Борис Кац. Товары для творчества подорожают в 1,5 раза из-за маркировки

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Председатель совета директоров хобби-гипермаркетов «Леонардо» считает введение такой маркировки нецелесообразным по нескольким причинам

Минпромторг предложил Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) ввести обязательную маркировку «Честный знак» на некоторые виды игрушек и товаров для творчества. Чиновники предлагают маркировать краски, пластилин, смеси для лепки, кукол и фигурок людей и животных, настольные игры, самокаты, игрушечные гоночные машины и оружие. Эксперимент по маркировке на добровольной основе может быть запущен уже с 1 июня.

Всё это серьёзно тревожит участников рынка: введение маркировки повлечёт усложнение процесса производства и реализации товаров, что не может не отразиться на стоимости игрушек. По прогнозам производителей, такая продукция может подорожать на 10–50 %.

Председатель совета директоров хобби-гипермаркетов «Леонардо» Борис Кац считает, что введение такой маркировки для игрушек нецелесообразно по нескольким причинам. Об этом он рассказал на своей странице в «Фейсбуке».

Много лет назад владелец одной сети по продаже меховых изделий придумал идею, как обелить рынок, на котором работает его компания, и начал ходить по кабинетам чиновников, продвигать эту идею. Сначала его не очень слушали, но он был настойчив. Так возникла маркировка на шубах.

Результат был фантастический. Уплата налогов в этой отрасли торговли выросла во много раз, и статистика таможни почти сошлась с данными аналитиков. Ну и розничная сеть эта выросла.

Государству идея очень понравилась, и начали маркировать всё подряд.

Создали без конкурса (!!!) специальную компанию, ЦРПТ, он же «Честный знак», который тут же предприниматели обозвали «НЕчестным знаком».

Ещё раз.

Частную компанию назначили оператором государственной маркировки. И понеслось...

Начали с одежды и обуви. Но на этом рынке порядка не случилось… Т. е. вроде всё маркируют, но ничего не поменялось.... Работают огромные магазины, продают «Абибас» и прочие прекрасные бренды. ЧЕСТНЫЕ теперь платят больше и имеют головную боль, остальные откупаются при проверках. И количество марок в обращении явно превышает размер легального рынка.

Но ЦРПТ же получат деньги с каждой марки. 60 копеек — вроде деньги небольшие, но товаров-то много. Кроме того, статистика говорит, что каждую вторую марку приходится перевыпускать из-за порчи в процессе использования.

Но проблема совершенно не в 60 копейках, а в том, что путается задача — собрать налоги, победить контрафакт или наполнить карман частной компании ЦРПТ. Одно дело шубы, где был огромный процент контрабанды. Товар крупный, и все проблемы и стоимость маркировки — ерунда по сравнению с выигрышем государства.

Совсем другая ситуация в настольных играх и товарах для творчества. Товары маленькие и дешёвые. Разные в размерах. В существенной части производимые в России. Линия для автоматического нанесения марки стоит несколько миллионов рублей. Но на каждый размер/тип товара нужна своя линия. Производителям придётся несладко…

Я услышал от двух производителей одобрение. Прекрасно, конкуренты не справятся, нам будет лучше. Увы, всё не так. Кросбордерная торговля («Алиэкспресс» и т. д.) явно будет освобождена от этого оброка, и конкурентоспособность импорта мимо таможни ещё возрастёт. А вот точки, где продают продукцию этих производителей, могут и закрыться...

Как будет теперь выглядеть путь товара до потребителя.

Производство ⟶ маркировка кодом ⟶ сканирование кодов товара, отправляемых оптовому покупателю ⟶ упаковка ⟶ генерация и наклейка группового кода на каждый короб ⟶ транспортировка до оптового покупателя ⟶ сканирование оптового короба (или всех кодов на каждом товаре, что будет чаще) ⟶ отгрузка в магазин со сканирование каждого кода на каждом товаре ⟶ запаковка ⟶ транспортировка ⟶ сканирование каждого кода при приёмке ⟶ сканирование каждого кода при продаже.

Каждое дополнительное сканирование с перепаковкой будет стоить 5-10 рублей (логистические компании в основном в тарифе 7 рублей добавляют). На каждом этапе. Именно поэтому больше всего подорожают самые дешёвые товары. 

(Сейчас стоимость наклейки кодов на транзитном складе в Прибалтике — 12 евроцентов с каждого товара, т. е. 10 рублей).

Ещё появились спецфирмы по маркировке, куда должен заехать груз, и за мзду маленькую вам всё отмаркируют…

В сетях, которые работают с маркированным товаром, появились в IT-отделах специальные сотрудники, которые только кодами и занимаются. И стоят они дороже, чем расходы на коды…

Гадость в том, что за каждую (ещё раз, за КАЖДУЮ) ошибку может быть наложен штраф до 500 000 рублей. Все эти ошибки будут фиксироваться, и потом придёт общий штраф года через два — на десять-двадцать миллионов рублей.

А при попытке отсканировать код, который отсутствует в системе, касса заблокируется.

Ну и уголовную ответственность тоже предусмотрели) Т .е. работник что-то не так насканировал, забыл, поленился (а товар принимается иногда по неделе или больше, если это завоз товара на сезон), уволился, а ещё через год за его деятельность прилетит штраф на много миллионов рублей...

Какой в этом резон, если участники рынка не видят контрабанды и контрафакта? Ну не шубы...

Но нет ответов на эти вопросы.

В Японии бессмысленную, не приносящую пользу обществу (компании, клиенту) деятельность называют муда.

Ну и мелочи, что для оснащения каждого магазина надо оборудование примерно на 200 000 рублей, сканеры нужны качественные, нужна ЭЦП (электронно-цифровая подпись) и т. д.

Краткое резюме

Сейчас с этим товаром работает более 40 000 магазинов по стране (настольные игры и творчество продаётся в книжных магазинах, в канцелярских, в детских, в хозяйственных, и в райпо, и сельпо), сотни оптовиков, импортёров, производителей...

На реализацию этого надо потратить много денег, в отрасли вырастет занятость (а людей и так брать неоткуда!!!). Нужны квалифицированные люди в IT-отделах на внедрение и поддержание нового ПО, сократится количество магазинов, налоговые поступления в бюджет ЗАВЕДОМО снизятся.

А, забыл, зато у ЦРПТ «Честный знак» выручка и прибыль, конечно, вырастут.

СТОИМОСТЬ КОНТРОЛЯ не должна быть больше прибыли! Это знает каждый владелец бизнеса, но не понимают чиновники.

Вводить маркировку можно ТОЛЬКО в тех отраслях, где:

  1. Этого просят лидеры рынка.
  2. Одновременно большая доля контрабанды и контрафакта (это должно быть подтверждено статистикой).
  3. Где товары стоят в рознице заведомо больше 1000 рублей.

Если одновременно не выполняются эти ТРИ условия, то делать так — преступление!

P. S. Товары для творчества подорожают ТОЛЬКО ИЗ-ЗА ЭТОГО в 1,5 раза (а цены на сырьё за год поднялись тоже в 1,5 раза). Считайте сами, какие будут цены...

P. P. S. Да, я знаю, что есть контрафактные наборы «Монополии» и подделывают пластилин Play-doh. И что? Ещё раз: кроссовки — подделки «Адидаса» в продаже по всей стране. С маркировкой и без. Не влияет маркировка…

Источник: www.facebook.com Фото: www.facebook.com

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.