У канцелярщиков появится свой письменный кластер

08.12.2014 21:47:00 36 0
Петр Голубев, московская «Карандашная фабрика «Красина»: «На территории фабрики будет размещен ряд производств по выпуску школьного и дошкольного ассортимента школьно-письменных принадлежностей с новейшими инновационными технологиями».

Петр Голубев, директор московской «Карандашной фабрики «Красина»: «…В годы перестройки и становления Российского государства, когда было не до детей, возникло столько проблем, что фабрика выжила и сохранила производство и уникальные технологии не благодаря, а вопреки всему. Сегодня же, когда наше государство стало уделять столько внимания подрастающему поколению, мы не могли остаться в стороне».

Московская «Карандашная фабрика «Красина» вошла в шорт-лист второго общероссийского конкурсного отбора инвестиционных проектов индустрии детских товаров России. Пока подведены предварительные итоги.  Но шансы, что они станут окончательными для фабрики более, чем велики.

После утверждения в конце декабря перечня Правительством РФ, компании, попавшие в список, могут рассчитывать на софинансирование со стороны государства проектов развития. Корреспондент портала «Сегмент.Ру» пообщалась с директором фабрики Петром Голубевым и узнала, что компания представляет собой на сегодняшний день и с каким проектом она участвовала в конкурсе. Сегодня таких победителей около 15 по России.

Если вы решите поискать в Интернете историю появления простого карандаша и описание его современного производства, то почти во всех попавшихся вам текстах авторы будут играть словами «простой» и «непростой». Действительно, производство такого, казалось бы, простого и привычного всем предмета, как карандаш, на самом деле довольно сложное дело. Для его изготовления требуется более 87 наименований сырья, а технологический цикл изготовления простого карандаша составляет 15 дней. Чуть меньше требуется для создания его цветного собрата – «всего» 11 дней.

На сегодняшний день в России, да и на всем постсоветском пространстве, существует только одна карандашная фабрика, работающая по полному технологическому циклу – «Карандашная фабрика «Красина». Что это значит? В то время как на других производствах, не только российских, часть материалов, например, стержни и краску, закупают в других странах или на других заводах, на «Карандашной фабрике «Красина» все производят самостоятельно: все виды стержней и карандашей, отделочные грунты, некоторые виды упаковки, и вместе с тем почти полностью перерабатываются отходы производства. То есть свой путь от дощечки до готовой для продажи продукции карандаш полностью проходит на этом производстве.

Между тем, история фабрики насчитывает уже 88 лет. Став в 1926 году первым государственным предприятием по выпуску карандашей в древесной оболочке, фабрика пережила вместе со страной ряд взлетов и падений, героически устояв на ногах.

Своим появлением она обязана послереволюционной борьбе с безграмотностью – ввиду нехватки письменных принадлежностей правительством страны в 1925 году было принято решение об основании первой карандашной фабрики. На нее не скупились - специалистов, которых не было в Советской России, вызывали из Германии.

В годы Великой отечественной, «Фабрика «Красина», как и многие другие производства, была переоборудована для изготовления «оборонки», но вскоре вновь возник серьезный дефицит письменных принадлежностей, и фабрика опять вернулась к выпуску карандашей. «Наши ветераны помнят, как специалистов отзывали с фронта, потому что в стране – в штабах, на предприятиях и на фронте – стало нечем писать, – рассказывает Петр Николаевич Голубев, директор «Карандашной фабрики Красина». – Так чернильно-копировальный карандаш, так называемый «Химический», указом Сталина в годы Великой отечественной войны был признан стратегически важным, наравне с патронами!»

После был полет карандаша «красинского» производства в космос, ведь ни одна ручка не способна писать в невесомости. Был и мрачный период перестройки, когда советские производства закрывались одно за другим, но «Карандашной фабрике «Красина» чудом удалось пережить и это время. В 21 век фабрика перешла с огромным опытом за плечами, с сохраненной уникальной технологией производства и с прекрасным коллективом, который Петр Голубев называет одним из главных конкурентных преимуществ компании: «Коллектив нашей фабрики удивительно сплоченный и дружный. У нас есть люди, которые пришли на фабрику в 17 лет и проработали на ней всю свою жизнь, имея одну запись в трудовой книжке».

В настоящее время силами фабрики выпускается более 400 наименований продукции. Это и цветные карандаши 24 цветов – различные по форме поперечного сечения и длине, и графитные – твердостью от 7Т (7H) до 8М (8B), а также чернильно-копировальные, восковые, угольные, акварельные 18 цветов, столярно-плотницкие и стеклографы. Предприятие выполняет заказы для Президента РФ, Правительства РФ, Государственной думы Федерального собрания РФ и Москвы, а также крупных российских и зарубежных компаний и банков.

Лучшее - детям

С особой ответственностью в компании относятся к заказам для учреждений дошкольного и школьного образования. При всем многообразии ассортимента фабрики ее основными потребителями являются дети – по подсчетам руководства это более 70% от общего числа. «Это обязывает нас завышать требования к безопасности выпускаемой продукции с учетом эргономики детей, – продолжает рассказ директор фабрики. – При разработке продукции мы рассматриваем как нормальное поведение ребенка, так и предполагаемое – повышенную активность ребенка, заторможенность, истеричность, неудовлетворенный сосательный рефлекс».

И правда, кто из нас в детстве не грыз карандаши? На московской фабрике уверяют – их пишущие принадлежности совершенно безопасны в этом смысле, так как их производство –  единственное, выпускающее карандаши из натуральной, химически не обработанной древесины липы мелколистной – это самый экологичный и устойчивый вид древесины, обладающий антиаллергенными свойствами.

С ориентацией продукции на детей связаны не только тщательный выбор сырья и материалов, но и усиленные меры по контролю технологического процесса и уровня безопасности, а также размерная линейка карандашей. Продукция фабрики разработана в соответствии со всеми существующими в нашей стране техническими требованиями. За качеством следит центральная фабричная лаборатория, аттестованная Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии «РОСТЕСТ-Москва». Здесь осуществляется полный контроль сырья и материалов при поступлении в производство, технологический контроль на всех стадиях изготовления продукции, а также приемо-сдаточные испытания готовой продукции – при отгрузке потребителям.

 «Требования к продукции для детей и подростков постоянно растут, вне зависимости от их возраста, социальных слоев, хобби и увлечений, – продолжает Петр Голубев. – Коллектив нашей фабрики идет в ногу со временем и ежегодно пополняет ассортимент двумя-тремя принципиально новым позициями, более качественными и усовершенствованными. Так, например, за текущий год мы освоили в производство двойную проклейку стержня по всей длине, что способствует наибольшей сохранности пишущего стержня в процессе эксплуатации. Это значит, что он не сломается, например, если ученик уронит карандаш с высоты 1,5 метров».

Еще одно совершенствование этого года – выпуск наиболее безопасного, даже для самых маленьких детей, трехгранного утолщенного карандаша. Его преимущество – в особой прочности. Однако производитель предусмотрел любую возможность, и если все-таки ребенку удастся каким-то образом сломать карандаш, его древесина не образует острых краев, а значит, ребенок не поранится. Кроме того, трехгранная форма карандаша автоматически прививает навыки правильного захвата пишущего средства.

Промышленный кластер

Ни для кого не секрет, что российский рынок детских товаров на сегодняшний день является рынком импорта. Доля товаров отечественного производства составляет около 20%, все остальное – это товары азиатского, европейского, американского происхождения. Не является здесь исключением и карандашная продукция – доля потребляемых отечественных товаров составляет всего 6%.

«Карандашный рынок сегодня на 73% состоит из продукции, произведенной в странах Юго-Восточной Азии, изготовленной по упрощенной технологии, – поясняет Петр Николаевич. – Это дощечка, прошедшая обработку парафинами, красителями и эмульсолами, и пишущий стержень, изготовленный с использованием свинцового крона и сажи газовой, на основе пластмасс и других веществ». По словам Петра Голубева, именно желание защитить детей и сохранить их здоровье и заставило фабрику принять участие в конкурсе приоритетных инвестиционных проектов: «К сожалению, в годы перестройки и становления Российского государства, когда было не до детей, возникло столько проблем, что фабрика выжила и сохранила производство и уникальные технологии не благодаря, а вопреки всему. Сегодня же, когда наше государство стало уделять столько внимания подрастающему поколению, мы не могли остаться в стороне».

Говоря о внимании государства к проблеме детства, Петр Николаевич подразумевает, в том числе, принятую не так давно «Стратегию развития индустрии детских товаров», одним из этапов которой стал конкурс приоритетных инвестиционных проектов, организованный Минпромторгом РФ. Первый такой конкурс завершился в апреле 2014 года, когда распоряжением Правительства РФ был утвержден список из 17 инвестиционных проектов индустрии детских товаров, которые получат финансовую поддержку государства. Второй конкурс приоритетных инвестпроектов стартовал в сентябре 2014 года, в нем приняла участие и «Карандашная фабрика «Красина».

Победители конкурса смогут рассчитывать на ряд субсидий из федерального бюджета: на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и на уплату лизинговых платежей по договору финансовой аренды, на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Амбициозный инвестиционный проект «Фабрики «Красина» не мог остаться без внимания. Отсутствие производства школьно-письменных принадлежностей в России подтолкнуло руководство фабрики к решению создать большой промышленный кластер на базе действующей «Карандашной фабрики «Красина». На его территории будет размещен ряд производств по выпуску школьного и дошкольного ассортимента школьно-письменных принадлежностей с новейшими инновационными технологиями.

Создание кластера начнется с усовершенствования производства самой «Фабрики «Красина». Реализация проекта, вошедшего в перечень приоритетных, состоит из двух этапов: это строительство новых производственных помещений фабрики площадью 16 тыс. кв. м и логистических складов площадью 10 тыс. кв. м, а также проведение модернизации действующего производства, закупка новых линий и станков. По прогнозам руководства, выход на запланированный объем выпуска продукции, способной обеспечить нужды потребителей РФ, станет возможен в 4 квартале 2020 года.

В настоящий момент проект находится на стадии подготовки. Выбрана новейшая инновационная технология для нового производства, разработан перечень необходимого оборудования и выбран его поставщик, а главное, подобран земельный участок под требуемые производственные площади. «Огромный вклад в создание кластера школьно-письменных принадлежностей внесло Правительство Московской области, оказавшее посильную помощь и выделившее земельный участок под строительство, – говорит Петр Голубев. – Хочется также поблагодарить Ассоциацию предприятий индустрии детских товаров и лично ее президента Антонину Викторовну Цицулину, проводившую специальные семинары и консультировавшую по подготовке инвестиционных проектов. Кроме того, поддержку нам оказал Департамент развития торговли, легкой промышленности и потребительского рынка Минпромторга РФ».

Каким же образом осуществление проекта сможет повлиять на развитие рынка и самой компании? Как уже было сказано выше, рынок детских товаров на сегодняшний день наполнен импортной продукцией, и развитие отечественного производства карандашной продукции – это один из шагов к созданию конкурентоспособной индустрии. Говоря глобально, это позволит не только обеспечить жизненно важные потребности многих регионов, т.е. снизить социальную напряженность, повысить уровень занятости населения, развить малый и средний бизнес, но и поспособствует формированию благополучной, здоровой и развивающей среды детства. «Воплощение в жизнь нашего проекта позволит внести определенную лепту в насыщение рынка отечественной экологически чистой и качественной продукцией, – поясняет Петр Голубев. – Он позволит создать дополнительные рабочие места и увеличить отчисление налогов в бюджет. Мы планируем к 2020 году повысить долю отечественной карандашной продукции с 6% до 30%».

Что касается перспектив для самой компании, то речь идет не только о дополнительной прибыли. Реализация проекта даст фабрике много новых возможностей, начиная с корректировки ценовой политики для отечественного покупателя и заканчивая более гибкими условиями работы с клиентами. Станут возможными индивидуальный подход для оптовых покупателей и ретейла, отсрочки платежей. Новое оборудование позволит изготавливать любую рекламную и промопродукцию, в том числе под собственными брендами заказчиков, причем делать это оперативно, с любым графиком отгрузки. «Помимо всего прочего, ввод в эксплуатацию данного проекта позволит нам испытать чувство гордости за то, чего нам удалось достичь в жизни, – добавляет директор фабрики. – Ведь это единственная карандашная фабрика в России с полным технологическим циклом – от стержня до карандаша. Каждая уважающая себя страна имеет свое карандашное производство, в России это московская «Карандашная фабрика «Красина». Нам удастся не только сохранить и развить уникальные технологии и самобытный квалифицированный творческий коллектив фабрики, но и оставить наследство детям и внукам, как это делали предыдущие поколения».

 Оксана Пиккель, «Сегмент.Ру»