Как распознать талант: советы от Третьяковской галереи

28.09.2018 12:20:17 258 0
Интервью с заместителем заведующей отделом образовательных программ Мариной Геннадьевной Коурдаковой о педагогическом подходе, важности выбора качественной канцелярии и товаров для творчества и стратегическом партнерстве с F.I.L.A. Russia.

Компания F.I.L.A имеет огромный опыт партнерской работы с музеями по всему миру. Среди них, Лувр, музеи Флоренции, Венецианское Биеннале, Палаццо Веккьо. В этом году F.I.L.A стала партнером Третьяковской галереи.  «Третьяковка» всегда славилась не только огромной коллекцией произведений искусства, но и своим подходом к популяризации творчества. Марина Геннадьевна, поделитесь с нами секретом успешности ваших образовательных программ.

Никакого секрета в этом нет. В нашей творческой мастерской круглый год проводятся мастер-классы, интерактивные занятия, каждый педагог стремится не просто поделиться знаниями, но и сделать это максимально увлекательно. Хорошее настроение и обоюдная заинтересованность – всегда залог успеха. Мое личное убеждение заключается в том, что все дети – одаренные. Задача родителей – увидеть талант ребенка, а наша – подсказать и направить его в нужное русло.

А как распознать талант?

В первую очередь нужно побороть страх перед неудачей. Я стараюсь построить свои занятия так, чтобы у детей все получалось, заменить «я не умею» на «ой, как здорово! Когда мы будем этим в следующий раз заниматься?» Поэтому акцент на мастер-классах ставлю не столько на обучении академическим приемам, сколько на разного рода экспериментах с материалами. Мое занятие всегда строится следующим образом: я начинаю теоретическую часть, потом мы идем в залы и смотрим там 4-5 картин, не больше, по заданной теме, которую активно обсуждаем. И потом уже ребята создают картины либо красочными материалами, либо графическими. Я всегда даю им возможность попробовать, испытать, почувствовать. В итоге выясняется, что один ученик очень хорошо рисует акварелью, чувствует структуру краски и создает оттенки, другой прекрасно делает ассамбляжи, третий находит себя в графике.

Вы упомянули эксперименты с материалами. Насколько сильно зависит конечный результат от качества художественной продукции в таком юном возрасте?

Зависит сильно. И очень важно донести эту мысль до родителей. Я обычно даю для сравнения дешевые краски и краски Giotto, предоставляемые нашим итальянским партнером. И провожу с участниками эксперимент: предлагаю смешать два цвета, например, красный и синий. И, конечно, в случае с дешевой краской мы получаем грязно-серый цвет, а в случае с Giotto – красивый фиолетовый. В этот момент все вопросы по поводу важности качества продукта отпадают: родителям становится понятно, почему на нем не стоит экономить, ведь это один из важнейших элементов в процессе получения успешного результата.

То же самое касается и других материалов. Так, дай ребенку, привыкшему пользоваться клеевой «кисточкой-растопыркой», хорошую синтетическую кисть Daler Rowney, и у него сразу все начнет получаться намного лучше. Или предоставь ему бумагу Canson вместо привычного серого ватмана, и увидишь, насколько проще и приятнее ему станет выполнять этюды и зарисовки.

С этого года у вас появился новый партнер – компания F.I.L.A. Russia. Как повлияло сотрудничество на работу студии?

Сейчас у нас увеличивается количество различных интерактивов и мастер-классов. Можно сказать, Крымский вал начинает жить очень насыщенной и энергичной жизнью, и без стратегического партнерства нам было бы просто не обойтись.

Очень важная часть работы нашей мастерской – обучение детей с особенностями развития. Требования, предъявляемые к творческим материалам в этом случае, очень высоки: продукты должны быть безопасными, удобными, интуитивно понятными. Наши педагоги проводят массу занятий на улучшение моторики, в том числе, в технике пластилинографии. И необходимо, чтобы пластилин был на натуральной основе, легко разминался, без труда смешивался и не прилипал к рукам. Giotto Patplume всем этим требованиям удовлетворяет, поэтому уже давно стал постоянным участником подобных уроков.

Что касается семейных программ и занятий для школьников, мы стали чаще работать с тушью. Скажу так: приемы, которые удается сделать с использованием туши и кистей Daler Rowney, приводят детей в совершенный восторг. Не меньшую радость вызывает и первый опыт работы с акварельными карандашами Giotto. Вообще я – сторонник экспериментов. Привычные материалы всем понятны. Но когда ты порисовал с детьми цветными карандашами, а потом говоришь: «Давайте возьмем кисточку и продолжим живопись», - ты видишь, как первичное недоумение молниеносно превращается в азарт и желание творить.

А от себя добавлю отдельно, что я – фанат качественной бумаги, такой как Canson. И считаю, что дети должны с самого раннего возраста работать именно на таком материале, ведь на него и краска ложится лучше, и цвет выглядит естественнее, и результат сохранится надолго. И у нас в студии с этого года есть возможность делиться с учениками бумагой такого высокого уровня. Это правда здорово.