Текущее состояние рынка канцтоваров России и перспективы развития

06.07.2011 16:15:00 34 0
Проведено очередное исследование рынка канцтоваров России за 2003 – 2010 года

 

Проведено очередное исследование рынка канцтоваров России за 2003 - 2010 года, которое Сегмент.Ру и представляет нашим уважаемым читателям. Также в этом материале вы найдете краткий прогноз развития на 2011-2013.

Отечественный рынок канцелярских товаров является одним из наиболее закрытых и сложных с точки зрения анализа и прогнозирования - сообщает «Экспресс-Обзор». Аналитики компании провели оценку объема рынка канцтоваров в двух сегментах - оптовом и розничном. По их данным, объем рынка канцелярских товаров по итогам 2010 года вырос на 12% в розничных ценах. В целом за рассматриваемый период (2003-2010 гг.) рынок канцтоваров вырос более чем в 2 раза.

С увеличением объема рынка канцтоваров в денежном выражении происходит замедление темпов его роста. Это связано с постепенным насыщением рынка и усилением конкуренции. Кроме того, на падение темпов роста рынка канцелярских товаров оказывает влияние демографический кризис, который стал основной причиной снижения спроса на школьную канцелярию и продолжит влиять в дальнейшем уже на сегмент офисной канцелярии.

В 2009 году была отмечена стагнация рынка канцелярских товаров, вызванная финансовым кризисом. Сжатие рынка произошло в большей степени из-за снижения спроса на офисную канцелярию и падения корпоративных продаж канцтоваров.

По оценкам специалистов канцелярской отрасли, в течение 2009 года объемы мирового рынка снизились на 12-15%, при этом падение российского рынка составило 17-20%. Практически вдвое упал спрос на товары категории «премиум».  

Помимо снижения спроса, был отмечен переход на более дешевую продукцию эконом-класса, что также сократило объем рынка канцтоваров в стоимостном выражении.

По оценке «Экспресс-Обзор», в предстоящие три года ожидать бурного роста рынка канцтоваров не стоит. Приблизительный прирост рынка канцелярских товаров за период с 2011 по 2013 гг оценивается  специалистами на уровне не более 21% в сравнении с 2010 годом.

Численность активных потребителей канцтоваров в России оценивается в 72,2 млн. человек, что составляет чуть более половины жителей страны. В эту группу входят: школьники от 5 до 15 лет, студенты 16-19 лет, а также россияне в возрасте от 20 до 49 лет, проживающие в городах. В разрезе регионов России основные потребители канцтоваров проживают в Центральном ФО (более четверти), из них 13,6% - в Московском регионе (Москва и МО). Помимо ЦФО, в число основных потребителей канцтоваров входят Поволжье (20,7%), Южный и Сибирский регионы (более 10%).

Опираясь на прогноз динамики численности населения России, согласно которому, в ближайшие 10 лет ожидается рост численности детей в возрасте до 15 лет и сокращение численности трудоспособного населения, можно ожидать роста сегмента школьных канцтоваров не ниже 15% в ближайшие 10 лет. Рост сегмента офисных канцтоваров при этом возможен лишь за счет повышения культуры потребления канцтоваров и повышения выделяемых компаниями бюджетов, то есть за счет роста удельного потребления.

В структуре потребляемых канцтоваров лидируют офисные товары. В России проживает почти 50 млн. потенциальных потребителей офисной канцелярии, что составляет 2/3 численности целевой аудитории. Школьные канцтовары «интересны» не менее 20% потенциальных потребителей или почти 15 млн. человек.

 

Ксения Содько, Сегмент.Ру