Ozon выплатит продавцу почти 1 млн руб. за утилизацию товара

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Исход в пользу селлера

Юрист объяснил, почему действия маркетплейса были незаконными.

Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск предпринимателя Кирилла Жарикова на 954 тыс. ₽ к Ozon. Маркетплейс незаконно утилизировал 480 единиц товара продавца без его ведома. Истец требовал взыскать с Ozon стоимость утерянного товара и услуг по его утилизации.

Что случилось

Предприниматель Кирилл Жариков 14 октября 2022 года создал заявку на возврат со склада Ozon в Хабаровске с доставкой к себе в Калининград товаров на общую сумму 896 тыс. ₽.

С 24 октября продавец периодически обращался в техподдержку Ozon, чтобы проверить статус товара, но получал противоречивые ответы. Сначала маркетплейс сообщил, что товары пропали и их разыскивают. Затем — что товары были утилизированы, следом — что товары не утилизированы, а обращение в обработке.

Наконец, 8 ноября Ozon сообщил, что товар утерян. По договору на его поиски у маркетплейса есть 60 дней. Если по истечении этого срока Ozon не находит товар, продавцу назначают компенсацию. Но уже 30 ноября Жарикову сообщили, что товар утилизировали.

Ozon имеет право утилизировать товар или вернуть его на склад для дальнейшей реализации, если продавец нарушает сроки вывоза. Стоимость товара, который утилизирован по вине продавца, не компенсируют. Более того, продавец обязан оплатить утилизацию.

Жарикову пришлось выплатить Ozon 57 тыс. ₽ за утилизацию товара, но он обратился в суд с просьбой компенсировать его убытки. Ozon не признал исковые требования и заявил, что селлер не вывез товар со склада в установленный договором срок, поэтому его утилизировали.

Что решил суд

Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск предпринимателя на 954 тыс. ₽ и 22 тыс. ₽ в счёт расходов на оплату госпошлины. Суд решил, что у маркетплейса не было оснований для утилизации товара, а истец сделал всё от него зависящее, чтобы его забрать.

Юрист Digital & Analogue Partners Александр Шин считает, что действия Ozon изначально не были правомерными.

Суд установил, что маркетплейс действовал непоследовательно: не выполнил поручение истца на вывоз товара, затем подтвердил выплату компенсации за утерянный товар, а при обнаружении товара без уведомления истца его утилизировал. Суд обоснованно пришёл к выводу о нарушении маркетплейсом условий договора.
Александр Шин, юрист Digital & Analogue Partners

Юрист добавил, что споры между предпринимателями и маркетплейсами всё чаще становятся предметом судебных разбирательств.

Поскольку условия договора определяет площадка, в него включают большое количество механизмов для защиты маркетплейса. Например, ограничение или полное исключение ответственности маркетплейса, широкое усмотрение маркетплейса по всем этапам взаимодействия с селлерами, навязанные сроки и условия приёма-передачи товаров.

Селлеры находятся в уязвимом положении, им сложно противостоять правилам, которые навязывают крупные платформы.
Александр Шин, юрист Digital & Analogue Partners

Digital & Analogue Partners составили памятку для селлеров, как действовать, если маркетплейс без предупреждения и согласия утилизировал товар.

Если маркетплейс не возвращает товар

  • Не отменяйте заявку по просьбе поддержки, если она не исполнена. Все заявки — юридически значимые сообщения, а их отзыв по любой причине — это отказ от требования о возврате.
  • Своевременно уточняйте текущий статус заявки, требуйте трекер отправления или контакты экспедитора.
  • Фиксируйте и сохраняйте всю переписку со службой поддержки.
  • Убедитесь, что вы обеспечили работников доверенностью и сможете принять отправленный товар.
  • Если товар утилизировали без вашего согласия, требуйте пояснения от маркетплейса.
  • Требуйте отчёт маркетплейса об утилизации — он обязан его предоставить в соответствии со статьёй 999 ГК РФ. Добросовестная площадка должна приложить к отчёту доказательства утилизации, чтобы продавец убедился в том, что товар никто не присвоил.
  • Не затягивайте с направлением возражений на отчёт. Изучите, что прописано в договоре по поводу направления возражений, там может быть очень короткий срок. В случае с Ozon это пять рабочих дней.
  • Правильно считайте убытки. Они складываются из реального ущерба и упущенной выгоды. В случае с Жариковым это закупочная стоимость товара и доход, который он мог бы получить от его продажи.
Источник: secrets.tinkoff.ru Фото: www.freepik.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.