Илья Слуцкин, European Licensing Company:

«Рынок лицензий в России по-прежнему - в стадии формирования, многие направления лицензирования развиты достаточно слабо»

01.10.2014 15:31:00 42 0 На печать
Илья Слуцкин, недавно отвечавший за продвижение на лицензионном рынке Футбольного Клуба «Зенит», перешел на работу в международную лицензионную компанию European Licensing Company. Теперь в его руках целый пакет европейских, американских и российских лицензионных брендов. Сегодня Илья – собеседник «Сегмент.Ру».

– Илья, первый вопрос, разумеется, касается непосредственно вашего назначения в компанию EuropeanLicensingCompany (ELC). С чем был связан переход из Футбольного Клуба «Зенит», где вы занимали должность руководителя лицензионных проектов?

Илья Слуцкин, менеджер по лицензионным брендам по категориям канцелярские товары, игрушки, печатные издания  European Licensing Company: «Получив предложение о работе от своих коллег в European Licensing Company я не сомневался ни минуты, так как был прекрасно с ними знаком в ходе своей деятельности в ФК «Зенит».

– Жизнь сложилась так, что в определенный момент по личным причинам я решил оставить свой родной город Санкт-Петербург и продолжить свою жизнь в столице. Получив предложение о работе от своих коллег в European Licensing Company я не сомневался ни минуты, так как был прекрасно с ними знаком в ходе своей деятельности в ФК «Зенит». Совместно мы реализовали несколько интересных проектов, самым известным и которых стал ко-брендинговый проект «Зенит-The Simpsons». European Licensing Company – это международное лицензионное агентство, имеющее в своем портфеле ведущие мировые бренды. Именно поэтому я не раздумывал слишком долго.

– Считаете ли вы переход существенным карьерным ростом?

– Для меня это, прежде всего, новый вызов, который обязательно внесет свой вклад в мой личностный и карьерный рост. Дело в том, что последние 2,5 года в ФК «Зенит» я все же занимался исключительно спортивным лицензированием и хотя и старался быть в курсе свежих тенденций мирового лицензионного рынка в целом, стал экспертом именно в этой области.

Теперь же, когда в моих руках оказались не только ведущие спортивные, но и ведущие анимационные бренды, для меня открывается абсолютно новые горизонты познания. Подводя итог, я не могу сказать, что в результате данного перехода моя должность формально выросла, в то же время я уверен, что уже в ближайшее время перечень моих компетенций значительно расширится.

– Какие направления будете вести в компании ELC?

– В ELC мне поручено вести сразу 2 направления деятельности. Первое связано с ведением нескольких важных категорий агентства, которые, кстати, отлично сочетаются со спецификой портала «Сегмент.Ру». В моем ведении будет находиться канцелярская продукция, игрушки и паблишинг. Второе направление моей деятельности связано с развитием спортивного направления лицензирования в агентстве. Сюда входит как развитие отношений с текущими спортивными лицензиарами агентства, так и установление отношений с новыми. В настоящее время в управлении агентства на территории Восточной Европы помимо ФК «Зенит» находятся ведущие футбольные клубы: ФК «Барселона», ФК «Реал», ФК «Интер», ФК «Рома», ФК «Милан» и другие и Сборная Бразилии и Голландии.

– Какие цели и задачи поставило вам руководство компании на среднесрочную и долгосрочную перспективу?

– Передо мной поставлено множество задач, первый блок из которых связан с развитием моих категорий в агентстве: канцелярия, игрушки, паблишинг. Второй блок моих задач связан с развитием текущих и привлечением новых спортивных брендов.

– Начался новый сезон. Каким вы его видите с позиции игрока лицензионного рынка в целом, для компании, в частности?

– Сезон начинается достаточно сложно для всех, ввиду известных экономических проблем. Тем не менее, мы верим в светлое будущее, у нас и у наших правообладетелей есть множество планов, которые мы обязательно реализуем в ближайшее время. Текущие проблемы в основном связаны с общим состоянием экономики. Рынок частично замер в ожидании того, что же будет дальше. Если говорить более глобально, рынок лицензий в России по-прежнему находится в стадии формирования, и многие направления лицензирования развиты достаточно слабо.

– Можете ли вы оценить емкость лицензионного рынка России, и где находится то дно, ниже которого рынок уже не опустится, то есть когда проблема выбора, само количество лицензий на один предмет будет уже неприемлемо для потребителя, мучительно для него, и, как следствие, негативно может сказаться на продажах?

– Я, пожалуй, воздержусь от конкретных оценок емкости лицензионного рынка России. Я слышал множество мнений от уважаемых коллег, и обычно эти оценки отличаются в несколько раз. Поэтому не буду лишний раз вводить в заблуждение ваших читателей. Могу сказать лишь, что до этого дна еще очень и очень далеко.

– То есть у вас нет ощущения, что близок предел насыщения?

– Такого ощущения нет, достаточно посмотреть на европейский и американский опыт. Возможно, рынок мультипликационных лицензий развит достаточно неплохо, но в то же время другие виды лицензирования находятся в своем младенчестве. Так что, предел насыщения еще очень и очень далек.

– Вопрос может показаться тривиальным, часто задаваемым и, тем не менее, не мешает ли обилие лицензионной продукции школьному образовательному процессу?

– Выскажу свое субъективное мнение. Я не согласен с данным утверждением. На мой взгляд,  есть огромное количество других проблем в нашей образовательной системе, которые на самом деле могут мешать образовательному процессу. Обилие лицензионной продукции уж точно не входит в список основных.

EuropeanLicensingCompany– международная компания. Расскажите о том, куда в целом движется лицензионный рынок Европы.

– На лицензионном рынке Европы и мира можно увидеть множество интересных трендов. Одним из главных является все большее проникновение в нашу жизнь интернета и мобильных устройств. Именно поэтому особенно интересным трендом, на мой взгляд, является все большая доля присутствия на лицензионном рынке брендов, которые выросли из мобильных приложений. Рискну предположить, что доля подобных брендов в будущем будет только расти.

– Илья, а какая доля лицензий приходится на бренды, созданные в Европе, США и России (или других стран в добавок)?

– Достаточно сложно давать такие оценки, полагаю, что 70-75% брендов, которые присутствуют на российском нашем лицензионном рынке, созданы в США, 15-20% - в России, а доля европейских брендов порядка 10%.

– Какой самый популярный лицензионный бренд в портфеле компании EuropeanLicensingCompany, и что нужно знать, чтобы успешно выбрать лицензию.

– Мы не является агентством, которое цепляется за один бренд, как за локомотив. Именно поэтому было бы неправильно выделять какой-то конкретный бренд из нашего портфеля. В нашем портфеле бренды крупнейших мировых киностудий, многие из которых уже стали вечнозелеными, а также известнейшие спортивные бренды. Чтобы успешно выбрать лицензию, нужно прежде всего тщательно проанализировать целевую аудиторию своего продукта. Второй важный момент заключается в той поддержке, которую будет иметь бренд в дальнейшем. Третий момент заключается в качественной разработке продукции, так как в ином случае даже самый успешный бренд может плохо продаваться.

– С точки зрения дизайна, художественного решения, куда движется лицензионный рынок?

– Рынок очень медленно, но верно отходит от присущей Азии склонности к обилию графических элементов и постепенно начинает быть похожим на рынок Европы с его любовью к минимализму. К сожалению, процесс происходит не быстро и в большей степени он касается крупных городов нашей страны.

– А на ваш взгляд, когда компании имеет смысл заниматься выпуском и продвижением лицензионной продукции?

– На мой взгляд, продвижением лицензионной продукции имеет смысл заниматься всегда. Обычно в этом процессе также участвует правообладатель либо агентство.

Справка о компании European Licensing Company

Работа European Licensing Company как лицензионного агента заключается в установлении и развитии взаимовыгодных и эффективных отношений для развития своего портфолио брендов.

European Licensing Company работает со всемирно известными развлекательными брендами для всей семьи - от «Веселых мелодий» до «Супермена». Компания обладает обширной сетью лицензиатов, имеет большой опыт в разработке продукции, маркетинге и продажах. Компания находится в постоянном поиске партнеров, которые смогут продвигать бренды и гарантировать наиболее полное раскрытие их потенциала.

European Licensing Company представляет мировых лицензиаров: Warner Bros., Cartoon Network, 20th Century Fox, DreamWorks, наиболее популярные футбольные клубы (Барселона, Реал Мадрид, Милан, Манчестер Юнайтед, Зенит).

European Licensing Company заинтересована работать с местными лицензиатами, которые имеют высокую репутацию наряду с сильной корпоративной культурой.

– У нас в стране по-прежнему остро стоит проблема контрафакта. Меняется ли ситуация в последние годы? А как обстоят дела с борьбой с контрафактом на Западе, как там проблема решается?

– Ситуация, безусловно, меняется. Это связано, во-первых, с тем, что крупные торговые сети все более тщательно проверяют происхождение продукции под известными брендами, которую поставщики предлагают им для продажи. Во-вторых, крупные правообладатели давно наладили отношения с таможенными органами России, которые сразу же сигнализируют им о случаях попыток провоза контрафактной продукции через границу. В–третьих меняется и культура потребления в нашей стране, потребитель все чаще обращает внимание на то, не является ли приобретаемая ими продукция контрафактной. Но впереди предстоит еще много работы. На Западе в силу длинной истории брендов и рыночных отношений в целом такая проблема уже не стоит настолько остро. Да и большинство европейцев отличаются несвойственной для многих россиян высокой степенью сознательности и соблюдения законов.

– Конкретно компания EuropeanLicensingCompany страдает от этого российского явления? И как непосредственно борется? Есть ли положительный опыт?

– У нас налажены хорошие отношения с таможенными и правоохранительными органами, они знают, какие именно бренды представляет наше агентство и при первом подозрении обращаются к нам. А если продукция оказывается контрафактной, дело тут же передается в суд.

– Каковы преимущества и, соответственно, недостатки работы с лицензиями для компаний, покупающих лицензии?

– Преимуществ на самом деле множество, основное из которых заключается в возможности использования известного бренда, в продвижение которого вкладывается правообладатель, а не лицензиат. Недостатки могут заключаться только в неправильном выборе бренда, он может быть неактуальным, продукция может не соответствовать его концепции. Лишь в этом случае лицензионное сотрудничество может быть неудачным.

– Какие в целом новости от компании EuropeanLicensingCompanyвы хотели бы донести до рынка?

– У нашей компании множество новостей, например, широкий перечень новых брендов от различных правообладателей, которые в скором времени появятся на нашем рынке. Я буду рад подробно рассказать о них всем потенциальным партнерам.

– Спасибо, Илья, за беседу.

Дмитрий Мотыльков, главный редактор «Сегмет.Ру»