Зачем директору читать учетную политику?

14.12.2006 10:47:00 55
Как правило, директора подписывают учетную политику организации не читая. Между тем, учетная политика - это документ, на который стоит обратить самое пристальное внимание, так как он позволяет не только организовать удобный учет, но и оптимизировать налогообложение

 

Источник: журнал “Время бухгалтера”

В конце каждого календарного года организации принимают учетную политику для целей налогообложения и ведения бухгалтерского учета на следующий год. В 2006 году, если организация не приняла учетную политику для целей налогообложения, считалось, что она учитывает налоги на основании бухгалтерского учета. С 1 января 2007 года Законом № 137-ФЗ закрепляется обязанность организаций иметь учетную политику для целей налогообложения, причем налоговые органы получили законное право ее потребовать. Принятие налоговой учетной политики является обязательным для всех организаций и учреждений, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения и бюджетных учреждений.

Как правило, директора подписывают учетную политику организации не читая. Показательны слова директора одной из московских компаний: «Последние два года я не читаю свою учетную политику, подписываю «не глядя». Учетную политику разрабатывает главный бухгалтер, а я полностью ему доверяю».

Между тем, учетная политика, это документ на который стоит обратить самое пристальное внимание, так как он позволяет не только организовать удобный учет, но и оптимизировать налогообложение.

Какие задачи решает учетная политика?

Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

1. Выбор одного из нескольких взаимоисключающих вариантов учета, присутствующих в законодательстве. Если организация не внесет нужный элемент в учетную политику, то налоговый учет будет вообще невозможен. Классический пример - выбор метода оценки стоимости покупных товаров (по стоимости товаров, первых по времени приобретения (ФИФО); по стоимости товаров, последних по времени приобретения (ЛИФО); по средней стоимости; по стоимости единицы товара).

2. Отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». Если налогоплательщик хочет воспользоваться альтернативным вариантом, предусмотренным в Налоговом кодексе, он должен об этом заявить в своей учетной политике. Например, есть два варианта учета в расходах процентов по займам/кредитам: либо по реально заплаченным процентам, либо по расчетной ставке рефинансирования. Если не отразить метод списания в учетной политике, то списать на расходы можно будет только по 1,1 расчетной ставки рефинансирования (сейчас она составляет 11% годовых). Отразив - по реальным процентам, что значительно выгоднее.

3. Сближение бухгалтерского и налогового учета, а, соответственно, уменьшение объема работы бухгалтера. Налоговые консультанты часто предлагают директорам пристально изучить ученую политику, даже приводят инструкции какие строки с какими надо сравнивать, чтобы выявить, что бухгалтерия делает как проще, а не как выгоднее. Следует иметь ввиду, что конечная стоимость больших различий в налоговом и бухгалтерском учете и, как следствие, повышение вероятности ошибок, увеличение времени на само ведение учета может свести на нет всю экономию.

4. Минимизация ожидаемых (прогнозируемых) налогов. Грамотная учетная политика позволит реально уменьшить налоговые выплаты. Например, при отнесении затрат на производство/реализацию, можно установить для налогового учета иной перечень прямых расходов чем для бухгалтерского учета. В этом случае списание затрат можно будет осуществить сразу, не растягивая на длительный период, минимизировав таким образом налоговые выплаты. Однако следует понимать, что возникает разница между бухгалтерским и налоговым учетом, а бухгалтеру придется выполнять дополнительную работу, применяя ПБУ 18/02, призванное согласовать разницу учетов.

Какие разделы учетной политики стоит обсудить с главным бухгалтером?

Приведем в качестве примера, несколько разделов учетной политики организации для целей ведения бухгалтерского учета, которые стоит обсудить с главным бухгалтером:

- Закрепление обязанности ведения бухгалтерского учета
В учетную политику следует внести запись, что «главный бухгалтер несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности». Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 № 18 (пункты 23-26) определило что к административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, может быть привлечен только главный бухгалтер. Так как руководитель организации несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер - за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.

Руководитель организации может быть привлечен к административной ответственности за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, только в случае, если ведение бухгалтерского учета в организации производится на основании гражданско-правового договора третьими лицами или при делегировании обязанности ведения бухгалтерского учета сторонней организации (например, аудиторской фирме, управляющей компании или индивидуальному предпринимателю).

- Утверждение форм первичных документов
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171 с 1 января 2007 года отменяются «старые» бланки строгой отчетности. За два года Минфин должен был разработать и утвердить новые бланки. На сегодняшний день это сделано лишь для страховых организаций и ломбардов.

Чтобы организация могла применять в своей деятельности и учитывать в расходах «старые» бланки строгой отчетности, необходимо внести соответствующую запись в учетную политику.

- Утверждение форм бухгалтерской отчетности
Приказ Минфина РФ от 18.09.2006 № 116н внес изменения в 13 ПБУ из 20, изменив деление прочих расходов. Организации необходимо внести изменения в «Отчет о прибылях и убытках» и утвердить его в учетной политике.

- График документооборота и технология обработки учетной информации
Основная цель введения графика состоит в рационализации документооборота в организации и назначения ответственных сотрудников за каждый этап обработки информации.

Теперь рассмотрим несколько разделов учетной политики для целей налогообложения (в части налога на прибыль):

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль
Главой 25 Налогового кодекса РФ установлено несколько способов исчисления и уплаты налога на прибыль. Уплата ежемесячных авансовых платежей может производиться исходя из 1/3 суммы налога, подлежащей уплате за предыдущий квартал. Данный вариант уплаты налога невыгоден для организаций, умеющих неравномерные показатели по прибыли, так как, даже получив убыток в текущем налоговом периоде, придется уплатить ежемесячный авансовый платеж. В этом случае целесообразно перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, внеся соответствующую запись в учетную политику.

- Определение даты получения дохода
Достаточно часто, если у организации есть договоры, относящимся к нескольким налоговым периодам, момент признания доходов по ним может быть перенесен на более поздний сок, а соответственно, будет перенесен момент уплаты налога на прибыль.

- Определение даты осуществления расхода
Если организация имеет затраты, по договорам с неопределенным сроком действия, например, по приобретению программного обеспечения или маркетинговым исследованиям, их можно учесть в расходах в момент приобретения (в бухгалтерском и в налоговом учете), если дополнить учетную политику положением, что расходы по договорам с неопределенным сроком действия учитываются при налогообложении в момент возникновения расходов.

- Прямые и косвенные расходы
Для сближения бухгалтерского и налогового учета, организация должна установить одинаковый перечень прямых и косвенных расходов в обоих учетах. Для минимизации налогов нужно утвердить минимально возможный перечень прямых расходов. Например, указать в учетной политике, что прямые расходы распределяются пропорционально доле таких затрат в плановой себестоимости продукции.

- Порядок учета основных средств
Для сближения бухгалтерского и налогового учета, организация должна установить стоимостный лимит при принятии объектов к бухгалтерскому учету в качестве основных средств в размере 10 000 руб. Однако, в этом случае объекты со стоимостью от 10 000 до 20 000 руб. будут признаваться ОС и с них придется платить налог на имущество.

- Амортизация основных средств
В налоговом учете амортизацию основных средств можно начислять одним из двух методов: линейным или нелинейным. При выборе метода начисления амортизации необходимо учесть, что используемый метод не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества. Линейный способ позволяет равномерно погашать стоимость амортизируемого имущества в течение всего срока полезного использования этого имущества. При использовании нелинейного метода большая часть стоимости амортизируемого имущества списывается в расходы в течение первой половины срока полезного использования.

- Оценка незавершенного производства
Для сближения бухгалтерского и налогового учета, организация должна при расчете налога на прибыль распределять прямые расходы на незавершенное производство. Для минимизации налога на прибыль, прямые расходы на остатки незавершенного производства распределять не надо.

- Технологические потери
Сумма потерь при транспортировке в пределах норм технологических потерь, обоснованных предприятием, признается внереализационными расходами и уменьшает налоговую базу при исчислении налога на прибыль. Натуральные показатели, характеризующие технологические потери при транспортировке, должны быть обоснованы и документально подтверждены. Для документального подтверждения норм технологических потерь при транспортировке следует воспользоваться разработками соответствующих специалистов, ведомств, научно-исследовательских институтов или экспертной оценкой технологов, привлеченных или состоящих в штате.

- Создание резервов на предстоящие расходы
Организации, которые признают доходы и расходы от реализации товаров (работ, услуг) по методу начисления, могут создавать резервы на предстоящие расходы. Средства, направляемые на создание резервов, уменьшают налог на прибыль уже в текущем периоде, еще до использования резерва. В соответствии с нормами гл. 25 НК РФ организация может создать резервы: - на предстоящую оплату отпусков работникам; - на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет; - на предстоящий ремонт основных средств; - на гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание; - на формирование расходов по сомнительным долгам. В учетной политике для целей налогообложения необходимо определить, какие резервы будет создавать организация.

Когда можно внести изменения в учетную политику?

Внести изменения в свою учетную политику каждая организация может в конце года, определяясь с параметрами учета на следующий год. Изменить внесенные положения до конца года будет нельзя, а вот внести дополнения можно в любой момент.