«Слезы Каа-о-чу» вместо хлебного мякиша

26.10.2013 11:14:00 31 0
Издревле хлебный мякиш помогал избавляться от ненужного текста и рисунков. Спустя десятки лет люди начали использовать более подходящее для этих целей изделие из каучука.

Создателями привычного нам ластика можно смело считать ацтеков и народы майя. Жители Южной Америки обнаружили массу полезных свойств белого латекса, который вырабатывало вечнозеленое растение гевея. Туземцы называли его «плачущим деревом», а выделяемую ими смолу – «слезами Каа-о-чу». Белый латекс они использовали для приклеивания украшений к собственному телу, изготовления посуды.

В наше время загустевший сок тропического растения добывают во всех странах мира с теплым климатом. Технология проста — после сбора жидкости ее оставляют до естественного загустения и коагуляции. Из полученной массы путем нагревания производят резину. Ее эластичность зависит от наполнителей, среди которых находится зола, сера и другие вещества.

Полезным свойствам каучука не сразу уделили внимания. В XVIII веке французский ученый и исследователь Шарль-Мари де ла Кондамин привез натуральный каучук в Академию наук Франции для глубоко изучения, но ученый так и не нашел широкого практического применения белого латекса ацтеков.

Отцом современного ластика принято считать Джозефа Пристли, «изобретателя» кислорода. 15 апреля 1770 года английский химик обнаружил, что каучук идеально стирает надписи карандашом на бумаге. Он ввел в обращение слово "rubber" («стиралка»), в Англии так до сих пор называют ластики. Славу первооткрывателя с химиком делит его соотечественник Эдвард Наим. Именно он, случайно перепутав кусок резины с хлебным мякишем, попытался стереть свою запись. Воспользовавшись неожиданным открытием, Наим начал выгодный бизнес по продаже изделия, которое он назвал «индейской резинкой».

Однако, до современного ластика первым образцам было пока далеко, так как материал источал неприятный запах, плавился летом и становился слишком твердым зимой.

В 1839 году эту проблему решил Чарльз Гудияр, смешав каучук с серой. Он изобрел процесс вулканизации (названный в честь Вулкана, римского бога огня), который существенно улучшил качество и прочность материала, получаемого из натурального каучука.

С начала шестидесятых годов двадцатого века природный каучук был в основном заменен на синтетический, в девяностые годы для этих же целей стал использоваться и такой материал, как ПВХ. Основной материал изготовления изготовления ластиков можно легко определить по цвету продукта. Стирательные резинки красно-синей или серой окраски изготовлены из натурального каучука. Полностью белые или, наоборот, разноцветные изделия выполнены из ПВХ, а также других синтетических полимеров. Природный каучук позволяет производить очень эластичные резинки, не подверженные повреждениям при кручении или растяжении, хоть они не столь приятны на ощупь. Ластики из синтетического каучука более приятны в обращении, но горячее смешивание и добавка пластификаторов для достижения частичного отверждения являются сложными операциями, требующими применения самых передовых технологий. При неполном затвердевании получается непрочный ластик, а излишнее отверждение приводит к тому, что частички графита перестают прилипать к его поверхности. Таким образом, ластик теряет свои функциональные качества. ПВХ также подвержен старению, в результате чего выделяется хлорсодержащая кислота, очень вредная для бумаги и холстов, используемых художниками. Кроме того, пластификаторы склонны выходить на поверхность и тем самым потенциально угрожать здоровью детей, которые могут этот ластик съесть.

В наше время ластики до сих пор пытаются усовершенствовать. Например, появились стирательные резинки, удаляющие не только карандаши, но и тушь. В Нью-Йорке ластику был даже возведен памятник. В парке Национальной галереи Сада художественной скульптуры в Вашингтоне стоит четырехметровая скульптура в виде ластика в момент удара о поверхность после свободного падения.


Статья подготовлена на основе материалов из свободных источников
Анастасия Павлюх, «Сегмент.ру».