усиливало интерес к обоим проектам, то конференции пары-конкурента не нашлось. И может быть, отчасти поэтому она не вызвала тех бурных дискуссий, которых можно было бы ожидать от встречи лидеров такого уровня. На трибуну конференц-зала в гостинице «Ренессанс-Олимпик-Пента» в этот день поднимались Франсуа Клемен-Гранкур (гендиректор, «БИК Россия и Беларусь»), Илья Мазин (гендиректор, «Офис Премьер»), Андреас Крюгер (директор, «АССО» по Восточной Европе), Александр Стариков (гендиректор, «Авале»), Константин Румянцев (гендиректор, «Ликор»), Мишель Трусс (вице-президент по логистике, «Дюрабль»), Крис Экснер (вице-президент по продажам «Эссельте Европа») и Дмитрий Серединцев (консультант, Минэкономразвития России). Общей темы выступлений не было, каждый докладчик по традиции сам определял наиболее важные тенденции канцелярского рынка, о которых будет говорить. Так что обсуждали самые разные, но действительно актуальные, злободневные вопросы, такие, как: оптимизация ассортиментной матрицы, проблемы логистики, участие в госзакупках и т. д. Выступления были хорошо подготовлены, докладчики продемонстрировали, отличное владение жанром и высокий уровень ораторского мастерства. НКА, со своей стороны тоже сделал все возможное, чтобы конференция прошла «на отлично», организация была практически безупречной, и все было хорошо… Однако, было во всем этом что-то, отчего хотелось сказать: чего-то не хватает. Причина? - Скорее всего, дело в аудитории. Как выразился на следующий день, во время пресс-конференции, посвященной открытию «Скрепки», Сергей Долгов, это все-таки были «не массы, не аншлаг». Нет, народу на конференции не было мало. По данным организаторов, в конференц-зале гостиницы собралось около 300 человек. Но активности немного не хватало. Люди сидели приличные и вежливые, как в филармонии. А в связи с обсуждением общеотраслевых проблем и тенденций, даже, когда они приправляются определенной долей саморекламы, ждешь все таки меньше чинности. Вспоминается оживленность участников весенних круглых столов и прошлогоднего мастер-класса, и невольно возникает мысль: уж не становится ли формат «зал, трибуна, оратор» - форматом для определенного круга ценителей? Узким этот круг пока, конечно, не назовешь, но очевидно, что свою долю пирога это мероприятие все-таки теряет и, видимо, утрачивает свои позиции как одно из центральных событий отрасли.

Если конференция вызывала ассоциации с филармоническим концертом, то выставку по праву можно было бы назвать смотром-конкурсом талантов. Мы уже много говорили о том, как постарались в этом году экспоненты, чтобы превратить СКРЕПКУ в настоящее праздничное действо. Все участники, а их по последним данным АПКОР было 152, настолько креативно подошли к подготовке своего выступления, что праздничное настроение на выставке сохранялось с первого и до последнего рабочего дня. Экспоненты в основном были уже не новички, но присутствовали и компании - дебютанты, в том числе «Невельский печатный дом» и компания «АССО». И, что очень приятно, хотя стендов было много, - зал площадью 4118 кв.м. был полностью занят - на выставке царила очень миролюбивая атмосфера. На эти четыре дня участники рынка в большинстве своем «подобрали локти», и отношения конкуренции сменились духом творческого соперничества.
Ни один день не проходил без каких-либо сопутствующих мероприятий. Одновременно бывали задействованы по 3 а то и по 4 конференц-зала.
Про организацию можно сказать только хорошее. Недочеты прошлых лет были учтены, и АПКОР вместе с администрацией «Крокуса» постарались их устранить. Баннер, как и обещали организаторы, висел над входом в павильон. Трансферт аккуратно привозил и увозил людей с выставки. С лифтами и подъездом к выставочному центру проблем не возникало. В центре зала, как и весной, была устроена комфортабельная зона отдыха. Банкетная служба «Крокуса» обеспечивала фуршеты отличными угощениями. Конечно, хотелось бы иметь более простой и удобный доступ в Интернет, да, может быть, чтобы чуть больше такта проявлял персонал, который рьяно следил за тем, чтобы участники не оставили после себя никаких следов на арендованных стендах. Но, в целом, впечатление от Скрепки в этом году очень позитивное. Выставка прошла на едином порыве.

Однако и здесь не обошлось без своего «НО». Приходится признать, что продавцам на выставке было, что называется, тесно, а покупателям - просторно. Конечно, всем участникам своих посетителей хватило. Отзывы экспонентов о СКРЕПКЕ практически в абсолютном большинстве были положительные, все говорили, что перспективных контактов было много и интерес к их продукции превзошел первоначальные ожидания. Но в том, что касается числа посетителей, это все-таки, как и в случае с конференцией, были «не массы, не аншлаг». Можно, конечно, винить во всем организаторов конгресса, который проходил в одни сроки со СКРЕПКОЙ, но не стоит забывать, что для участия в нем были приглашены только 150 компаний. Скорее все-таки здесь проявляется общая тенденция снижения интереса к выставкам. Фатального характера она пока очевидно не носит и в обозримом будущем отказа от выставок не предвидится (об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что площади в выставочных центрах приходится бронировать за год, а то и раньше), но стадия подъема в развитии выставочного процесса, похоже все-таки осталась позади. И хотя выставка по прежнему остается наиболее демократичным, открытым и доступным способом представить свою компанию и найти новых клиентов, сейчас все активнее заявляют о себе иные, новые формы деловой коммуникации.

Не случайно обе канцелярские ассоциации уже давно не говорят о проведении каких бы то ни было лоббистских проектов или маркетинговых исследований, и сосредоточили все силы на планировании и организации новых общеотраслевых мероприятий. Катерина Пак после ее избрания председателем правления АПКОР несколько раз говорила о том, что ассоциация планирует запустить «новые серьезные проекты индустриального масштаба, а также мероприятия клубного характера». А Леонид Спиридонов, рассказывая о планах СКРЕПКИ, заявил, что от осеннего мероприятия ассоциация отказываться не намерена. Может быть, оно будет проходить не в формате выставки, а как-то иначе, но будет. То есть все и со всех сторон подталкивают рынок к общению. Поэтому все актуальнее становится вопрос, какая из форм общения является наиболее перспективной и позволяет наилучшим образом совмещать профессиональные и личные интересы участников рынка. И в этом смысле особого внимания заслуживают примеры альтернативных отраслевых мероприятий, в том числе прошедший конгресс.

Если продолжать начатую цепочку сравнений, то Первый отраслевой конгресс больше всего походил на великосветский салон, открытый только для избранных. Хотя с легкой руки кого-то из участников национального канцелярского форума проект окрестили конгрессом «Офис Премьера», это мероприятие было организовано НКА не для одной, а для пяти компаний-устроителей: «Офис Премьера», «Смистар», «еБазар», «Меркурий Трейд Логистик» и «СТС-Австрия». По своему формату конгресс напоминал «Souscing days». Каждый день был насыщен встречами, переговорами, презентациями. Проживание в одном отеле, питание в одном ресторане и участие в совместных развлекательных программах должны были максимально расширить возможности для общения и способствовать налаживанию более тесных связей между продавцами и покупателями. Для проведения конгресса был выбран загородный отель «Атлас-Парк-Отель», который, случайно или нет, располагается к югу от центра Москвы, то есть в диаметрально противоположной стороне от «Крокуса», который, как мы помним находится к северу от центра столицы. Как мы уже отмечали, на конгресс были приглашены 150 компаний, - около 300 человек.

Компании-устроители сделали все возможное, чтобы их клиентам было комфортно и интересно работать. Как рассказала нам пиар-менеджер компании «еБазар» Валерия Побъяблонская, участникам нужно было заплатить только регистрационный сбор в размере 700 рублей. Все остальные расходы брали на себя компании-устроители. Что касается программы, то по сути она была достаточно традиционной: презентации новинок, личные переговоры, развлекательная пограмма. Возможностей для творческого самовыражения здесь хватало, как и на выставке. У «еБбазар», например, все менеджеры были одеты в зеленые жилеты с надписью ДПС, что расшифровывалось как «достойный партнерский сервис». Клиентам эта находка так понравилась, что они даже просили жилеты себе на память и с удовольствием ходили в них по отелю.

Делового общения же было даже больше, чем во время выставки. «Судя по тому, что последнюю встречу я заканчивал в 10:30 вечера – контактов было однозначно больше, чем на обычной выставке», - рассказывал Александр Смирнов. – «Самая большая удача – личностное общение со многими партнерами, которых обычно видишь час на выставке и все. Конгресс дал возможность понять желания партнеров и донести до них нюансы нашей политики (а не только информацию о товаре и ценах). Да и вообще было весело». Валерия Побъяблонская тоже отмечает, что у ее компании всегда были полные переговорные: «Мы запросили 2 дополнительные комнаты для переговоров, и даже при участии двадцати менеджеров физически, к сожалению, не успели встретиться со всеми». Результатами устроители конгресса очень довольны и не исключают, что в будущем сроки его проведения будут продлены и к участию будут привлечены больше компаний. Александр Смирнов, например, полагает, что оптимальное число компаний-устроителей - 8. В целом проект можно назвать удачным и перспективным. Хотя, безусловно, среди его минусов закрытый характер мероприятия и появление недовольства и противоречий внутри профессионального сообщества.

Напоследок несколько слов о «сольных» проектах канцелярской недели. Компания «Фарм» провела Всероссийский турнир по боулингу среди канцелярских компаний. Как бы мы не оценивали то, что турнир проходил в 3-й рабочий день выставки, нельзя не отметить, что интерес у канцелярского сообщества он вызвал достаточно большой. Для участия в соревновании зарегистрировались более 100 человек. А что может служить лучшим доказательством востребованности подобных развлекательных мероприятий и готовности профессионального сообщества в них участвовать?

Организаторами двух других сольных программ были компании И.Т.И. и Офис Премьер. И.Т.И. устроила слет дилеров в Сочи, для чего заказала специальный самолет, который отвез партнеров компании на черноморское побережье, а потом после двух жарких дней, вернул обратно в строй еще до начала выставки. Дилерская конференция Офис-Премьера в общем тоже была запланирована так, чтобы не сбивать рабочего графика канцелярской недели – ее старт был назначен на три часа последнего дня Скрепки, и проходить она должна была в одной из столичных гостиниц, так что при желании можно было бы поспеть и тут, и там без ущерба для себя и других участников рынка. На центральных событиях недели эти мероприятия практически никак не отразились. Разве что пришлось как-то услышать на одном стенде шутку о якобы сильной жажде приехавших из Сочи людей.

Возвращаясь сейчас ко всем этим событиям, уже все меньше хочется вспоминать о противоречиях и спорах, которые они тогда вызывали. На первый план выходит другое: нынешняя осень продемонстрировала насколько активен, изобретателен и креативен наш рынок, и в очередной раз подтвердила, что в канцелярской отрасли работает очень много энергичных и талантливых людей. Честное слово, если между многочисленными отраслевыми мероприятиями у нашего рынка останется время на работу, всех его участников ждет блестящее будущее!



Ваше мнение

Остается только научиться выбирать из всего предлагаемого разнообразия мероприятий те, которые действительно наиболее эффективны и будут не только приятны для души, но и полезны для бизнеса. Поэтому, умные, талантливые, креативные, призываем Вас выступить со своими суждениями и выводами о прошедших событиях.

Как Вы оцениваете сами мероприятия, а также их количество, какие из них считаете наиболее действенными и перспективными?
Какими свойствами должно, на Ваш взгляд, обладать мероприятие, чтобы привлечь массовую профессиональную аудиторию и принести максимальную пользу для большинства участников рынка?
Ну и, конечно, каким из них отдали бы предпочтение именно Вы?

Свои мнения мы приглашаем Вас высказывать на национальном канцелярском форуме или писать нам на ящик. Адрес все тот же segment@segment.ru