История Xerox: король копиров

19.04.2013 13:58:00 43 0
Эволюция примитивного копировального аппарата в цифровое печатающее устройство не только принесла компании Xerox лидерство на рынке услуг по управлению печатью, но и сделало ее имя нарицательным для всех копиров.

Карлсон из Сиэтла

Честер Карлсон родился в Сиэтле в 1906 г. В поисках лучшей жизни его семья эмигрировала из Швеции в США в Калифорнию. Однако и там семья постоянно нуждалась в деньгах — работал только отец, который был парикмахером.

Поэтому уже с 14 лет мальчик подрабатывал. Работая на местной типографии, он увлекся процессом печати и даже издал небольшим тиражом несколько выпусков своего любительского журнала по химии.

После школы Честер поступает в Калифорнийский технологический институт, где получает степень по физике. Попутно, в расположенном неподалеку колледже, углубленно изучает и химию. После учебы Честер начал работу в корпорации Bell (Bell Telephone Laboratories) в Нью-Йорке на должности инженера-исследователя, с окладом 35 долларов в неделю.

Позже он сменил место работы, перейдя в компанию PR. Mallory & Co., продолжая по вечерам учиться, осваивая профессию юриста. После получения диплома в Нью-Йоркской адвокатской школе Честер сразу получает повышение, возглавив патентный    департамент. Эти знания ему очень пригодятся в будущем (впоследствии Карлсон имел более 30 патентов).

 Революция в мире отображения

Работая в патентном департаменте, Карлсон заметил, что напечатанных «твердых» копий патентов всегда не хватает. Постоянно требуется либо дорогостоящее и долгое фотокопирование, либо отнимающая еще больше времени ручная перепечатка и не менее трудоемкая проверка на соответствие оригиналу. Было крайне необходимо устройство, которое бы сделало копию документа быстро и дешево.

Карлсон сделал вывод, что традиционная фотография изучена вдоль и поперек, и искать нужно в другом направлении. И таким направлением ему показалось известное физическое явление фотопроводимости — при попадании света на фоточувствительное вещество, его электропроводность возрастала.

Изучая это явление, он много экспериментировал — собственная кухня превратилась в лабораторию. Опыты в собственном доме зачастую приводили к конфликтам с женой, и Карлсон арендовал помещение в расположенной неподалеку гостинице «Астория», перенос туда лабораторию и нанял в ассистенты безработного молодого физика Отто Корни.

Именно там, в комнатке на третьем этаже, прямо над баром, и был изобретен копировальный аппарат. Первая аппаратная копия документа состояла из одной строки — 10-22-38 ASTORIA, написанной фломастером на смотровом стекле от микроскопа. Эту дату можно вполне считать днем рождения копировального аппарата.

В октябре 1937 г. Честер подал заявку на патент, это стало отправной точкой для будущих 8600 патентов (именно столько принадлежит сегодня компании Xerox). По мере продвижения работы, Карлсон сразу же патентовал все свои изобретения.

Однако в то время никто не оценил перспективность подобной разработки. Пять лет изобретатель безуспешно обивал пороги всех инстанций, корпораций и инвестиционных фондов в надежде заинтересовать их своим изобретением. Даже Национальный совет по изобретениям США отказал ему.

Только через шесть лет предложение купить изобретение находит отклик — в 1944 г. организация Battelle Memorial Institute (BMI) подписывает контракт с Честером Карлсоном. Согласно условиям документа, он переуступил права на изобретение в обмен на роялти. Вместе с новым владельцем Карлсон усовершенствует процесс электрофотографии, который должен стать простым для пользователя.

Первый успех

Именно BMI принадлежит заслуга по переименованию процесса из электрофотография на ксерографию, а также в использовании более пригодного селена вместо серы и идея «сухих чернил», как тогда назывался тонер.

Но BMI была ограничена в ресурсах. Ее поиски инвестора привели к вовлечению в проект компании Haloid. До 1946 г. она занималась, в основном, производством фотобумаги. Контракт с Haloid о финансировании дальнейшей работы над устройством в обмен на 60% доходов от будущего коммерческого использования разработки вступил в действие 1 января 1947 г.

А в следующем году термин был изменен на более благозвучную «ксерографию» (от греческих слов xeros — «сухой» и grapho — «писать»). Тогда же рождается и торговая марка Xerox.

В 1949 г. в продаже появился первый ксерографический копир, использующий технологию электрофотографии, с незатейливым названием Model A. Громоздкий, сложный в эксплуатации, пачкающий все подряд. Рынок уже был готов к появлению таких аппаратов — для ряда типографских задач он оказался исключительно подходящим, и проект приносит первые доходы.

Спустя шесть лет увидел свет CopyFlo — полностью автоматический аппарат с серьезными конструктивными новшествами. Впервые вместо экспозиционной пластины применен вращающийся барабан — отныне непременный атрибут почти всех ксерокопировальных аппаратов в мире. CopyFlo также обеспечивал непосредственную работу с микрофильмами, сразу создавая копию нужного размера.

Аппарат стал приносить существенную прибыль компании — в 1956 г. он уже обеспечил 40% всех доходов. Впечатленная успехом компания Haloid в 1958 г. даже сменила название на Haloid Xeroх Inc.

Согласно плану продаж, компания должна была продавать 5000 тыс. на протяжении последующих трех лет. Однако уже к концу 1962 г. было произведено 10000 аппаратов и количество заказов все возрастало. Благодаря первому автоматическому офисному аппарату Xerox 914 появляется возможность копировать документы, используя обыкновенную бумагу. Техническая новинка получает фантастический коммерческий успех.

Компания Haloid выкупила все патенты в области ксерографии у Battelle Memorial Institute. Очень быстро маленькая компания Haloid Xerox Inc стала огромной корпорацией Xerox Corporation. Чистый доход Haloid Xeroх до выпуска хитовой модели 914 составлял около $2 млн. в год, а в 1963 г. — уже более $22 млн.

Новые технологии в фотокопировании

В 1964 г. компания Xerox разработала факс Long Distance Xerography LDX, а в 1977 г. вывела на рынок первый промышленный лазерный принтер Xerox 9000 Dover со скоростью печати 120 страниц в минуту. Тогда же была создана цифровая печатная машина Xerox DocuTech 135 с промышленным модулем лазерной печати.

В целом за годы своего существования корпорация Xerox разработала 18 серий печатающих устройств.

Серии устройств, разработанные компанией, объединили в себе машины для дома и офиса, а также промышленное оборудование. К устройствам для дома и офиса относятся цветные и монохромные принтеры, МФУ и сканеры Xerox.

Промышленное оборудование включает промышленные системы монохромной и полноцветной печати, широкоформатные системы, ролевые системы печати, вспомогательное оборудование для ролевых линий, финишное оборудование, конвертовальные системы, книжные и планетарные сканеры и многое другое.

Кроме печатающих устройств корпорация Xerox производит программное обеспечение, бумагу и расходные материалы. Еще одной из сфер деятельности корпорации являются консалтинг и управление производством.

Мировая экспансия

Xerox поглотила не одну компанию, связанную с разработкой ПО или созданием вычислительных систем. Крупнейшим совместным предприятием является Fuji Xerox, основанное в 1962 г., работающее с техникой Xerox и аксессуарами для нее в Азиатском и Тихоокеанском регионе.

На территории Индии функционирует Xerox India (ранее Modi Xerox). Существует также Rank Xerox — совместное предприятие c Rank Organisation из Великобритании, занимающееся производством и реализацией техники Xerox в Европе и Африке.

Корпорация Xerox была пионером на советском рынке копировальных аппаратов: в 1974 г. было открыто представительство в Москве. Это был первый копировальный аппарат, появившийся в офисах в те годы. С тех пор все копировальные аппараты, независимо от их компании-производителя, в обиходе называют ксероксами, а фотокопии — ксерокопиями.

Исторический вклад в развитие печати

Серийное производство копировальных аппаратов — не единственная заслуга Xerox. В 2000 г. корпорация выкупила у компании Tektronix Inc патент на производство твердочернильных принтеров. Такие принтеры более экономные, они заправляются не тонером и не жидкими чернилами, а воскосодержащими чернильными палочками или брикетами. В процессе печати брикеты нагреваются, плавятся и в жидком виде распыляются на носитель.

К достижениям корпорации Xerox также следует отнести многоразовую «самоочищающуюся» бумагу, каждый лист которой можно использовать до 100 раз без потери качества. Информация, напечатанная на такой бумаге, исчезает через 24 часа, и листы снова становятся девственно чистыми.

В настоящее время корпорация является крупнейшим провайдером услуг в области документоемких бизнес-процессов, штат — 130 тыс. сотрудников, представительства работают в 160 странах мира. В Украине корпорация работает с 1990 г., имея более 300 крупнейших партнеров и реселлеров. Система послепродажного обслуживания насчитывает свыше 90 сервисных центров.


Олег Лялюшко

business.eizvestia.com

Тэги: |