Фарид Сафазада, «Студент». «Пульс отрасли — 2023»

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Роман Белопухов опрашивает участников канцелярского рынка об итогах 2023 года

Слово вводное главредское

Старые добрые времена закончились, начались новые злобные: всё с ног на голову, всё вверх дном, началась эпоха перемен и перманентной турбулентности, и она продолжается, и конца ей не видно. Год 2022-й был шоковым и шокирующим, когда некоторые просто цепенели в ужасе и апатии. А вот 2023-й стал годом принятия, веры в свои силы, собранности и уверенности в том, что только от них самих зависит дальнейшее будущее.

Очевидно, что у каждого звена канцелярской цепочки, будь то производство, импорт, опт или розница, свои заморочки. Здесь и нарушение сложившейся логистики, и лютый кадровый голод, и дефицит компонентов, и сложности с обслуживанием оборудования, а о плавающем курсе и ключевой ставке вообще нет смысла писать. В общем, с поправкой на канал, свои уровни драматичности. Поэтому, конечно же, без сложностей, трудностей, но их дальнейшего решения и побед над ними не обошлось.

Я решил выяснить, каким этот год был для предпринимателя из Ставрополя Фарида Сафазады лично и его «Студента» (и не только лишь его), поэтому и обратился к нему с вопросами.

О прошлом

— Привет, Фарид! Ну что, предлагаю оглянуться на уходящий год и вспомнить, каким он был. Как ты встретил 2023-й Каково было состояние твоего бизнеса к концу 2022 — началу 2023 года?

— Всё нормально. Обычно, если у меня нет плана, а после СВО у меня нет плана, я просто смотрю по ситуации. Чем пахнет рынок, чем начинает веять, куда делать больше упор и так далее.

О настоящем

— Расскажи, как дела обстоят сейчас? Чем можешь похвастаться в 2023 году? Что нового произошло? Да к чему все эти подводки, давай так: какое событие-2023 стало для тебя прорывом года? И как это отразилось на тебе или бизнесе?

— Прорыв года — рождение четвёртой дочки — Самиры. Это событие очень сильно на меня повлияло. Иногда я прихожу домой уставший, думаю, как же всё надоело, как хочется всё бросить. Смотрю, а они вчетвером там играют или лежат на диване. И думаю: нет, пойду ещё поработаю. Дети — очень сильный мотиватор.

А вообще 2023 год был нормальный. Мы выросли в плане опта в смысле корпоратива, а именно тендеров. 

Я очень много обжигался, очень много у меня было ФАСа: 27 заседаний, ни одного поражения. Это говорит о том, что у меня хорошие специалисты. Настолько хорошие, что мы уже и другим людям с ФАСом помогаем. На этом мы тоже зарабатываем.

Если сравнивать в плане розницы, то роста у меня нет: результаты 2023-го те же, что и в 2022-м. С учётом инфляции, как ты сам знаешь, это минус. В целом нам хватает, в новый год я перешёл абсолютно без долгов, то есть без денежных обязательств по выплатам. Имею в виду поставщикам — банкам я всё-таки должен.

— Что можно назвать провалом года? Был ли у тебя 2023 году конкретный фейл? 

— Провалов года у меня не было. Но мой заместитель — троюродный брат [сценический псевдоним Чёрныйприм. ред.если кто-то его ещё не знает] — собирался переезжать в Германию. В итоге не получилось, но я ощутил свою уязвимость: ты человека всему обучил, потратил на него много времени, сил — и вот так сильно зависеть… 

А с другой стороны, непонятно, кого вообще искать. Брат меня не то что с полуслова понимал — мысли читал. Например, пришли гости, а он им уже чай несёт, старается, чтобы им было комфортно. Ну какой бы наёмный работник это делал? Сказал бы: я не обязан это делать, ты мне за это не платишь. И всё. 

Но мне не понравилось ощущение, уязвимости, что мною можно так манипулировать. Не знаю, фейл ли это, но в 2023-м меня это больше всего зацепило.

— Разминка для ума. Охарактеризуй 2023 год одним словом, неважно, прилагательным или существительным, да хоть бы и вообще наречием.

— Прорывайтесь! Это если одним словом.

Мы же на то и предприниматели, они как вода, которая всё равно свою дорогу найдёт, вот так же и мы. Прорывайтесь, меняйтесь и изобретайте. По-другому никак. Рынок сейчас очень жесток. И если не включать какое-то воображение, творчество, то тебе конец. Рынок стал беспощаден.

Иногда такое ощущение, что нас всех готовят быть курьерами, военными… Потому что, глядя на то, что сейчас происходит с малым бизнесом, просто офигеваешь. Но в то же время выживает сильнейший, и если ты ещё на плаву, если ты ещё зарабатываешь в такое время, то это признак того, ты очень неплох.

О будущем

— Ты строишь планы на будущее? Планируешь ли в краткосрок или даже в долгосрок? Каким бы ты хотел видеть будущий год?

— Без СВО, потому что невозможно. Я не могу «Нельзяграм» вести, потому что он у меня на юморе и на позитиве. А как юморить, как отмечать Новый год, когда там пацаны в промёрзлых окопах торчат, когда детей разрывают на части?.. Я так абстрагироваться не могу, мне это цепляет. Я всё равно думаю: у меня тут Новый год и полный стол, а там пацаны, дети с оторванными руками и ногами, которые в этом больше всего нуждаются... Вот такие мысли посещают, и, честно говоря, радости особой нет. 

Может, это кризис среднего возраста, но такое ощущение, что я разучился отдыхать. Как будто уже всё не в радость. Поел, и мне бы лечь поспать или телек посмотреть… Что-то со мной происходит, и мне это не нравится. Почему такая апатия? На 2024 год это задача номер один — разобраться, что со мной происходит: это психология, недостаток витаминов или что-то ещё. 

Особо ничего не планирую. После карантина и начала СВО я вообще перестал что-то в долгосрок планировать. Мой горизонт планирования — максимум пару недель. Я перестал брать «закладки», потому что не знаю, что будет. 

В 2019-м я считал себя экспертом в области канцтоваров. Я точно знал, что привозить, сколько привозить и так далее. Сейчас у меня отличные результаты для магазина 60 квадратов, но я воспринимаю это не как результат моей работы или работы моей команды, а как какое-то чудо.

Немалую роль в этом сыграл «Нельзяграм» и личный бренд. Люди на тебя идут. Всё. Больше объяснений у меня нет. 

Поставщики сейчас непонятно что творят, сбрасывают цены… Зачем вы так сливаете бренд «Гамма», который я просто обожаю за суперкачество, это я о том, который «Рельефу» принадлежит. Их товары нестыдно продавать, дарить, отправлять за границу, они отличного качества. И продавать за такой бесценок?! 300 рублей нам дают, 351 — на маркетплейс. Ребята, почём мне продавать? Что мне делать? И у них какой-то непонятный передел рынка, и все друг на друга валят, нулевого пациента не найти. Конечно, откуда тут взяться горизонту планирования? Только что по мелочам какие-то идеи посещают.

— Как ты считаешь, как дальше будет развиваться отрасль? У тебя есть некое видение дальнейшего развития? Пусть не всей отрасли, но того канала, где сам работаешь, — розницы. Чего ожидать дальше?

— Я думаю, что-то будет с маркетплейсами, потому что бесконечно расти невозможно. Такого ещё не было ни в одной модели. Что-то произойдёт. Может, введут какой-то таможенный сбор за товары с Китаем. Что-то однозначно будет. Или комиссию МП поднимут, и тогда мы можем нормально конкурировать.

Я не знаю, насколько коллеги говорят правду. Все ноют, но все растут. Непонятно, как они это делают. Может, на самом деле всё не так хорошо, как они говорят.

— Тут мне вспоминается старый анекдот, очень подходящий вышесказанному. А уж если его переделать, то...

Предприниматель на приёме у психолога:

— Доктор, у меня бизнес который год ровно держится: не растёт, но и не падает.

— А сколько лет вы уже этим бизнесом занимаетесь?

— 14.

— Слушайте, ну это же превосходно!

— Да? А мой коллега по бизнесу говорит, что у него который год прёт! Рост по 30-40 % год к году! А он только три года в нём!

— Ну так и вы говорите!..

— Это же закон сохранения энергии: если где-то прибыло, значит, где-то убыло.

Поэтому, если маркетплейсы растут, мы теряем. Лично я, например, потерял почти все родительские комитеты. Они перестали у нас брать. Потому что, я же говорю, на примере той же «Гаммы»: 300 рублей мы покупаем у «Рельефа», от 350 они сами продают. Ну, ребят...

Как будет рынок развиваться? В самом худшем случае, я считаю, что на хлеб хватит. Но вот в плане развития и прочих шиков нет. Хотя, опять же повторюсь, не думаю, что рост маркетплейсов будет бесконечный. Что-то поменяется.

Поздравления

— Твои пожелания коллегам, партнёрам, клиентам и просто случайным читателям в новом году для их компаний и, самое ценное, от себя лично — лично другим!

— Я недавно в одном фильме услышал: «Проживая жизнь, не забывайте жить». И меня очень зацепила эта фраза.

Знаешь, почему иной раз я разочарован своей работой? Не потому что я не зарабатываю — зарабатываю, грех жаловаться. Потому что возвращаюсь домой из командировки, тендер куда-то отвёз, смотрю, а мой третий ребёнок, Олия, в коляске уже еле помещается. Чёрт, и тебя я упустил: ты выросла, а я и не заметил.

И этот дисбаланс, что ты столько времени тратишь на работе, не видя семью…

В результате ради чего? Сколько у нас канцелярщиков, построивших империю, которую некому передать? Либо им не надо, либо они выросли и тебя ни во что не ставят. Таких у нас тоже полно.

Коллегам искренне желаю не опускать руки, меняться, что-то придумывать, изобретать. Если копнуть поглубже, у розницы ещё много вариантов, куда расти. Плюс не забывайте про соцсети — это очень сильный инструмент.

Ещё один совет коллегам-предпринимателям. Если чувствуете, что дела идут плохо, во-первых, всегда можно уволить продавцов и стоять самому, во-вторых, даже если всё более-менее нормально, раз месяц, пару дней, я всё равно советую

стоять самому за прилавком, чтобы понимать, что сейчас хочет клиент, так как до тебя это доходит очень поздно, а иной раз и вообще не доходит. Я лично такой инструмент использую.

Пожелание людям: покупайте у предпринимателей! Мы живём в вашем городе, мы здесь же деньги и тратим. Они не вывозятся куда-то в другие регионы или за бугор.
Фото: личный архив Фарида Сафазады

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.