Украина-2013: тенденции рынка офисных и школьных товаров

24.12.2013 13:37:00 28 0
На прошедшей в середине декабря в Киеве ежегодной международной конференции Украинской Ассоциации Поставщиков Канцелярских Товаров (УАПКТ), были обнародованы свежие данные о тенденциях и перспективах развития канцелярского рынка Украины. Чем живет он сегодня? Какие перспективы ждут? Какие превалируют тенденции? Своими наблюдениями поделилась c «Сегмент.Ру» главный редактор профильного журнала канцелярского рынка Украины «KARANDASH» Алла Мирная.

Школьные сезоны 2012 и 2013 годов были отмечены уменьшением платежной способности населения Украины, причиной чему стали экономические реалии. Спрос во многом определялся демографической ситуацией, которая показывала достаточное длительное время спад – вплоть до 2006 года. По официальным статистическим данным рождаемости в Украине, в 2012 году в школу пошло на 0,3% меньше первоклассников (детей, рожденных в 2005), чем это было в 2011. Далее – наблюдается позитивная динамика. В 2013 году, благодаря увеличению рождаемости в 2006 году, количество первоклассников увеличилось на 7,5%. В 2014 – увеличится еще на 2,6%, а в 2015 – на 7,4%.

Тенденции школьного ассортимента

2011 и 2012 годы стали в Украине прорывом в сфере лицензионной канцелярии, до этого канцелярские компании-импортеры/производители занимались лицензионной школьной продукцией (back to school) очень ограниченно. За последние три года на прилавках магазинов появились школьные товары с известными мировыми лицензиями. Такие бренды, как Hello Kitty, Barbie, Monster High, Winx Club, Pop Pixie, Cars, Hot Wheels, Spider-Man, Princess, Fairies, Marie Cat, Bakugan, Naruto, «Як козаки…» (отечественная лицензия) и многие другие франшизы украшают сегодня канцелярию для школьников всех возрастных групп и дошкольников.

Представители компании The Walt Disney Company CEE (Польша) так комментируютперспективы развития рынка школьной лицензионной продукции в Украине: «В некоторых странах доля лицензионной продукции для школы занимает более 50% рынка, и этот показатель быстро увеличивается, особенно – в Центральной и в Восточной Европе. Эта тенденция только начинает проявляться в Украине, и есть прогнозы, что рынок лицензионных товаров будет стремительно расти и развиваться: так, как это произошло в Польше, Венгрии, Румынии, России».

Что показывает рост?

Наиболее активно развивающийся сегмент – товары для творчества и хобби. Эксперты оценивают рынок товаров для творчества и хобби как наиболее развивающийся. По информации портала Kids Marketing, в Украине – 7,5 млн детей возраста до 14 лет. Получается, это – 7,5 млн потенциальных потребителей. А ведь еще есть и их родители… Handmade или так называемая DIY-тема (сделай сам, англ: do it yourself) становится все популярнее среди многих украинцев, причем самых неожиданных профессий и рода деятельности, как универсальная «таблетка» от стресса. У взрослой аудитории сегодня наиболее популярны такие виды увлечений, как рисование, роспись по тканям и стеклу, изготовление витражей, декупаж, лепка, вышивка, валяние шерсти, квиллинг, скрапбукинг, изготовление открыток, декорирование предметов интерьера и так далее. Дети предпочитают рисование, лепку, вышивку, собирание (пазлы, мозаика, конструкторы), изготовление украшений, мягких игрушек и т. п.

Особой популярностью в детской группе потребителей пользуются готовые наборы для творчества (к примеру, наборы для изготовления украшений, мягких игрушек, для рисования на различных предметах и для создания предметов декора). По оценке экспертов, прирост рынка товаров для творчества и хобби за последний год составил около 50%.

«Зеленые» активности

Практически в каждой группе офисных товаров заметно развитие «зеленой темы». Европейские компании постоянно расширяют линейку эко-продуктов и считают поддержание этого направления наиболее перспективным и престижным. Результатом этого является постоянно растущий процент продаж товаров данной группы. В Германии, Польше, к примеру, этот показатель доходит до 10%. Для сравнения: в Украине – это 3%-5% в количественном выражении. Сегодня украинские сервисные компании по обслуживанию офисов стабильно включают «зеленые» офисные товары в свои каталоги.

Динамика рождаемости в Украине (2006-2008 г.г.)

Открыта ли Украина для прихода новых игроков, в частности, канцелярщиков из России?Интересен ли рынок Украины крупным иностранным компаниям?

Крупные игроки украинского рынка дают следующую характеристику – рынок канцтоваров и товаров для школы и офиса Украины находится на начальной стадии развития, и ограничений для входа на него фактически нет. Это дает шанс для новых структур, причем не только для иностранных, желающих сюда прийти, но и для местных. Рынок не сформирован, поэтому он интересен. Он еще свежий.

Многие ключевые события в Украине повторяют события, происходящие в соседних европейских странах – пришло МETRO, появились ТЗГ. Специалисты считают, что придут и Lyreco, и Office Depot, и другие крупные международные игроки. Однако вопрос во времени прихода и в том, как это произойдет. Вероятно, что прийти мультинациональные компании смогут не очень скоро, и за это время украинские компании еще больше укрепят свои позиции, и иностранцам на украинской земле будет непросто.

К слову, о Lyreco и Office Depot мы слышим достаточно давно. Известен факт, что они к украинскому рынку еще присматриваются. Обязательное условие для выхода на рынок таких компаний – стабильная экономическая ситуация и прозрачные правила ведения бизнеса. Lyreco, к примеру, не выходит на рынок страны, если правила ведения бизнеса в ней занимают больше листа бумаги. Компании такого уровня выходят в наиболее интересные моменты развития.

В интервью журналу KARANDASH экс-директор представительства Esselte в Украине Матеуш Саган поделился своими предположениями на этот счет: «Мультинациональные компании появятся здесь, когда Украина включит «следующую передачу. Международные компании оценивают страну по трем критериям:

- Местные условия, которых в Украине недостаточно.

- Количество законов, которые регулируют ведение бизнеса (чем меньше, тем лучше). К примеру, в Украине очень сложно проводить мероприятия, направленные на конечного потребителя – лотереи, розыгрыши, призы и т. д. Все это в законодательстве настолько неоднозначно прописано, что компании, которые поддерживают различные программы лояльности, находятся в весьма опасном положении.

- Количество международных клиентов. Компания должна иметь гарантию, что существует база, с которой можно сразу начинать работать. А иностранных представительств в Украине пока очень мало, их должно быть в 20 раз больше».

Хватит ли пирога на всех?

К примеру, если придет Lyreco – скорее всего, компания будет забирать себе тот рост, который происходит на рынке при нормальном развитии экономики страны. Местные компании вряд ли будут расти, но и терять свои позиции они тоже не будут. Вопрос выхода на украинский рынок иностранных компаний очень сильно привязан к экономической ситуации в Украине – если она будет улучшаться, их появление будет неизбежным.

Российские первопроходцы

На данный момент наибольшая активность по заходу на рынок Украины исходит от российских компаний. В последние три года на украинский рынок вышли: российская торговая марка ТМ Stamm с представительством «СТАММ» в Киеве, ТМ Hatber (представлена в ассортименте компании «Графика», Киев), представительство компании «Академии Групп» («Перша ліцензійна компанія», Киев). Своего представителя в Украине имеет компания I.T.I. с private labеl Silwerhof. Для того, чтобы составить сегодня стоящую конкуренцию ведущим отечественным операторами рынка, таким компаниям необходимо предоставлять для рынка Украины отличающийся новизной, качественными характеристиками, дизайном и прочими отличительными качествами продукт и проводить широкую маркетинговую и рекламную поддержку.

Специально  для Сегмент.Ру,
Алла Мирная, главный редактор B2B-издания
для операторов рынка канцтоваров,
офисных и школьных принадлежностей «KARANDASH»,фото: Яна Ткаченко
г. Киев, Украина