Роман Лукьянов, управляющий партнер ЮК "Semenov&Pevzner":

"Гулливер" vs. "Первые шаги": комментарий юриста

31.10.2014 09:00:00 39 0 На печать
По просьбе портала «Сегмент.Ру», юридическую оценку спору между компаниями «Первые шаги» и ТД «Гулливер и Ко» дал Роман Лукьянов, управляющий партнер ЮК "Semenov&Pevzner".

- Роман, следует ли считать плагиатом очень похожие товары, но под разными брендами?

- В первую очередь, я хотел бы четко определиться с юридической терминологией. Плагиат - это присвоение авторства, то есть совсем не про нашу историю, в нашем случае правильно говорить о том, может ли нарушать один товар, внешне похожий на другой, чужую интеллектуальную собственность.

При ответе на этот вопрос следует установить, подлежит ли подражаемый товар охране авторским правом, патентным правом или как товарный знак.

При положительном ответе, следует определиться с наличием и степенью схожести форм, в которых выражены подражаемый и подражающий товары.

В разных ситуациях может быть выявлено очевидное сходство, либо же сходство может быть неявным и тогда к оценке данного факта может быть привлечен эксперт.

В отношении брендов, как правило, суд дает свою собственную оценку наличию или отсутствию схожести форм двух товаров и степени такой схожести (либо оценивает факт наличия или отсутствия переработки, если речь идет об объекте авторского права).

Если судом будет установлено сходство двух товаров до степени смешения, при условии, что оригинальный товар охраняется в качестве товарного знака, или если будет установлен факт переработки (при условии, что оригинальный товар охраняется авторским правом), можно говорить о нарушении и об ответственности.

- Вообще, как разобраться по-честному, подделка перед нами или нет?

- Все очень ситуативно. Подделка может быть точной копией оригинала, и тогда потребуется либо эксперт, либо проверка предупредительных маркировок, либо проверка всей цепочки продавец-изготовитель, чтобы убедиться в полномочности лиц. Подделка может быть подражающей, и тогда достаточно простой визуальной оценки товара.

Многое зависит и от того, кто именно ставит перед собой такой вопрос: потребитель, розничный продавец, лицензиат. Методов определить лицензионный характер товара достаточно много.

- Какие существуют документы?

- Если речь о правоустанавливающих документах, то все зависит от объекта: свидетельство о регистрации для товарных знаков, договоры с авторами для объектов авторского права и т.д.

- Какая может быть ответственность за нарушение авторских прав в данном случае?

- Если мы говорим именно об авторских правах, то есть несколько вариантов гражданской ответственности:

  • возмещение убытков;
  • компенсация от 10 000 до 5 000 000 рублей;
  • двойная стоимость контрафактных экземпляров произведения;
  • двойная стоимость неисключительной лицензии за способ, которым были нарушены авторские права на объект.

В отдельных случаях возможна административная (статья 7.12 КоАП РФ) и уголовная ответственность (статья 146 УК РФ). Также возможно привлечение к ответственности за недобросовестную конкуренцию (ст. 14.33 КоАП РФ).

- Как быть в таких ситуациях, куда обращаться, если вы обнаружили, что кто-то начал продавать похожий товар?

- Если вы правообладатель, начните с претензии. Договориться без конфликта можно примерно в одном случае из четырех. Если претензия не помогла, в зависимости от обстоятельств, - суд, Роспатент, правоохранительные органы, ФАС.

- В чем, на ваш взгляд, разница между плагиатом, пиратством и контрафактом?

- Плагиат - конкретная форма нарушения авторских прав в виде присвоения авторства, термин юридический.

Пиратство - всеобъемлющий бытовой и отраслевой (неюридический) термин, который может означать любую форму нарушения интеллектуальных прав (обычно употребляется в отношении исключительного права на объекты авторских и смежных прав, товарные знаки).

Контрафакт - юридический термин, обозначающий в законе незаконно растиражированный экземпляр объекта авторских прав. В отраслевом смысле толкуется шире и распространяется на товарные знаки

- Какова процедура определения продукции на предмет поддельности? Кто, где и как определяет, поддельна ли продукция или нет?

- Специальной процедуры нет, это вопрос оценки факта. К оценке может быть привлечен эксперт или экспертное учреждение.

- Можете ли привести примеры выигранных вашей компанией дел с участием известных брендов, доказанных подделок или явного плагиата?

- Например, это дела с Carte Blanche Greetings - всем известным мишкой Тедди с голубым носом и заплатками: Carte Blanche Greetings vs. Derzko PRODUCTION (майки); Carte Blanche Greetings vs. Provocacia (толстовки); Carte Blanche Greetings vs.Magic Cake (торты).

Это вершина айсберга, подобных дел десятки и сотни. Об отдельных случаях, увы, говорить не могу, поскольку действует условие конфиденциальности в отношении условий урегулирования споров.

- Субъективно, как Вы все же оценили бы выпущенные игрушки: это подделка или нет?

- Поскольку я не знаю многих обстоятельств этого дела, я не имею возможности констатировать (даже теоретически) факт наличия или отсутствия самого нарушения.

Между тем, три примера из четырех, на мой личный взгляд, эксплуатируют формы товаров Epoch, что является одним из факторов, которые могут предопределить ответственность компании «Гулливер и Ко» в этом споре.

 

Беседовал Дмитрий Мотыльков,

главный редактор портала "Сегмент.Ру"

 

Читайте также:

Открытое письмо всем участникам АИДТ от Генерального директора компании "Первые шаги"

Официальное обращение компании ЗАО Торговый дом "Гулливер и Ко" по запуску новой торговой марки Village Story в России

Антонина Цицулина, президент АИДТ: «Ценность интеллектуальной собственности в период кардинальных изменений в промышленности будет значительно возрастать»

Участники рынка об очень спорном вопросе

Дмитрий Аронович, «Геймпласт»: «Если не бороться с нарушителями, то у нашего желания дарить детям лучшие товары нет будущего!»

Дмитрий Ловейко, студия «Анимаккорд»: Ситуация между «Гулливером» и «Первыми шагами» – это как «Apple – Samsung», только не в мировых масштабах