«Рельеф-Центр» купил «Тетрапром». Как отреагировала отрасль на это событие

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Опрос представителей отечественных производителей тетрадей и их комментарии

От редакции

21 июля холдинг «Рельеф-Центр» выпустил новость, что приобретает производственные мощности компании «Тетрапром». За комментариями, как это повлияет на расклад на рынке и расстановку сил в канцелярской отрасли, редакция «Сегмент.ру» обратилась к российским производителям тетрадей.

На опрос откликнулись руководитель отдела продаж канцелярского направления издательского дома «Проф-Пресс» Андрей Хворостяный, генеральный директор «Хатбер-М» Аркадий Костенко, коммерческий директор «ПЗБМ» Артём Дулькин, генеральный директор компании «ПСВ-Холдинг» Дмитрий Пупин, директор «Маяк Канц» Сергей Плотников.

От лица редакции «Сегмент.ру» выражаем особую признательность за отзывчивость и оперативность с ответами.

— Здравствуйте, коллеги! Пожалуйста, поделитесь вашим взглядом на произошедшее событие.

Дмитрий Пупин, «ПСВ-Холдинг»

— Привет! Уверен, что собственникам «Тетрапрома» безумно повезло — во время СВО, в начале затяжной рецессии, избавиться не бесплатно от разношёрстного набора снятого с производства проблемного оборудования. Надеюсь, что и «Рельефу» повезло тоже. Может, какие-то кадры из Брянска переедут в Рязанскую область, подальше от Украины — это в наше время очень ценно, особенно производственный персонал. Если кто-то из «Тетрапрома» будет отправлен на улицу — тоже не беда, найдут себе другую работу. Окопы копать, например, в брянских лесах — говорят, там хорошо платят.

Артём Дулькин, «ПЗБМ»

— На самом деле, ожидаемое событие. Два года тому назад «Рельеф-Центр» уже приобрёл одного производителя бумажно-беловых изделий — компанию BG, но состав оборудования явно не устроил. Теперь РЦ усилился «Тетрапромом».

Сергей Плотников, «Маяк Канц»

— Считаю данную сделку взаимовыгодной для учредителей компаний.

«Тетрапром» последние годы не проявлял высокую динамику финансово-экономических показателей, но в то же время сейчас имеет хорошую современную производственную базу. Соответственно, обладая на сегодняшний день довольно высокой инвестиционной привлекательностью компании, в то же время начал терять способность самостоятельного развития и фактически переориентировался на 100 % СТМ заказчиков. В общем, удачное время для продажи компании за высокую стоимость.

Для холдинга «Рельеф-Центр» эта сделка — приобретение профильного актива, действующего бизнеса, усиление производственных мощностей, возможность самостоятельного обеспечения собственных потребностей, расширение линеек выпускаемой продукции.

— Повлияет ли поглощение «Тетрапрома» компанией «Рельеф-Центр» на расстановку сил в сегменте бумажно-беловой продукции?

Сергей Плотников, Маяк Канц

— В какой-то степени, конечно, повлияет. Несмотря на то, что эта сделка — всего лишь смена собственника и не затронет увеличение производственных мощностей сегмента, у холдинга «Рельеф-Центр», в первую очередь, со временем появится возможность более эффективной оптимизации изготовления СТМ, ранее для них производимой «Тетрапромом». Во вторую очередь, это должно привести к увеличению ряда заказов других клиентов.

Дмитрий Пупин, «ПСВ-Холдинг»

— Могло бы повлиять — ещё один игрок исчез бы с рынка, конкуренция ослабла бы. Но не повлияет. Ибо на место «Тетрапрома» уже идёт доза следующих бедолаг, желающих попытать счастья на обильно удобренной трупами производителей предыдущих поколений ниве производства тетрадей в России. Знаю сразу о нескольких проектах прямо сейчас по созданию  производства тетрадей с нуля — и все они мечтают продавать много-много миллионов тетрадей на и так переполненном рынке.

Артём Дулькин, «ПЗБМ»

— Если мы говорим о цветной тетради, то «Хатбер», «Проф-Пресс», «ПЗБМ» и «Рельеф-Центр» — это 70-75 % всего рынка. «Рельеф» планово становится значимым игроком и на рынке бумажно-беловых товаров, имея в виду теперь, конечно же, производство, а не только дистрибуцию.

— Компания «Тетрапром» изготавливала продукцию для других компаний под их СТМ. Что с ними (с заказчиками СТМ) будет теперь, как считаете?

Артём Дулькин, «ПЗБМ»

— С этим никогда не было особых проблем: мощностей для производства в России хватает. А кроме этого, несколько крупных производителей, включая «ПЗБМ», установили новые линии для производства тетрадей, поэтому «отряд не заметит потери бойца».

Андрей Хворостяный, «Проф-Пресс»

— Убеждён, что они достаточно быстро и безболезненно найдут другие производственные площадки для выпуска своих СТМ.

Сергей Плотников, «Маяк Канц»

— Холдинг «Рельеф-Центр», по моим подсчётам, до совершения данной сделки являлся одним из основных заказчиков продукции «Тетрапром» под собственные СТМ. У остальных заказчиков остаётся выбор сотрудничества либо поиск альтернативного производства.

Дмитрий Пупин, «ПСВ-Холдинг»

— Убегут к другим производителям — благо мощностей и производителей на рынке много, предложение в несколько раз превышает спрос. Ведь «Рельеф» — их конкурент. Глупо поднимать своими заказами конкурента.

— Поделитесь, пожалуйста, своим видением положения дел в отрасли на сегодняшний день в бумбеле в целом и тетрадях в частности?

Дмитрий Пупин, «ПСВ-Холдинг»

— Главная проблема — кадры. И в производстве, и в ретейле. Кто может платить больше, а продавать дешевле — тот и будет в шоколаде.

Бумбел? Очень сильное превышение предложения над спросом на рынке. Мне кажется, должны бы цены на тетрадки уменьшиться, тем более сырьё подешевело.

Расскажу ещё про линовальные агрегаты. Я себе купил индийский «Линеоматик» больше чем 10 лет назад, а «Биеломатик» продал. И ещё тогда предупреждал коллег, как мог: не связывайтесь с немецким оборудованием — оно очень дорогое, и проблемы с запчастями и сервисом будут только нарастать. Никто меня не слушал. Ну вот теперь все ломанулись в одну дверь, как оглашенные, — индийские линовалки покупать на кредиты с господдержкой. Говорят, в Россию за год продали аж семь «Линеоматиков»! Да только они теперь дороже в несколько раз, чем когда покупал я и индусы только выходили на этот рынок. Аппетит у индусов подрос очень некисло. Да и с запчастями к индийскому оборудованию тоже теперь проблемы: мне уже приходится мутить параллельные схемы, чтобы купить то, что мне нужно. Год или больше никак не получалось их купить, потому что индусы не хотят продавать в «страну-агрессор» напрямую. Это очень обидно и несправедливо.

По-моему, сейчас самое время покупать линовалку в Китае. Я ездил недели три назад в Шанхай: качество китайских линовалок не хуже индийских, а стоят в разы дешевле, и Китай нам верный друг. Я надеюсь, с запчастями и сервисом беды не будет. Но, наверное, меня опять никто не услышит, да и «индусов» уже припёрли больше, чем рынку нужно. Не знаю, может, решусь сам купить себе новую линовалку в Китае на господдержку — пора бы уже моему «Линеоматику» на заслуженный отдых.

Андрей Хворостяный, «Проф-Пресс»

— Думаю, что немногие мои коллеги смогут похвастаться ростом продаж в этом году в штуках (если таковые вообще найдутся). Тем не менее за последние несколько лет ряд компаний нарастил свои производственные мощности. Перспектива ближайших лет — демографическая яма, неизбежное сокращение числа учащихся. Так что впереди нас ждёт ещё более острая и интересная борьба. Не исключено, что, несмотря на все приключения последних лет: пандемию, СВО, санкции и т. д., — всё самое интересное только начинается.

Артём Дулькин, «ПЗБМ»

— В целом мы переживаем период Ренессанса в тетрадях. Появляются новые бренды, новые интересные коллекции. Честно говоря, для меня это неожиданно. Любой бренд считает «делом чести» выпустить коллекцию бумажно-беловых товаров. Разобраться в тысячах дизайнов, которые ежегодно представляют компании, — очень сложная задача. Год назад, на выставке «Скрепка», я насчитал 19 коллекций тетрадей, а в следующем году, уверен, будет больше!

Поэтому и рекомендую вау-тетради от «ПЗБМ»: необычные, качественные, маржинальные!

Сергей Плотников, «Маяк Канц»

— Статистика нашей отрасли показывает положительную динамику развития. Но это отражает не желаемый высокий спрос конечного потребителя, а огромный труд производителей и дистрибьюторов по расширению новых видов выпускаемой продукции. В производстве тетрадей ситуация та же: отсутствие дефицита, абсолютно полное насыщение на полках, многообразие ассортимента по внутреннему исполнению, обложке, упаковке.

— «Рельеф» уже ступил на поле производителей тетрадей, когда приобрёл компанию BG. Как думаете, какие изменения в среднесрочной и долгосрочной перспективе произойдут в отрасли, в частности, в сегменте бумбела? Покупка «Тетрапрома» на что-то повлияет?

Дмитрий Пупин, «ПСВ-Холдинг»

— Бренд BG, я думаю, исчезнет, потому что он «Рельефу» вреден и клиентам не нужен. Зачем «Рельефу» три разных бренда по сути одинаковых тетрадей в ассортименте? Напрасное распыление сил и средств, лишние люди, лишние зарплаты, лишние сущности… Как бренд BG в «Рельефе» мне кажется абсолютно бессмысленным, и позиционирование его мутное и непонятное.

«Тетрапром» ведь в значительной степени для Рельефа и делал тетради. Так что нельзя сказать, что на рынок со стороны «Рельефа» обрушатся новые объёмы тетрадей. Даже когда запустят «Линеоматик», который купили, часть станков будет простаивать в ремонте, часть — работать… Наверное, куда-то уйдут сторонние заказчики «Тетрапрома» — конкуренты «Рельефа».

Так и повлияет это всё на рынок: «Рельеф» будет меньше заказывать на стороне, а больше делать сам. Но у кого-то появятся новые клиенты, ушедшие из «Тетрапрома». На круг ничего и не изменится, по большому счёту. У «Рельефа» геморроя прибавилось, но, видать, ему это нравится.

Впереди у нас демографический спад, детишек всё меньше будет в школу ходить. Цены должны упасть, я думаю, ведь рынок переполнен производителями тетрадей.

Сергей Плотников, «Маяк Канц»

— Всё, за что берётся компания «Рельеф», продолжает существовать и развиваться. Думаю, и с оборудованием «Тетрапрома» простоев не будет. Тот потенциал, которым обладает команда Платонова Алексея Юрьевича, позволит производить качественную и нужную рынку продукцию в любой перспективе.

— Самый главный вопрос: отразится ли на вашей компании новое приобретение «Рельеф-Центра» и если да, то как?

Дмитрий Пупин, «ПСВ-Холдинг»

— Никак не повлияет. Далёк я от этой суеты, очень далёк. Меня всегда больше бесконечность звёздного неба над головой волновала и чистота внутренних мыслей, а не тетради. Лет мне уже немало, пора подумать о вечном. А почему этот вопрос главный? Я маленький, моя хата с краю.

Артём Дулькин, «ПЗБМ»

— Конечно, отразится. Никому не нужно объяснять, что «Рельеф» — крупнейший игрок на рынке бумажных изделий, а с приобретением оборудования захочет усилить свои позиции. Как получится, посмотрим — всё зависит от нас!

Сергей Плотников, «Маяк Канц»

— У нашей компании есть многолетний опыт сотрудничества и с холдингом «Рельеф-Центр», и с предприятием «Тетрапром», поэтому я надеюсь, что данная сделка повлияет только на успешное продолжение действующих проектов и создание новых партнёрских взаимоотношений.

Андрей Хворостяный, «Проф-Пресс»

— Те или иные изменения на рынке происходят постоянно, ситуация динамична, «ландшафт» постоянно меняется. Поэтому нет смысла слишком сильно рефлексировать по поводу внешних изменений. Нужно иметь ясные цели и задачи и стремиться к их достижению, быть твёрдым в стратегии и гибким в тактике, внимательно следить и адаптироваться к происходящим событиям. Опыт предыдущих лет показал, что при наличии этих условий никакие приобретения и поглощения, уход с рынка каких бы то ни было знаковых компаний не могут помешать нашему развитию  и достижению намеченных целей.

Генеральный директор «Хатбер-М» Аркадий Костенко сейчас в отпуске, но любезно откликнулся на нашу просьбу прокомментировать сложившуюся ситуацию. Его мнение публикуем отдельно.

Аркадий Костенко, «Хатбер-М»

— С приобретением можно поздравить «Рельеф-Центр». Он становится мощной производственной компанией.

На рынок это если и повлияет, то незначительно.

В первую очередь будут изготавливаться те заказы, которые и так там изготавливались. Не факт, что это выйдет дешевле. Зная закупщиков компаний, которые размещали заказы в «Тетрапроме», уверен в этом.

Остальные заказчики переживут такое горе и найдут новых контрагентов.

Демпинг со стороны «Рельефа»? Экономика не позволит делать большие дисконты. А небольшие приведут к тому, что весь рынок снизит цены, забудем, что такое прибыль... Долго это продолжаться не сможет. Равновесие всё равно образуется.

Дисклеймер

Мнение редакции может не совпадать с мнениями спикеров.


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.