Карандашная фабрика «Альянс»: первые подробности

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Интервью с Александром Медовиковым, генеральным директором компании

От главного редактора «Сегмента.ру» Романа Белопухова

О карандашной фабрике «Альянс» в голос зашептались во время осенней выставки «Мир детства — 2023». Однако кроме не самого информативного сайта, списка причастных к ней людей, месторасположения фабрики и состава учредителей никакой информации толком нет.

Что известно на сегодняшний день

Учредители ООО «Альянс» — это три авторитетные компании канцелярского рынка: ООО «Художественные материалы», другими словами, фабрика кистей и мольбертов «АртАвангард»; две другие компании тоже известны — АО «Завод художественных красок "Невская палитра"» со 100-летней историей, и производственный кооператив химический завод «Луч» — компания, известная своей продукцией для детского творчества. Вот это я понимаю альянс!

Состав компаний-учредителей внушительный. Однако сказали «а» и ушли в тишину, тем самым инициировав пристальное внимание конкурентов и породив невероятное количество слухов. Я собрал вопросы, свои и чужие, что приходили в личку, слухи, блуждающие по рынку, и отправился разбираться со всем к генеральному директору ООО «Альянс» Александру Александровичу Медовикову, а он в свою очередь согласился рассказать некоторые подробности о фабрике. Погнали!

Первая часть: фактологическая

— Здравствуйте, Александр Александрович. Большое спасибо, что согласились пообщаться, дать хотя бы немного информации и развеять скопившиеся уже в немалом количестве слухи о фабрике.

— Начало уже хорошее. Прямо как с появлением Pink Floyd. Все слышали музыку, но никто их не видел. Не было фотографий. Сочиняли и не светились. Скажу как художник и как любитель спорта.

Сначала как художник. Из прошлого у меня осталось хорошее правило: «Работы покажи». И вот уже после этого начинался разговор. В нашем кругу было даже так: если ты просто иллюстрируешь какого-нибудь писателя или автора — это одно. А если иллюстрируешь классика, то статус уже другой. Ты же не сам берёшь книги — тебе их заказывают государственные издательства. Значит, в их глазах ты выглядишь достойным иллюстрировать классиков. Могут, например, быть переиздания — это «капельный» гонорар. И смотрят на тебя по-другому, мнение твоё спрашивают. Обычно на классиках художники и делают себе имя. Лично мне иллюстрировать классиков посчастливилось.

А теперь скажу как любитель спорта: счёт на табло. Не вижу смысла вещать из каждой розетки, что построили фабрику. Она у меня не первая. Нам всего полгода, позвольте нам научиться делать карандаши. Я с ними связан более 60 лет. Говорить мы будем, когда достигнем топ-уровня. А другого я не хочу. Поэтому считаю, что пока рано о чём-то заявлять.

— Пожалуйста, расскажите немного о себе. Представим, что читатель не знает о вашем впечатляющем послужном списке. Насколько мне известно, вы работали в карандашной фабрике «Красин», в компании И.Т.И. трудились над развитием брендов, в том числе Silwerhof, а также принимали участие в открытии «Воскресенской Карандашной Фабрики». После этого, мне кажется, у читателей не останется вопросов о том, что все люди и компании на своих местах. Но что ещё я упустил и какие преимущества даёт вам опыт, накопленный за эти годы?

— По двум первым образованиям я профессиональный художник, график, иллюстратор. Выполнил иллюстрации более чем к 30 книгам зарубежной и отечественной литературы, включая классическую. Более 600 иллюстраций приобрело государство. Был членом Московского комитета художников-графиков и членом Международной федерации художников FIA. В 1993 году Александр Алексеевич Ермаков через знакомых пригласил в «Гамму» [ныне входящую в холдинг «Рельеф-Центра» — прим. ред.] делать упаковку к ТМ Yarka для поставок в Америку. Там же сделал первую в России баночку для гуаши с закручивающейся крышкой. Чертежи на планшетах находятся у меня в кабинете. Были ещё работы…

Но в этом же году ушёл мой учитель, великий русский художник, график, иллюстратор Борис Александрович Дехтерёв. Как-то вечером, накануне открытия персональной выставки моего учителя, которому я помогал с её организацией, проходя по анфиладам академии художеств, мы встретили Илью Сергеевича Глазунова. Он тоже осматривал выставку перед открытием — в это время никто не мешает. И вот, подойдя к Борису Александровичу, Глазунов его обнял и сказал: «Вы Последний великий русский художник!»

 Он выбрал меня, ничего не умеющего молодого художника, своим учеником, можно сказать, подобрав на улице как сами знаете кого. У Бориса Александровича я учился последние 15 лет его жизни. Всё это время работал в его мастерской. А в последние годы, когда его стало подводить зрение, помогал с иллюстрациями. Об этом он написал на одной из своих книг. 

Вы даже не представляете, что такое работать с выдающимся человеком. Он перерождает вас. Не покривлю душой, но он, пожалуй, стал мне вторым отцом. Мне кажется, что я и рисовал только ради того, чтобы потом сидеть и слушать его разбор моих работ, детальный анализ того, что получилось и не получилось. Столько открытий, что казалось, ты вообще до этого ничего не знал, не слышал, не понимал, не умел. Это как слушать Джулио Каччини «Аве Мария». В этом же году я сдал большую историческую книгу — цветные иллюстрации к «Сказанию о земле Русской». Вместе радовались.

И вот он ушёл. Может, и сгоряча, но в иллюстрацию я больше не вернулся. Что-то во мне рухнуло. Не смог. Есть такая фраза «Тауэрский мост рухнул». Много лет я не мог прикоснуться к его рукописи «Теория композиции станковой картины», которую он просил меня закончить. В прошлом году дописал. Надеюсь позже опубликовать её на сайте нашей фабрики. Есть идея познакомить детей с его рисунками через карандаши. Это огромное наследие иллюстраций к детским сказкам.

Пришлось всё заново начинать в другой профессии. Разное было. Очень благодарен Илье Исааковичу Канторовичу, работал у него. Был директором московского представительства питерской компании «Форум», потом в компании И.Т.И. Начинали ТМ Silwerhof и дошли до «Бренда года». У меня была сильная команда бренд-менеджеров. Работая у Елены Михайловны Шкеды, директора ИТИ, понял, что мне не хватает знаний, пошёл учиться в НИУ ВШЭ на стратегический маркетинг и управление. После этого делал ребрендинг/редизайн бренда Tukzar, затем пригласили на карандашную фабрику «Красин». Когда она начала раскручиваться, губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов пригласил построить карандашную фабрику на его земле. Но чуть раньше я уже дал слово Борису Марковичу Кацу построить карандашную фабрику у него. Её назвали «Воскресенская Карандашная Фабрика» (ВКФ). Я был руководителем проекта. Затем мои пути с ВКФ разошлись.

Появился коронавирус. Общаясь пару лет с китайцами по скайпу по разным вопросам карандашных фабрик — не покидала мысль о строительстве новой фабрики, для реализации всех моих планов, не вошедших в ранние проекты.

— Расскажите, пожалуйста, как появилась идея основания новой карандашной фабрики? Кто к кому пришёл, учитывая ваш альянс? Поделитесь вашей версией событий.

 — Здесь всего одна версия. Сначала я позвонил Борису Ивановичу Пестову, директору «АртАвангарда», а затем приехал к нему. Всё рассказал, объяснил, показал. 

К этому времени, используя опыт  китайских партнёров, я уже собрал и проработал большой материал по всей последовательности строительства и запуска фабрики. Понимал, что ехать надо туда, где дерево. Борис Иванович вышел с этой идеей к двум другим будущим участникам. Вероятно, у них тоже уже были какие-то мысли.

Меня попросили подготовить бизнес-план, проект фабрики, размещение оборудования и прочее. Основа здания уже была: под большой склад. Мы назначили встречу, где я всё рассказал, объяснил и показал чертежи. Договорились ещё раз встретиться уже на месте фабрики в Кирове и обговорить нюансы. Здесь, в Кирове, по сути, всё и решили. Ударили по рукам и разъехались. Начали готовить все документы. 4 апреля 2022 года состоялось учредительное собрание, меня выбрали директором. Фактически это дата основания фабрики.

— Как появилось название «Альянс»?

— Были разные предложения, но я как-то произнёс «Альянс». Возражений не было. Так и осталось.

— Как я понимаю, фабрика расположена в Кирове, поближе к деревянным заготовкам, которыми заведует один из учредителей — фабрика кистей и мольбертов «АртАвангард». Вопрос: из какого дерева будете изготавливать карандаши: берёза, тополь, кедр, а может, всеми горячо любимая липа?

— Мы строим второе здание рядом с самой фабрикой, прямо напротив. Это будет цех только по производству карандашной дощечки.

Мы месяц были в Китае, подготовились основательно, тем более Борис Иванович знает дерево не понаслышке. Карандашную дощечку будет производить «Альянс». Берёзы не будет точно. А всё остальное… Приезжайте, покажем, но когда построим, внутрь не приглашу — это коммерческая информация. Увидите бревно на входе и дощечку на выходе. Достаточно (*улыбается).

— Есть ли планы по выпуску пластиковых карандашей или будете работать только с выше озвученным деревом?

— Пластиковые карандаши уже выпускает один из учредителей. У нас пока таких мыслей нет. Есть много вопросов к нам: когда они будут? Будут.

— Скажите, а какие обязанности по производству ложатся на учредителей, за какую часть производства будет отвечать каждый из них?

— За производство отвечает один человек — ваш покорный слуга. Напомню, это у меня уже третья карандашная фабрика. Ровно год назад я переехал в г. Киров, живу здесь, снимаю квартиру. Мой начальник производства из Кирова, можно сказать, с «Художественных материалов». Финансовый директор из Питера, можно сказать, с Завода художественных красок (ЗХК). Все остальные рабочие фабрики и офисные сотрудники из Кирова. Председатель совета директоров — владелец ЗХК. У нас регулярные видеоконференции, собрания совета директоров или встречи на фабриках.

— Какое влияние компании-учредители будут оказывать на карандашную фабрику «Альянс»? Стоит ли рассматривать её в качестве независимого производства, самостоятельно действующей компании или это всё же некое модное нынче слово прокси трёх этих компаний?

— Карандашная фабрика «Альянс» — это самостоятельное  предприятие со своей ТМ, своей ассортиментной матрицей, с самой широкой линейкой карандашей от А до Я, со всеми ценовыми нишами и целевыми группами, со своими задачами. А каждый из совладельцев отвечает за свою ТМ, которую производит на «Альянсе». Вы это всё увидите. Ничего нового, это фон Клаузевиц: «Введение принципа ограничения и умеренности в философию самой войны/«рынка», представляет полнейший абсурд. В действительности стратегия знает только три измерения — масса, пространство и время».

— Ещё вопрос: вы будете изготавливать продукцию под уже существующими брендами — и у «Невской палитры», и у «Луча» такие есть — или планируете вводить и развивать новые?

— Мы уже изготавливаем продукцию под ТМ «Невская палитра» и ТМ «Луч» — всё, что они производили ранее. За развитие своих торговых марок они отвечают самостоятельно, моя задача — предоставлять им полную информацию, какие технологии освоили, что новое можем производить. Естественно, появляются новые варианты, но это вопрос к владельцам этих марок. Это их коммерческая информация.

— В России уже есть две действующие карандашные фабрики. А ещё большое количество продукции приходит с китайского рынка. Да, с европейским рынком сейчас не всё ладно, но уверен, это временно. Собственно, вопрос: для чего делать ещё одну фабрику внутри страны в условиях такой дикой конкуренции? И ещё один вопрос внутри вопроса: как и чем планируете конкурировать на канцелярском рынке?

— Ну вот смотрите, мы запустили фабрику и уже полгода делаем на ней карандаши. У нас удачное месторасположение: в Кирове, на одной территории с фабрикой кистей и мольбертов «АртАвангард». Все коммуникации в наличии. Отмечу важный факт: мы стоим на своей земле, причём у нас её с запасом. Свободного места для расширения и модернизации действующего оборудования достаточно. И пусть прямо сейчас мы заняты другими делами, позже мы к этому вопросу ещё вернёмся.

Уже сейчас в нашем ассортименте графитовые карандаши с диапазоном твёрдости/мягкости от 2Т до 14М, кроме этого, столярные и специальные карандаши для поверхностей разных типов и, конечно же, детские цветные и акварельные карандаши разных ценовых сегментов, неоновые, металлик, двухцветные карандаши.

Технологически оборудованы, но есть ещё пара идей. Выпускаем карандаши трёх типов профилей сечений: стандартный — шестигранный, а ещё круглый и трёхгранный. Делаем их короткими, и конечно же, утолщёнными, но уже так полюбившимися — Jumbo. С ластиком и без. Освоили термоперенос рисунка с плёнки на карандаш (hot printing), так же, как и перенос рисунка с фольги…

И без дипа (dip), декоративной обработки торца карандаша, тоже не обошлось — оборудование есть, всё делаем.

Начали производство карандашей для профессиональных художников. Будет интересный ассортимент, но самое главное — грамотно сделанный по стержням. Много будет того, что должна производить карандашная фабрика. Плюс комплиментарные группы.

Получается, что у нас собственное производство на своей земле, максимально близко к очень важному карандашному ресурсу — дереву. У нас в учредителях компании, обладающие обширнейшими компетенциями и экспертностью в области работы с деревом («АртАвангард»), красками и карандашами (ЗХК «Невская палитра» и «Луч» ПК), да и не только с этими инструментами и материалами, чего уж там говорить. В дальнейшем это всё себя покажет.

Надеюсь, моего рассказа достаточно, чтобы пояснить, что у нас есть все шансы и твёрдые намерения прийти и быть заметными игроками на рынке канцелярских и художественных товаров. Поэтому мы не шумим, а спокойно работаем, благо есть над чем. И те компании, которые ведут с нами переговоры, прекрасно это видят и понимают.

— Довольно важный вопрос: планируете ли изготовление грифелей для графитных и цветных карандашей? Сейчас, насколько я понимаю, это невозможно, все грифели в стране ввозные, в основном из Азии. Есть ли планы по самостоятельному изготовлению грифелей или это экономически, а то и физически нецелесообразно?

— Если очень кратко, графит — нет. Цветные — есть над чем подумать, но экономии на масштабе не будет. Поэтому цена вопроса.

Вторая часть: гипотетическая

— Ваше производство ещё толком никто не видел, а слухов уже выше крыши. Давайте их развеем. Ниже я собрал такие, которые легко можно назвать фантастическими, однако некоторые из них вполне себе логичные. Поехали!

Говорят, что у вас суперсовременное производство, которое уже превосходит все (два) существующие в стране. Правда ли, что на фабрике будет или уже есть суперробот, объединяющий в себе более 50 операций с карандашом?

— Первый раз слышу. На самом деле, я с самого начала не большой сторонник объединённых или комплексных линий в начале деятельности. Мы просчитывали этот вопрос. Почему? Потому что такая линия большая и громоздкая и всё равно в итоге нужна будет не одна. Зато если в ней что-то вышло из строя — остановится весь процесс, а такое недопустимо. Это в Китае: полдня — и любой наладчик с завода-изготовителя будет у тебя на фабрике и всё починит. А в России? В России хорошие наладчики на вес золота, да и тех ещё попробуй найди.

Поэтому именно на данном этапе для нас лучше иметь несколько станков на каждую операцию. Один вышел из строя — другие продолжают работу. Такие станки, конечно, не на 50 операций, знаю, но сейчас о них нет речи. Сначала нужно научиться работать на каждом станке отдельно, изучить оборудование, тогда позже нам будет легче перейти на линию.

— Вот ещё одна удивительная версия. В качестве одного из способов снижения себестоимости выпускаемой продукции планируется использовать труд заключённых Кировских колоний. Так ли это?

— Я даже не знал, что в Кирове есть колония, хотя и переехал в Киров год назад. Но за идею спасибо. Приезжайте, посмотрите на моих рабочих! Меня радует другое — что есть ещё рабочие в русских селениях! И руки откуда надо растут, а по сути 90 % — женщины. 

Думаю, по поводу заключённых это шутка, их же надо будет обеспечить жильём и прочими соцпакетами. Карандаш по себестоимости будет неподъёмный. Поэтому версия интересная, но нет, не планируем.

— Теперь давайте поработаем с негативом. По слухам, компании-конкуренты уже получили доступ к вашим таможенным декларациям. Так вот, согласно им, вы пока закупили оборудование только для финальной обработки заготовок карандашей: их окрашивания, заточки и нанесения логотипа. По аналогии с автотранспортом: будто бы у вас будет только крупноузловая сборка уже готовой продукции, а не полноценное производство.

— Ну разве это негатив? Напротив, вы принесли мне очень хорошую весть. Не знал. Даже приятно. За нами следят! И правильно делают. Понимают, на кого надо будет равняться. Догадываются, что мы можем составить серьёзную конкуренцию и сделать качественный карандаш. И мы его сделаем. Мне эти слухи, как, впрочем, и сами конкуренты абсолютно безразличны. У меня нет ни мысли, ни времени, ни желания копаться в чьих-то декларациях или ещё в чём-то. Для точности вам многое не указали, если уж смотрели декларации!

А теперь по существу. Изучайте, пожалуйста, работу мировых брендов, которые я изучал и защищал курсовые в силу необходимости в ВШЭ. Так вот, многие из них не производят определённые комплектующие и детали — в этом нет необходимости. Есть компании, которые специализируются только на производстве отдельных деталей и работают с ними по всему мировому пространству, и никто из монстров не лезет туда, потому что у них не получится ни такой цены, а возможно, и качества. Подскажите мне, пожалуйста, Intel Pentium кто производит почти для всего рынка компов? А стёкла и отдельные детали для Sony кто производит? Разобрать вам по частям, кто кому что делает? А что делают для мировых карандашных брендов в Китае, Индонезии, Бразилии, Вьетнаме? И вы же не морщитесь, покупая это. А почему «Ламборгини» и «Феррари» покупают одинаковые детали у единственного производителя этих деталей в Италии, а не производят их сами, хотя и конкуренты? Они что, неполноценные? Уверен, вы и сами всё это прекрасно знаете. А если мы через год будем отдельные карандаши производить в Китае, они что не смогут иметь имя «Альянс»?

Трёх медведей на картине Шишкина написал Крамской. Это тоже крупноузловая сборка? Или неполноценный Шишкин? А почему ж тогда не подписано Шишкин/Крамской? В Третьяковской галерее висит портрет Ивана Андреевича Крылова, работа Карла Брюллова. Так вот кисть руки баснописца написана другим художником. Карл Брюллов неполноценный, поучаствовал в сборке? На первом месте у нас стоит экономика и качество, и думаю, вы прекрасно понимаете, где нам будет выгодно что-либо производить в рамках экономики, качества и общей стратегии, там мы и будем это производить. Как делают многие мировые бренды. Краски, лаки, грунтовки, феррулы, ластики, стержни наши карандашные фабрики везут из Китая, некоторые и карандашную дощечку покупают, а мы её делаем сами и продаём, но они же не называют себя неполноценными с мелкоузловой сборкой.

Мне очень нравилась поговорка, которую часто произносил на совещаниях один из владельцев карандашной фабрики, — «Вам шашечки или ехать?» Вы думаете, я не понимал, что чтобы снять эти слухи, достаточно было привезти по одному станку на все операции и поставить их на производстве? Да можно просто поставить в угол, привезти контейнер стержней, и тогда все бы думали, что вот оно, производство. Кого бы я обманул? Только себя. 

Ну привезу я их по плану в ноябре, и дальше что? Вопросы закончатся? По декларациям они значатся. Значит, всё нормально? Производство существует! Не смешно? Это деньги четырёх учредителей, большие деньги.

Видя и понимая, что такое производство карандаша и сколько брака было у меня ранее на предыдущих фабриках, на самой сложной операции — заклейке стержня, потому что не знали всех технологий, специально не пошёл на этот эксперимент ещё раз, грабли отложил в сторону. Я сознательно не хотел рисковать репутацией моих партнёров, продающих карандаши с ломающимися стержнями. Не хотел больше ездить с кучей точилок в компании, которым отгрузили продукцию, сидеть в отделе ОТК перед кучей представителей и очинять карандаши, которые невозможно очинить, потому что стержень постоянно ломался, а я им в это время рассказывал, как в Китае плохо собирают точилки.

Вы спросите моего начальника производства, с которым я работал на ВКФ, он расскажет вам много историй, как клеили стержни и как искали проблемы. Теперь мне эта причина известна, но ещё надо научить этому рабочих. Или вы думаете, что как только я поставлю это оборудование, сразу буду заклеивать карандаши на продажу? Увы, это не так. Пока наши работники не пройдут стажировку в Китае, на одной из фабрик, пока не овладеют всей технологией заклейки, продавать будем китайский вариант заклейки. Или точно так же, как в декабре, китайцы находились у меня почти месяц, учили делать дип, работать с плёнкой и фольгой и проверяли, как мы выполняем другие операции. Потому что качество — наш бренд. Зато я спокоен за него, и ещё ни один человек за полгода не сказал, что стержни ломаются, а продажи тем временем растут.

Мы начали осваивать оборудование, не от первого станка к последнему, а от последнего станка к первому, иначе из-за количества брака мы бы не дошли до упаковки — нечего было бы упаковывать. Это технология известной компании. Пошаговый процесс развития, семь уровней. Мы на третьем — сила в сфере компетенций, эффективности и постоянного улучшения качества. И количество брака заметно меньше, у меня есть с чем сравнивать, поверьте. Оттачиваем каждую операцию, двигаясь к самому началу — изготовлению дощечки. 

Слушайте, «Фаберу» и «Кохинору» более чем по 200 лет. Вы знаете, что у них было 10 лет назад? Полагаю, нет. Так и здесь: через год, после того как мы выдержим все тесты на качество заклейки, сами будем заклеивать стержень и продавать. Тогда нас будут оценивать по тому времени, а сегодняшний день уже никто не вспомнит. 

Вы уж простите великодушно, но меня абсолютно не интересует мнение тех, кто смотрит мои декларации. Меня интересует только качество нашей продукции. В своё время, когда мы уже пилили дощечку для одной из российских карандашных фабрик, я задал вопрос: «Вот мы сейчас поставим это оборудование, и люди с улицы начнут клеить стержень, с какой ТМ начинаем?» Ответ знаете? «Так вам шашечки или ехать?»

— Из разряда не слухов, а насущных вопросов. Ваше производство привлекает внимание — факт. Планируете ли вы приглашать на него представителей отраслевых СМИ? Может быть, есть планы по организации экскурсий на фабрику, как это делают коллеги по цеху?

— В любой момент. У нас уже было почти всё руководство Кировской области, министры, банкиры заказали именные карандаши — на выставке покажу. Были представители разных компаний, желающие производить у нас продукцию.

Половину марта меня не будет: буду в командировке, а потом, пожалуйста, звоните, приезжайте. Буду рад.

— Что же, вопросы заданы, ответы получены. Александр Александрович, большое спасибо вам за уделённое время и за развёрнутые комментарии! Надеюсь, это ещё только первая наша беседа. Дальше — больше! А читателям советую: не переключайтесь! Будет интересно!

Фото: и иллюстрации из личного архива Александра Медовикова

Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.