Падение офиса, стагнация школы и рост творчества: как канцелярская отрасль пережила 2016 год

«Сегмент.ру» собрал мнения об итогах минувшего года на рынках офисных и школьных товаров, письменных принадлежностей, в том числе, сувенирных, а также товаров для детского творчества.

На вопросы редакции отвечали:


Замира Ваниева
,
менеджер по работе с ключевыми клиентами Acco Brands

Елена Демидова,
менеджер по продвижению «Офис-2000»


Роман Кирпичёв,

коммерческий директор Faber-Castell Anadolu

Николя Финк,
генеральный директор «Maped Россия»

Илья Цигельницкий,
директор «Вики Восток»


Каковы первые итоги минувшего года? Как изменились основные показатели деятельности компании?


Замира Ваниева:
Первые итоги года положительные. Оборот компании Acco Brands в 2016 году вырос по отношению к 2015 году, что даёт надежду на то, что новый год будет как минимум таким же позитивным, как и прошлый.

Елена Демидова: В целом год выдался очень напряжённым: нам практически постоянно приходилось держать руку на пульсе, изобретать и применять новые технологии, чтобы цены на нашу продукцию остались прежними. Нам удалось расширить ассортимент изделий из стандартного пластика, а также разработать новый ассортимент из полифома. В связи со сложившейся экономической ситуацией многие начали осваивать новые направления и искать новых поставщиков недорогой, но качественной продукции. Соответственно, у нас появились новые клиенты.

Роман Кирпичёв: Представительство Faber-Castell успешно завершило 2016 год, фактически выполнив достаточно-амбициозный план продаж при положительных финансовых показателях. Мы продолжаем последовательное развитие и активный рост и в рублях, и штуках. Важно, что представительство Faber-Castell достигло положительных показателей во всех странах, с которыми работает на текущий момент: Российская Федерация, Белоруссия, Казахстан, Кыргызстан.

Николя Финк: Глобально мы удовлетворены нашей продуктивностью в 2016 году. Продажи в рублях выросли на 15%, а в штуках — на 5%. Основываясь на данных, полученных от наших клиентов, можем сказать, что наш рост и видимость на полках в магазинах стали ощутимее.

Наша дистрибуционная модель стабильна и прочна, мы доверяем нашим партнерам, планируем и далее совместное развитие бренда в России с ними.

Илья Цигельницкий: В целом год прошёл хорошо. Основные показатели остались примерно на уровне 2015 года. Единственное, акцент немного сместился в сторону товаров без нанесения. Продолжают ощущаться последствия кризиса. Клиенты ищут сувениры подешевле.

Как Вы оцениваете динамику канцелярского рынка в минувшем году?


Замира Ваниева:
По моим ощущениям динамика была разной в категориях. Офисная техника, а именно шредеры, ламинаторы и резаки, развивались более активно, чем традиционная канцелярия (степлеры, дыроколы, папки, товары визуальной коммуникации). К сожалению, я не могу дать никаких комментариев по поводу динамики в категории пишущие инструменты и бумага.

Елена Демидова: По сравнению с предыдущим годом большее предпочтение стали отдавать продукции эконом-класса: все виды папок из 0,5-го пластика пользовались большим спросом, нежели папки из пластика толщиной 0,7 мм. Покупатели стали больше интересоваться папками толщиной 0,35 мм, что недвузначно характеризует ситуацию на рынке.

Роман Кирпичёв: Мы полагаем, что в целом сохраняются тренды предыдущих «кризисных» лет: падение рынка офисных и сувенирно-подарочных канцелярских товаров, фактическая стагнация рынка школьных товаров и рост рынка товаров для творчества.

Николя Финк: Несмотря на второй год кризиса, рынок не обрушился, ни для частных марок, ни для брендов класса А и Б. В конечном счете, динамика рынка сейчас больше определяется самими игроками.

Как изменилось поведение клиентов по сравнению с прошлым годом?


Замира Ваниева:
Я обратила внимание на то, что клиенты активизировались. Приходило гораздо больше запросов на канцелярские товары, офисную технику и демооборудование. Рынок был гораздо живее, чем в 2015 году. Всё ещё есть тенденция в предпочтении товаров низкого ценового сегмента, но в то же время и увеличились запросы на более дорогую продукцию.

Елена Демидова: Несмотря на то, что покупатель делает выбор в пользу наиболее дешёвой продукции, его по-прежнему интересуют качественные новинки. Поэтому постоянно экспериментируем с новыми цветами и новыми дизайнами.

Роман Кирпичёв: Разумеется, тактически клиенты стали осторожнее. Но, наиболее мудрые и опытные наши партнёры, совершенно правильно используют дальновидную стратегию, основанную на сохранении и поддержании многолетних наработанных связей и использовании дополнительных коммерческих возможностей, которые, очевидно, появляются в кризисный и послекризисный период.

Николя Финк: Не является секретом, что в период кризиса потребитель очень осторожен с не жизненно важными товарами. Канцелярия, конечно, входит в их число, но, к счастью, средняя цена точилки или, например, ластика всё ещё оставляет возможность для импульсной покупки.

Илья Цигельницкий: Наши клиенты – это, в основном, рекламные агентства. Мы заметили, что всё более популярны становятся различные «ивенты», которые устраивают рекламные агентства для своих поставщиков и клиентов. Кроме того, рекламные агентства всё чаще просят о постоплате, а, значит, их клиенты с трудом расстаются с деньгами и не могут себе позволить заплатить сразу.

Какие товары или товарные категории пользовались наибольшим спросом?


Замира Ваниева:
В случае компании Acco Brands — это наша офисная техника. В этом году значительно возрос спрос на наши уничтожители Rexel. Особенным интересом пользовались модели из серии Auto+ с автоматической подачей документов. Всё больше пользователей понимают, насколько удобны и практичны в использовании эти шредеры. Ведь теперь не нужно прикладывать усилия, или стоять рядом с уничтожителем во время работы. Нужно просто загрузить документы, закрыть крышку, и пользователь может заниматься своими рабочими или нерабочими делами. Auto+ сделает всю работу сам.

Елена Демидова: Особым спросом в прошлом году пользовались пластиковые разделители, что является ярким доказательством процесса импортозамещения.

Роман Кирпичёв: Все группы Faber-Castell («Школа», «Офис», «Чертёжка», «Премиальные пишущие», «Художка») являются растущими, но наиболее выдающийся рост в 2016 году был по продукции для творчества (детского, любительского, профессионального). Наша «Художка» выросла в этом году более чем на 40%. Секреты популярности — в колоссальной известности и харизме бренда в творческой среде, в безусловном доверии к Faber-Castell среди интернет-покупателей и в активно-продолжающемся тренде увлечения рисованием и раскрашиванием. Мы собираемся поддержать это успешное развитие и в 2017 году, запуская новый творческий конкурс Art Battle Russia («Творческая битва») и продолжая наш уже ставший популярным конкурс «Achtung! Faber-Castell ищет таланты! – 3».

Николя Финк: Наши результаты в школьных категориях превзошли ожидания, по линейке офисных товаров могу сказать, что 2016 годом мы слегка разочарованы.

Рост группы «Для школы» в основном обеспечили циркули, цветное рисование и точилки, с приростом в штуках от 15% до 40% по циркулям.

По циркулям у нас вообще великолепный ассортимент, покрывающий все потребности рынка, и я чувствую, что мы на пути к той доле рынка, которую Maped имеет во Франции, а это более 70%.

Группа «Рисование» сейчас у нас показывает очень хорошую динамику, и мы будем продолжать держать эти категории в фокусе. Ассортимент новой линейки — краски, состоящий из продуктов экстра-качества, будет доступен начиная с февраля и по привлекательной цене.

Илья Цигельницкий: Ручки продолжают оставаться одним из самых востребованных сувениров. И это понятно. Практично. Бюджетно. Индивидуально.

Чем Вам запомнился прошедший год?


Замира Ваниева:
Прошлый год можно охарактеризовать как многогранный. Событий было много, и все они были очень разные. Если говорить о канцелярском рынке, то самой большой новостью в прошлом году для меня стала информация о покупке компании Esselte.

Елена Демидова: Несмотря на напряжённость, год выдался довольно интересным: так называемое состояние «творческого непокоя» позволило открыть новый для нас рынок игрушки и детских товаров.

Роман Кирпичёв: Мы готовились к сложному году и не ошиблись. Из негативных моментов, очевидно, запомнится слабо прошедший школьный сезон в ритейле и, как следствие, достаточно сложный в целом 4-й квартал 2016 года. Из положительных моментов хочется подчеркнуть, что, при продолжающихся уже 3-й год негативных тенденциях в экономике и очевидном падении покупательской способности Faber-Castell доказал свою востребованность у потребителей как самый качественный и безопасный мировой канцелярский бренд, подтвердил способность к развитию как высокодоходный бизнес для наших партнёров.

Николя Финк: 2016 год для меня лично был одним из самых интригующих. Новая страна, новая компания, всё для меня было ново, и список событий которые я мог бы упомянуть — бесконечно длинный.

Я хотел бы поблагодарить партнеров Maped за тёплый прием, который мне оказывали каждый раз, когда я посещал их, в Петербурге, в Москве, во всех регионах. Спасибо одному из них за возможность пообедать на берегу Байкала. Так неожиданно!

Илья Цигельницкий: В 2016 году появилось много рекламных агентств-дискаунтеров. Ещё один показатель того, что рекламные бюджеты всё ещё не собираются увеличивать. И есть потребность в дешёвых сувенирах.


Подготовил Александр Полунин

Редактор портала «Сегмент.ру»


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.