Хочется, да колется. Перспективы российского ритейла в Крыму

Крым – не такая уж простая для розницы территория. Перевешивают ли плюсы от его освоения минусы

Антон Титов, директор ГК «Обувь России»: «Для российского ритейла Крым не такая уж простая в освоении территория.»

Российские инвестиции никогда не были экзотикой для Крыма. По последним данным, опубликованным Советом министров автономии Крыма, за 9 месяцев 2013 года российские инвесторы вложили в экономику полуострова $359,7 млн (23,4% от всех накопленных прямых инвестиций). Традиционно деньги шли в развитие курортной инфраструктуры, строительство санаториев и гостиниц. Теперь Минэкономразвития предлагает крупному бизнесу вложиться и в другие проекты: на реконструкцию дорог, портов и гостиниц может уйти около $5 млрд. Также потенциальными инвесторами являются и крупные розничные компании. 

Если отбросить эйфорию, возникшую у многих в связи с территориальным расширением России, то можно увидеть, что для российского ритейла Крым не такая уж простая в освоении территория. Добраться до полуострова по суше можно только через территорию Украины, что в текущих условиях сильно рискованно. Кроме того, можно использовать самолет или паром, который перевозит грузовой автотранспорт. Однако паромы, курсирующие по Керченскому проливу, перегружены – это создает дополнительные трудности в логистике. К тому же это более рискованно и требует больше времени, чем доставка автотранспортом. А сроки доставки в периоды пика продаж играют первостепенную роль. В нашей сети, например, доля автомобильных перевозок занимает более 85%, это безопаснее, дешевле и быстрее и позволяет доставить товар из двери в дверь. Чиновники запланировали масштабное строительство автомобильного и железнодорожного моста через Керченский пролив, однако уже сейчас понятно, что процесс не будет простым: инвестиции оцениваются в 200 млрд рублей, а закончить стройку планируют не раньше чем через четыре года.

К рискам для крупного частного бизнеса также относится и сам статус Крыма: его включение в состав России признали далеко не все страны, поэтому любая работающая там компания, которая активно привлекает финансирование на открытом рынке капитала или акции которой торгуются на бирже, несет достаточно большие репутационные риски. И не всегда инвесторы таких компаний будут положительно оценивать выход на рынок Крыма, так как есть шанс нарваться на санкции со стороны некоторых государств.

Однако в целом Крым – довольно привлекательный рынок для ритейлеров: на полуострове проживает около двух миллионов человек, в прошлом году его посетило 5,8 млн туристов (по данным Государственного агентства по вопросам туризма Украины). В этом году российское правительство прилагает максимум усилий, чтобы увеличить поток туристов из нашей страны. К тому же на полуостров едут отдыхающие со всего СНГ. При этом розничный сегмент остается практически свободным: в Крыму слабо представлены крупные сети, да и сам уровень торговли сильно отстает от российского. Поэтому у профессиональной розницы, которая первой придет в Крым, есть шанс быстро захватить рынок.

Раньше крымский рынок был неинтересен ритейлерам из-за относительно низкой покупательской способности: по данным пресс-службы Совета министров Крыма, в 2013 году средняя зарплата в регионе составила 3148 гривен (9250 рублей). С изменением статуса полуострова из России были направлены дополнительные вливания для увеличения пенсий и зарплат работников бюджетной сферы. Российское правительство потратит 28,7 млрд рублей для того, чтобы удвоить выплаты пенсионерам и бюджетникам – это почти треть населения Крыма, 800 тысяч человек, что не может не сказаться на развитии торговли; сотрудники государственных и муниципальных учреждений – стабильная и надежная аудитория. 

При этом ритейлерам приходится учитывать некоторые особенности рынка. В южных регионах другой потребительский спрос, другие границы сезонов и, как результат, другой ассортимент и другой средний чек. Так, например, если говорить о нашей отрасли, то в Крыму не востребована зимняя обувь с натуральным мехом, а она формирует более 50% продаж российских обувных сетей, и цена на нее в два раза выше, чем на летний ассортимент. Поэтому и средний чек уменьшается вдвое по сравнению с другими регионами. С другой стороны, недостаток выручки компенсируется более низкими арендными ставками, доля которых в структуре затрат ритейлеров доходит до 30%. Поэтому в принципе магазины в Крыму все-таки смогут держать неплохой уровень рентабельности, сопоставимый с другими регионами.

slon.ru


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.