Канцелярские мигранты достигли берегов «Мира детства»

25.09.2015 17:46:00 61 0
25 сентября 2015 года завершилась 21-я ежегодная международная выставка «Мир детства». Она наглядно выявила давно зревший тренд, когда индустрия детских товаров (а также сувенирная отрасль) начали обретать в своих рядах массового мигранта в лице канцелярской отрасли.

На своих лодках, баркасах, самолетах и пароходах канцелярщики двинулись к другим берегам. Там, где лучше. Теперь они - активные участники мероприятий смежных отраслей. И это уже очевидно. Но поговорим о "Мире детства". Границы выставки действительно стираются. И происходить это стало тогда, когда канцелярский рынок начал сжиматься в связи с кризисными экономическими и геополитическими факторами. Вполне закономерно, что между канцелярщиками и рынком детских товаров появилась явная взаимная симпатия, так как это весьма перспективный рынок сбыта.

Не получившие в этом году осеннюю «Скрепку», в поисках лучшей доли на «Мир детства» стройными рядами двинулись представители смежной канцелярской отрасли. Разумеется, те компании, чей ассортимент хоть в какой-то мере пересекается с индустрией детских товаров. Здесь их было около 20-ти, хотя в прошлые «тучные» 2000-е годы участвовало не–более 2-3. Они представляли здесь ассортимент, который попадает по своему предназначению в категорию детских товаров: рюкзаки, пеналы, ручки, карандаши, фломастеры, бумажно-беловые изделия и другая продукция, пользующаяся спросом у детей и школьников. Как отметил один из участников канцелярского рынка, который всегда был участником «обоих «Скрепок»: «А что оставалось делать, выставки реально для российской дистрибьюции важны. Для иностранных брендов, возможно, лучше формат региональных конференций и личных встреч. Не на Сибирский же нам канцелярский форум ехать? Там попросту не будет нашего клиента. Ну, придут мелкие клиенты с заказами трех ручек. А мы отгружаем только коробками. А на «Мире детства» обитает как раз наш клиент». 

Циклопический масштаб 

Осеннее мероприятие поразило не только количеством экспонентов, которые были размещены сразу в нескольких залах (так, что при поиске необходимой компании включался географический кретинизм), чем, кстати, не может похвастаться ни одна другая выставка детских товаров или смежных индустрий. Здесь не только было представлено огромное количество новинок детских товаров, новых направлений и маркетинговых решений, но и организованы тематические разделы для обсуждения самых разных аспектов функционирования индустрии. То  есть это были площадки для публичного обсуждения и товаров для новорожденных, здоровья и комфорта, обучения и развития, и, конечно же, игр и игрушек. Канцелярщики в основной своей массе сгруппировались в отдельной зале.

Замминистра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова отметила, что внимание министерства постоянно приковано к представителям индустрии детских товаров, так как они не только участвуют в воспитании детей, но и в поддержке физического здоровья и развитии интеллекта.

Во время открытия выставки заместитель министра промышленности и торговли РФ Гульназ Кадырова отметила, что внимание министерства постоянно приковано к представителям индустрии детских товаров, так как они не только участвуют в воспитании детей, но и в поддержке физического здоровья и развитии интеллекта. Все это требует безопасности и качеству выпускаемой ими продукции. «Я желаю всем участникам успешных инвестиционных проектов и новых направлений», - отметила замминистра. Ее оптимистично дополнила Антонина Цицулина, президент АИДТ:

Антонина Цицулина, президент АИДТ: "У нас рождается все больше детей, родители все больше внимания уделяют истинным ценностям"

"В прошедший год, в кризис, рост только товаров для новорожденных составил 13%. Я уверена, что этот кризис мы не просто выстоим. - У нас рождается все больше детей, родители все больше внимания уделяют истинным ценностям, и поэтому мы растем все вместе». По общему мнению участников выставки, выставка оказалась не только не хуже прошлогодних, но и вместе с компаниями детской индустрии развивается в разных направлениях.

«Мир детства» остается крупнейшей выставочной площадкой индустрии детских товаров на территории России и стран Восточной Европы. «В течение многих лет проект успешно выполняет миссию проведения качества безопасности и доступности детских товаров, отражая при этом все мировые тенденции индустрий детских товаров и услуг и не имеет себе равных по количеству экспонентов. В 2015 году в ней приняли участие почти 500 компаний из 30 стран мира, которые расположились на 14500 м2. 

Хорошие детские новости 

Новостью на выставке стало заявление о том, что Союз предпринимателей легкой и текстильной промышленности России совместно с «Экспоцентром» 23-26 февраля 2016 года в рамках ведущего конгрессно-выставочного отраслевого мероприятия "Российская неделя текстильной и легкой промышленности" в том же "Экспоцентре" впервые проведут совместные мероприятия двух отраслей – индустрии детских товаров и легпрома. «Наша форумная и конгрессная деятельность в той части, которая объединяет индустрию легкой и текстильной промышленности с индустрией детский товаров будет объединена. И это только усилит синергетический эффект, даст новые возможности для обеих отраслей и позволит двигаться вперед вместе», - отметил президент Союза предпринимателей легкой и текстильной промышленности России Андрея Разбродин.

Главным же выставочным событием для дизайнеров, производителей и поставщиков была отдельная выставка детской моды. Однако, более всего поразила посетителей и гостей содержательная сторона «Мира детства»: ее деловая программа.

Она состояла из трех блоков на любой вкус: «Инвестиционный форум: инвестиции в детство – инвестиции в будущее» (организатор – Минпромторг РФ и АИДТ), торговый форум «Поставщик детских товаров» (организатор – КВК «Империя» и собственно «Деловая программа». В рамках всех этих мероприятий можно было узнать о состоянии детской индустрии буквально со всех сторон: от алгоритма проектирования детского бренда и развития рынка лицензионных товаров, что выбирают современные дети и родители до техники увеличения продаж розничного магазина детских товаров и моделирования потребительского спроса. «Мы не участвовали на этот раз в качестве экспонентов, просто потому, что сократили маркетинговый бюджет. Зато приняли в течение всех дней активное участие в массе конференций, что очень полезно, так как здесь разбирались реальные примеры из опыта управлению детской розницей, брендинга, увеличением продаж. Причем все это проходило в одном месте. Очень полезные конференции, чтобы освежить свои знания», - прокомментировал «Сегмент.Ру» один из представителей канцелярской розницы, попросивший не называть его имя.

Впервые в рамках выставки прошел новый проект – «ЭКСПО-АКАДЕМИЯ», в рамках которого были представлены практические инструменты детского брендинга и универсальная методика создания бренда. «Теперь проект ежегодно будет носить постоянный характер и реализовываться на ключевых выставках «Экспоцентра», одной из которых, безусловно, является «Мир детства», – говорит Андрей Кожанов, преподаватель Высшей Школы Брендинга, основатель брендингового агентства Front:Design. – Думаю, что этот курс будет интересен и полезен владельцам бизнеса, маркетологам, бренд-менеджерам, арт-директорам, дизайнерам». 

Слово участников не воробей 

Михаил Кулюхин, собственник компании «Грош Торг»: «Мы молодая компания. Нам немногим более двух лет. И поэтому для нас такая выставка, конечно же, очень важна как в плане имиджа, так и в смысле наработки клиентов». 

Правда, была и другая сторона медали: обилие мероприятий значительно усложняло работу на выставке, так как многие участники хотели присутствовать на всех конференциях деловой программы. А чтобы успеть везде, многие посещали круглые столы и мастер-классы набегами, отчего, безусловно страдало качество получаемой информации.

«Сегмент.Ру» попытался выяснить отношение некоторых участников к уровню организации выставки «Мир детства». Мнения оказались в целом позитивные, но, как это бывает, имело место и критическое замечание.

Михаил Кулюхин, собственник компании «Грош Торг», дистрибутирующей в России бренд товаров для детского творчества «Альпино», поделился своим мнением о выставке: «Мы молодая компания. Нам немногим более двух лет. И поэтому для нас такая выставка, конечно же, очень важна как в плане имиджа, так и в смысле наработки клиентов». 

 
Дмитрий Аронович, совладелец компании «Геймпласт»: "Считаем выставку самой нужной и крупной на сегодня в отрасли. И ее вполне достаточно."

Дмитрий Аронович, совладелец компании «Геймпласт», так прокомментировал выставку: «Во-первых, на этой выставке мы познакомились с новыми клиентами из Крыма. С полуостровом мы, кстати, работаем с того самого момента присоединения к России. Эти новые крымские клиенты на выставке подтвердили готовность закупать у нас детские товары для Крыма. Это розничные магазины. Во-вторых, всего, чего мы достигли в бизнесе за 7-8 лет существования – это во многом благодаря участию в выставке «Мир Детства». Мы участвуем в ней каждый год. Считаем выставку самой нужной и крупной на сегодня в отрасли. И ее вполне достаточно. Хотя, безусловно, мы на выставке не ищем клиентов, для нас это больше имиджевое мероприятие, на котором можно показать новинки, новые товары. Решить какие-то вопросы. Нам было интересно показать в первый раз товары под брендом Pic'nMix. Это товар уже нашего нового российского производства. Судя по реакции посетителей, мы увидели, что наш товар успешен. Увидели 100%-ную заинтересованность и желание его закупить. На показ этого товара мы и постарались сделать больший акцент». 

 Алексей Лавров, директор по продажам компании Tukzar: "показательно, что впервые на выставке «Мир детства» участвовало такое количество канцелярских фирм."

Алексей Лавров, директор по продажам компании Tukzar: «Рынок детских товаров растет в отличие от канцелярского. Поэтому здесь еще есть место канцлярским компаниям. В этом смысле очень показательно, что впервые на выставке «Мир детства» участвовало такое количество канцелярских фирм. Хотя в 2014 году их было, всего три. Офисная канцелярия вообще стоит и не прибавляется. Объемы продаж иностранных брендов упали. И здесь для канцелярщиков реально - новая аудитория». 

Ольга Бако, руководитель департамента продаж компании «Наша игрушка», размышляя о выставке, рассказала «Сегмент.Ру», что стенд компании по размерам такой же, как и в прошлые годы. «Нас все видят, все к нам заходят. Но, на самом деле, мы долго добивались именно этого видного места на выставке и собираемся долго здесь стоять. Хотя, быть может, когда-нибудь кто-то и на наше место будет претендовать. Но бы будем его отстаивать. Вообще я ветеран выставок. Я начинала еще тогда, когда стелажи были металлическими, на них было навалено все подряд, как в советском магазине. Сегодня выставка – это реальный инструмент продаж. И это инструмент подтверждения отношений с клиентами: объем продаж у компании чуть больше идет в регионы, нежели в Москву. И выставка - это площадка, на которой за 3-4 дня можем провести столько переговоров, сколько не проводим за весь год. Это для нас переговорная площадка. Здесь партнеры озвучивают свои проблемы, а мы все это учитываем, потом собираемся и принимаем те или иные решения. Что касается современных технологий коммуникации вроде общения в «Скайпе», то я отношусь к старой гвардии и считаю, что никогда общение с глазу на глаз не заменит никакого «Скайпа», никакой переписки, тем более, через эсэмэски на непонятном сленге. Когда я веду переговоры с клиентом, с руководителем компании, мы даем друг другу какие-то обещания глаза в глаза, и это совершенно иной уровень общения и совершенно другие результаты. Мы принимали участие в казахстанской выставке в прошлом году. Но поняли, что и одного раза нам достаточно. Почему? Те клиенты, которых мы приобрели в Казахстане, приезжают на

Ольга Бако, руководитель департамента продаж компании «Наша игрушка»: "Я отношусь к старой гвардии и считаю, что никогда общение с глазу на глаз не заменит никакого «Скайпа», никакой переписки, тем более, через эсэмэски на непонятном сленге. Когда я веду переговоры с клиентом, с руководителем компании, мы даем друг другу какие-то обещания глаза в глаза"

"Мир детства», к тому же региональная выставка нацелена больше на аудиторию B2C, а не B2B, как «Мир детства», а это очень важно. Там очень много розничных клиентов и по сути приходится общаться с конечным потребителем. Это время. Здесь же все наоборот. Причем год от года руководство выставки все жестче относится к целевой аудитории B2B. Клиентов-частников становится все меньше, и это очень упрощает работу, так как ты понимаешь, что разговариваешь со своим каналом сбыта и со своим клиентом. Здесь у нас есть небольшое пересечение с канцелярским ассортиментом: по пластилину, пальчиковым краскам, товарам для творчества. Вообще наблюдается тенденция: все больше канцелярщиков переориентируется на рынок игрушек. Они сами сюда приезжают и в качестве экспонентов, и в качестве посетителей. Поэтому участвовать в весенней «Скрепке» мы не будем. Выставка – это дорогой инструмент. Его нужно использовать с умом и отрабатывать вложенные в участие средства». 

 Антон Мезинов, директор по маркетингу и развитию компании «Анданте»: "«Слабовато. Мы пообщались с партнером и пришли к общему мнению, что в прошлый раз посетителей было больше."

Антон Мезинов, директор по маркетингу и развитию компании «Анданте» (развивающие игрушки) высказался в адрес выставки критично: «Слабовато. Мы пообщались с партнером и пришли к общему мнению, что в прошлый раз посетителей было больше. Было много людей, которые планировали открыть свой бизнес по игрушкам. Они приходили на «Мир детства», чтобы изучить, проанализировать рынок. На этот раз в первый день их было всего два. А в прошлый раз - около 30-ти человек. Я не знаю, с чем это связано. Причем про эту выставку все знают,  мне показалось, что мартовская выставка «Детство» была даже побогаче в плане посетителей. В этих двух выставках мы участвуем каждый год. Но мартовская мне лично нравится больше, так как туда приходят те люди, которые не успели нас посетить на осеннем «Мире детства», в сентябре».

От себя в заключение добавим, что, в отличие от неконтролируемой миграции народонаселения Сирии и других ближневосточных стран, канцелярское сообщество, подобно стае неведомых доселе науке рыб, все же значительно более организованно и цивилизованно в своих миграционных устремлениях. И уж тем более не нарушает никаких законов. Напротив, выставка "Мир детства" прямо показала действие кейнсианского закона "невидимой руки рынка" в действии. Приток свежей крови на другие рынки заставит-таки пошевеливаться участников и игрушечного рынка, и сувенирной и промоидустрии. Можем лишь пожелать большой удачи и успеха в деле выживания в этом непростом и явно перегретом акулами канцелярского Красного океана" и успешном плавании в "Голубой лагуне". И до встречи на новых рыночных просторах.

 

 

Дмитрий Мотыльков,
главный редактор группы порталов "Сегмент.Ру"