«Каждая кризисная волна будет вымывать игроков с канцелярского рынка…»
Автор новости / ньюсмейкер DURABLE (представительство Дюрабль в России)
«Сегмент.Ру» продолжает серию публикаций в рамках проекта «Канцелярская летопись». Сегодня своим осмыслением прошлого, настоящего и будущего индустрии с нами поделился Андрей Ильин, менеджер по развитию бизнеса в России и странах СНГ компании «Дюрабль».
Андрей Ильин, менеджер по развитию бизнеса в России и странах СНГ компании «Дюрабль»: «Канцелярский бизнес для меня – это очень интеллигентный бизнес, насыщенный интересными, умными людьми, а конкуренты – это «коллеги по нелёгкому бизнесу». |
- Андрей, расскажи, когда, как и при каких обстоятельствах в свое время ты попал в канцелярский бизнес?
- В начале 2003 года один хороший человек сагитировал поработать в компании «Аверс» (ТМ Brunnen в России). Решил попробовать, хотя до этого никакого отношения к канцтоварам не имел, даже как пользователь был совершенно «никакой». Официально был принят на должность менеджера по продажам в «День Дурака», 1 апреля, поэтому дальше развивать эту тему не буду.
- А почему в результате задержался именно в этом бизнесе?
- Тому есть несколько причин. Во-первых, оказалось, что продажи у меня «в крови» и мне это нравится. Во-вторых, в то время компания тратила средства на обучение сотрудников, потому я мог улучшать свой профессиональный уровень и приносить больше пользы компании и, как результат, иметь стабильный профессиональный и карьерный рост. Да и в целом канцелярский бизнес для меня – это очень интеллигентный бизнес, насыщенный интересными, умными людьми, а конкуренты – это «коллеги по нелёгкому бизнесу» …это моё мнение. Да, несколько раз я пытался порвать с нашим бизнесом, но пока безрезультатно.
- Когда, на твой взгляд, в России сложился канцелярский рынок в том виде, в котором мы его понимаем сегодня?
- Брр… на это скорее ответит коллега с 20-ти летним стажем. На мой взгляд, наш современный рынок - это то, что осталось после 2008 года: скорее безнал, чем нал; скорее 35%, чем 235% наценки; скорее, сайт, чем каталог; и далее по списку - сбалансированный ассортимент, адекватный склад, актуальный пакет брендов…Народ стал считать «стоимость полки» в торговом зале и на складе, выбирать между участием в выставке и выездными тусовками, понимать нюансы игр в private label. Я не скажу за всех участников рынка, но, как говорится, кто понимает, тот впереди.
- И насколько рынок претерпел изменения со временем?
- Да претерпел, конечно! Может быть, он стал менее ярким и фееричным для нас, но более предсказуемым и более дружелюбным для конечного пользователя нашей продукции. Наверное, это неплохо.
- Эти изменения - закономерный или хаотичный процесс?
- Любой рынок весьма зависит от глобальных и региональных экономических движений. Наш рынок не исключение. Любые глобальные «аномалии» обречены на успех, если они востребованы, и на неудачу, если они глупы или несвоевременны. Это касается всего – продукта, производства, кадрового или системного решения. Конечно, это закономерный процесс.
- Если поразмышлять, на твой взгляд, кто стоял у истоков канцелярского рынка? И велика ли, как говорится, роль личности в этой канцелярской истории?
- Ну, если совсем уйти в истоки, то, на мой взгляд, у истоков канцелярского бизнеса стояли коммивояжёры на западе и коробейники - у нас. Это ребята, которые ходили по городам-деревням и продавали всякую нужную мелочь, в том числе, и канцтовары. Такой ходок всегда был желанным гостем «на сегменте», поскольку помимо товара он приносил с собой свежие слухи, новости и прочее. В Германии даже памятник поставили такому человеку - в Дортмунде, если не ошибаюсь. А если серьёзно, то «Комус» - это одна из первых крупных канцелярских компаний, появившихся в России, имеющая огромную долю рынка и оказывающая влияние на этот самый рынок.
- Какими словосочетаниями или лозунгами ты бы охарактеризовал ситуацию на канцелярском рынке России в 90-х, нулевых и в настоящее время?
- Попробую лозунгами: 90-е: «5 концов не предел!», нулевые: «Работаем по безналу, но желательно наликом!», сейчас: «Победили в тендере - теперь не знаем, как отбиться!»
- Где, в какой период времени, тебе жилось интереснее и почему?
- Я с рождения живу в Москве, конечно, часто путешествую по работе или в личных целях. Считаю, что нет скучных мест: каждый человек сам создаёт вокруг себя либо атмосферу скуки, либо чего-то яркого. Кому-то будет скучно и неинтересно просто везде. Я не из таких. Везде есть вещи, впечатления, которые меня «цепляют»: декабрьский смог в Пекине и рождественские песнопения в Соборе Парижской Богоматери, разбомбленные дома Белграда и христианско-мусульманская Святая София в Стамбуле, маленькие немецкие городишки вдоль Рейна и небоскрёбы Баку, старый Тбилиси и современная Астана, чашка кофе с видом на Арарат в Ереване или кусочек пиццы, но в Дамаске, неспешная беседа за чашкой чая с ремесленником в его лавке в Стамбульских трущобах или перебрасывание фразами в ожидании вечернего поезда с русскоговорящими бездомными во Франкфурте…мне везде хорошо и везде интересно. Но в душе я, конечно, мааасквич!
- Насколько канцелярский рынок тебе интересен сегодня с точки зрения перспектив личностного роста и развития?
- Я работаю на этом рынке, значит, он мне интересен во всех отношениях. Если проходит драйв, уходит интерес – надо брать паузу или круто менять направление.
- Есть ли у рынка потенциал?
- Зависит от нас с вами. Но в обозримом будущем рынок «схлопнуться» не должен, даже если мы все займёмся вредительством
- Событийная жизнь рынка раньше действительно была насыщеннее и эффективнее? Или все дело в том, что все были моложе?
- Безусловно, насыщеннее – деньги за заказ могли привезти в чемодане в сопровождении двух громил в кожанках и с помповиками, а на конференции владелец одной канцелярской компании мог метнуть дорогущим мобильным в голову другого владельца в знак несогласия с конкурентной политикой…Рынок был в стадии становления, поэтому выставочная и иные виды активности были более востребованы. Соответственно, и эффективность и событийность были живее.
- Какие мероприятия или события (официальные или неофициальные) особенно запомнились тебе за годы работы на рынке?
- Первое посещение выставки PSI в Дюссельдорфе. Правда, впечатлило.
- Можно ли сказать, что участники рынка со временем стали меньше общаться друг с другом, что рынок стал разобщенным и, соответственно, неуправляемым?
-Не соглашусь. Рынок был разобщён всегда, но участники рынка как общались, так и общаются, просто немалая часть общения перешла в социальные сети.
- А вообще рынок сформировался или кризис его еще зачистит по полной, как говорится, программе?
- Каждая кризисная волна будет вымывать с нашего рынка игроков. Долги, отток клиентов, снижение суммы покупки…Это удары для всех видов бизнеса.
- И насколько этот кризис в отличие от нескольких предыдущих сильно подкосил рынок, изменил или изменит его конфигурацию?
- Конечно подкосит, конечно изменит. Курс валют зашкаливает, что, безусловно, влияет на всех импортёров. Отечественные производители подвязаны на импортное сырьё и импортное оборудование, что не даёт им возможность держать низкий ценник. Кросс-курс/евро-доллар изменился не в лучшую сторону. Поэтому поставщики, рассчитывающиеся в долларах (в том числе, с Китаем) практически растеряли своё преимущество перед поставщикам из зоны Евро. Наш рынок встроен в экономику, и, естественно, косвенно мы зависим от всего, что там происходит.
- Какие проблемы, характерные для канцелярской индустрии, по твоему мнению, нетленны (до поры до времени или вообще?), а с какими за годы работы удалось справиться?
- Вечная проблема – это кадровая. Желающих масса, но желанных нет. Думаю, согласятся почти все. Особенно в звене «менеджер по продажам/работник в торговом зале для розницы». Дилетанты на этих позициях способны свести на нет все усилия команды. С чем удалось справиться? На мой взгляд, растёт представленность в интернете. Это здорово.
- Как изменился канцелярский рынок и бизнес за последние лет 15?
- Стал менее маржинален, более клиентонаправлен, практически исчез наличный расчёт, импорт белеет, качеству товара отдаётся больше внимания, даже в бюджетном сегменте.
- Как бурное развитие IT-технологий повлияло на рынок, включая развитие Интернет-розницы? Насколько в этом направлении есть перспективы для бизнеса?
- Интернет-продажи растут. Поэтому многие офисные интеграторы, оптовые компании, розничные сети запускают свои интернет-проекты, что позволяет им компенсировать падение личных продаж и продаж «с полки». Сейчас есть возможность покупать навороченные движки для создания сайтов, которые могут настраиваться под любые задачи. Тут перспектив роста даже сейчас немало.
- По-твоему, какие перспективы ждут канцелярский рынок России? Не застыл ли он в своем развитии?
- Перспективы ждут. Но я понимаю, что в современном мире, когда любая история раскручивается со скоростью звука, делать дальние прогнозы - вещь неблагодарная. Но в любом случае всем коллегам желаю УДАЧНЫХ ПРОДАЖ!
Вопросы задавал Дмитрий Мотыльков,
главный редактор группы порталов «Сегмент.Ру»
Новости
Все новости ›Фото
Все альбомы ›Выставка "Мир канцелярии" (Киев) глазами Андрея Ильина
Выставка "Белорусский канцелярский форум" глазами Андрея Ильина
Комментарии (0)
Правила ›