Дмитрий Пупин:

Предновогоднее

20.12.2013 12:08:00 35 0 На печать
«Сегмент.Ру» открывает серию предновогодних интервью с участниками канцелярско-офисного рынков. Начинаем мы с энергичного и активного Дмитрия Пупина, владельца небольшой канцелярской компании «ПСВ-Холдинг» (г. Владимир). Вы также можете высказать все, что думаете о прошедшем 2013 годе и о том, что ждет отрасль.

Дмитрий Пупин: «На фото изображен известный случай, когда один русский миротворец в рваном камуфляже остановил колонну грузинских войск, двигавшуюся в Гори…Миротворец грубо посылал всех куда подальше, демонстрируя готовность сдохнуть, но с позиции не уйти. И в итоге грузины ушли. Это очень похоже на то, что порой происходит на канцелярском рынке».

- Каким для Вашей компании был 2013 год? Удалось ли достигнуть намеченных год назад целей? Если нет, что помешало выполнить задуманное?

- Год был чудесный: все в нашей компании живы-здоровы, всем было интересно и, вроде, денег не убавилось, а прибавилось. Целей мы каких-то особых перед собой не ставили - времена ныне не те, что бы о звездах мечтать. Хотелось просто не утратить завоеванных ранее позиций, и, кажется, это удалось.

- Как бы Вы охарактеризовали состояние рынка на сегодняшний день? Какие тенденции сегодня наблюдаются и чего ждать в 2014 году?

- Рынок наш по-прежнему очень закрытый, недоразвитый и очень сильно отстает от более «денежных» и крупных рынков потребительских товаров в России. Естественно, что более или менее наш рынок меняется в сторону улучшения, более четкого структурирования, укрупнения отдельных фрагментов…Но от рынков продуктов питания, например, я думаю, мы отстаем лет на 10. Поэтому в отрасль не приходят серьезные иностранные игроки. Пока что и крупных инвестиций, по большому счету, нет. Да, рынок очень сильно меняется в сторону «белого» бизнеса, но не во всех вопросах. По-прежнему на рынке циркулирует много контрафакта и черного нала. Но, с другой стороны, практически все уже перешли на белую растаможку. Это приводит к тому, например, что небольшие региональные фирмы вроде моей могут теперь сами привезти товар из Китая, потратив почти столько же, сколько и старые крупные федеральные оптовики, у которых раньше были какие-то свои «серые» каналы растаможки. Попросту говоря, теперь можно закупаться прямо в Китае на 20%-30% дешевле, чем когда я брал его в Москве или Питере.

- Насколько острой Вы оцениваете конкуренцию в Вашем секторе?

- Конкуренция в нашем секторе очень острая, потому что рынок еще не сформировался. Мало по-настоящему крупных и финансово состоятельных, сильных игроков, а порог входа очень мал. Удивительно огромное количество людей каждый год начинает заниматься канцтоварами «с нуля» - и примерно столько же каждый год выходит из бизнеса с потерями.

- Канцелярский рынок – часть экономики России. На 2014 год рост ВВП у нас планируется на уровне 1,4%-1,6%. Это критически низкий показатель. Как Вы лично оценили бы состояние российской экономики? Каким Вы видите ее в 2014 году?  Опять стали говорить о рецессии, предстоящем серьезном спаде экономического роста в России.

- Российская экономика в глубокой заднице. Тысячи производств за последние 15 лет уничтожены, исчезли целые отрасли - все мы живем за счет нефти. Живем пока еще неплохо, но надо понимать, насколько это зыбко, и что риск того, что в один прекрасный день эта халява может легко закончиться. О рецессии не только говорят - она уже налицо: целый ряд макроэкономических показателей свидетельствуют о ней. Но у нас в экономике огромное влияние имеет государство. Я вижу, что оно на попе не сидит, и есть в государстве люди, которые что-то пытаются сделать – но это все пожарные, экстренные меры. И системного кризиса они, конечно, не предотвратят, но ситуацию в экономике определенно смягчают. Проще говоря, все могло бы быть намного хуже.

- Очевидно, что объемы продаж через Интернет-магазины растут год от года и занимают все более весомое место в товарообороте компаний. Какие Вы перспективы отводите Интернет-технологиям?

- Я думаю, что у Интернет-технологий большое будущее, но я бы не преувеличивал их возможности. Я вижу, как серьезно инвестировала в 2013 году в свой Интернет компания «Комус», например. Но что-то у меня ощущение, что это, ну не совсем, конечно, похоже на то, как утопающий хватается за соломинку. Видно, что это один из немногих каналов сбыта, который хоть как-то растет, в остальных каналах очевидный спад и застой - вот и полезли все в Интернет, но это не панацея от всех бед!

- Не вытеснят ли со временем офлайн-торговлю Интернет-магазины? Такие процессы уже прослеживаются во многих сферах бизнеса…

Есть Интернет-магазин и у моей фирмы – www.bumbel.net. Я бы мог тоже сказать, что он бурно растет: продажи за год выросли на 10 000%, но это будет лукавство, весь секрет кроется в низкой базе, от которой мы оттолкнулись. Год назад через Интернет у нас купили, может быть, 50 человек а в этом году - несколько тысяч. Вот и выходит запредельный рост. Но, в то же время, в мой обычный магазин за 1 день может зайти и 200, и 300 покупателей. Так что, традиционные каналы сбыта все-таки пока что в нашей отрасли имеют проходимость больше в десятки раз. Я Вам вот что скажу: я вижу гораздо больше предпосылок и возможностей для появления розничного оператора национального масштаба по торговле канцтоварами с несколькими сотнями точек типа «Офис Депот», чем для появления крупного Интернет-магазина типа «Амазон». Кстати, у нас в России есть клоны и того, и другого бизнеса - но чего-то у них дела не очень пока что идут.

В общем, никогда Интернет-торговля при нашей жизни розничную не уничтожит. Но свой процент продаж на рынке Интернет отвоюет, конечно. Одна из проблем - нет нормальных каналов доставки небольших покупок за разумные деньги, страна у нас слишком большая. Деньги также трудно получить от розничных покупателей и через Интернет. В Москве и Питере, конечно, проблем нет, а вот из какого-нибудь райцентра - только наложным платежом. Часто есть вариант послать покупку, а почта берет аж 10%-ную комиссию от суммы платежа!

– А чем вам запомнился 2013 год? Какие важные события для Вашей компании он принес?

- 2013 год мне запомнится тем, что у нас «прорвало» в Евросоюзе продажи. Мы там колотимся в закрытые двери уже 4-й год, а в этом году произошел неожиданный и сильный прогресс - клиенты уже хотя бы в высокий сезон стоят в очередь и перечисляют предоплаты. Это радует.

– Какие события 2013 года оказали влияние на развитие отрасли? Например, изменили спрос со стороны клиентов или повяли на ценообразование? И что в 2014 году изменится в вашей компании - какие цели вы намечаете на будущий год?

- На нашу отрасль, с моей точки зрения, в этом году сильно повлияли банкротства и рецессия экономики в целом. На рынок хлынули потоки очень дешевого товара, я такого за все 17 лет из тех, что занимаюсь канцтоварами, не видел. Многие цены сильно упали или не выросли - это резко увеличило рентабельность моего торгового бизнеса. Поэтому мы и планируем в 2014 году развивать работу именно с этим дешевым товаром, опираясь на него будем расширять наши торговые точки и тому подобное. Производство в нашей стране развивать намного сложнее и не так выгодно.

– Как Вам кажется, к чему стремятся коллеги по рынку? Насколько вы разделяете их устремления?

- Коллеги по рынку стремятся заработать как можно больше денег. Но часто не умеют этого делать грамотно. Поэтому нередко причиняют большие страдания себе и окружающим. Я стараюсь не разделять этих устремлений и не бежать вместе со всем стадом за золотым тельцом – боюсь, что по пути затопчут, не заметив:))) Ищу, как могу непроторенные тропки.

– Насколько интенсивно на рынке появляются новые игроки? Каков их потенциал? Нужны ли отрасли новые участники или рынок уже и так насыщен?

- Конечно отрасли нужны новые люди, новые идеи, свежие деньги и потенциал - рынок в каких-то фрагментах перенасыщен, конечно, например в производстве тетрадей. Но в каких-то есть огромный нереализованный потенциал и, вроде бы, у существующих игроков не хватает куража и денег освоить эти поляны.

– Если бы в нашей отрасли присуждали премию «Start-up года», какой проект, реализованный участниками канцелярско-офисного рынка, мог бы в ней поучаствовать?

- Стартапов выдающихся я чего-то на нашем рынке не вижу. Вижу только, как некоторые делают «каминг аут» - из скрытых гомосексуалистов [исходное слово смягчено модератором]  становятся явными подонками, от того, что денег свободных на рынке становится все меньше:))))

- От каких факторов будут зависеть колебания рынка в будущем году?

- Колебания рынка будут зависеть от количества новых кредитов, которые смогут привлечь компании, находящиеся на грани выживания на нашем рынке. В случае банкротства одного-двух крупных игроков на рынок смогут пойти огромные сливы товара, которые вызовут эффект домино: банкротство новых игроков и новые сливы…Ну, конечно, на спрос будет влиять общая макроэкономическая ситуация в стране и в мире.

– Что означает для Вас Новый год? Есть ли какая-нибудь история, которая делает это праздник особенным?

- Новый год для меня - это единственная возможность в году много времени побыть со своей семьей: с детьми и родителями, ни на что не отвлекаясь умом и сердцем. С годами я начинаю ценить это все больше и больше…

- С наступающим Новым годом, Дмитрий!

Дмитрий Мотыльков, главный редактор «Сегмент.Ру»