:

Сергей Долгов: «Меня пригласили в Шанхай прочитать доклад о состоянии и перспективах российского канцелярского рынка»

02.10.2013 10:15:00 35 0 На печать
В Шанхае завершилась одна из самых масштабных международных выставок в мире канцелярских и офисных товаров - Paperworld China 2013. Несмотря на то, что эта выставка – уменьшенный аналог выставки Paperworld, собрала она более 400 производителей и поставщиков всех видов канцтоваров: офисных принадлежностей и оборудования, устройств мультимедиа, оргтехники и канцтоваров, школьных принадлежностей и различных видов бумаги.
Сергей Долгов, генеральный директор журнала «Канцелярское дело», принял участие в мероприятии и выступил с докладом о состоянии и развитии канцелярского рынка страны. Он поделился с «Сегмент.Ру» своими впечатлениями от поездки в Китай.
 
- Сергей, что Вы хотели донести до иностранных участников?
 
- Я в Китае первый раз, на данной выставке, соответственно, тоже. Полных было всего два дня. Выставка мне понравилась. Коротко говоря, она очень качественно организована во всех смыслах. Я ездил в Китай по приглашению «Мессе Франкфурт» прочитать доклад о состоянии и перспективах российского канцелярского рынка. Россия очень интересна китайским компаниям как рынок сбыта, это не секрет. Поэтому само выступление было ориентировано, конечно, не на российских игроков, а на китайских производителей и на другие иностранные компании, которые планируют работать с нами. В рамках выставки доклад был запланирован лишь как одно из мероприятий. Российские компании в качестве экспонентов не участвовали, да им там просто было бы нечего делать. В то же время, представители отечественного канцелярского рынка были в качестве гостей. 
 
- Расскажите чуть подробнее о самом докладе.
 
- Поскольку Россия интересна китайским производителям, то и вопросов была масса. Нас даже просили рассказать о ряде предприятий отрасли, так как есть интерес к сотрудничеству. Я сгруппировал вопросы по нескольким блокам: история российского канцелярского рынка, объемы и темпы его роста, факторы, препятствующие развитию рынка, структура рынка и каналы дистрибуции, основные игроки, российские производители и их место на рынке, импорт, тенденции развития, инструменты маркетинга. Это если вкратце. 
 
- А что Вы рассказали об основных факторах, препятствующих развитию рынка?
 
- Препятствуют две вещи. Во-первых, фактическое отсутствие государственной поддержки производителя, как это существует в Китае, высокие кредитные ставки, высокие арендные ставки. Я считаю, что если торговлю поддерживать не обязательно, то отечественному производителю государство должно помогать. Особенно – малому бизнесу, ну, хотя бы в части арендных ставок и единого социального налога, который сейчас зашкаливает все мыслимые размеры. В этом смысле в Китае меня поражает то, что власть там управляет, а у нас – правит. Отсюда и экономические последствия. Во-вторых, на рынок серьезно влияет демографический фактор. У нас рождаемость волнообразная. В конце 2000-х наблюдался всплеск. Поспособствовал этому процессу выплата материнского капитала. Детишки, родившиеся тогда, скоро пойдут в школу. Соответственно, можно ожидать роста рынка школьных и канцелярских товаров. Я говорю, в общем-то, о тенденциях рождаемости россиян славянской национальности. Другие нации рожают детей традиционно больше.
Основные разделы, представленные на выставке
Paperworld China 2013:
 
• Бумага для принтеров и факсов;
• Офисная бумага;
• Бумага для фотопечати;
• Картон;
• Оргтехника: принтеры, сканеры, копировальные аппараты,
МФУ, комплектующие и расходные материалы;
• Товары для офиса;
• Календари, еженедельники, блокноты, записные книжки;
• Школьные принадлежности;
• Канцелярские принадлежности;
• Сувениры и деловые подарки;
• Принадлежности для рисования, декора, хобби, графики;
• Материалы и упаковка;
• Портфели, сумки, папки, дипломаты, рекламные материалы;
• Офисные технологии и автоматизация;
• Издательства и ассоциации.
 
- Участники канцелярского рынка, конечно же, ждут объединенной «Skrepka Expo powered by Paperworld». Можно ли сказать, что выставка, которая пройдет в конце февраля 2014 года в Москве, будет столь же масштабной, как в Шанхае?
 
- Если говорить о Шанхае или выставке в Гонконге, они никак не пересекаются с предстоящей. Они разделены по разным направлениям. Февральская будет однозначно больше, чем осенняя «Скрепка Экспо». Но я не могу сказать, насколько партнерам с немецкой стороны удастся или не удастся привлечь западных экспонентов. На мой взгляд, скорее всего, на первой объединенной выставке будет много китайских производителей. Они же участвуют целыми группами. При этом не стоит забывать, что часть затрат на их участие берет на себя китайское правительство. Приедут ли в Москву европейцы – не могу сказать. 
 
- В целом, по Вашим ощущениям, насколько интересной и содержательной оказалась выставка в Шанхае? И, раз уж оказались в Китае, удалось ли в каком-то виде поднять там вопрос о контрафактной продукции из Поднебесной, о которой Вы уже давно говорите?
 
- Моя программа не позволила очень глубоко принять участие в выставке. И я не планировал выступать там по проблеме контрафакта. Да и вообще, эту тему нужно поднимать не на уровне выставки, а на уровне правительств стран. Правда, у нас был разговор с Ассоциацией канцелярских предприятий Гуанчжоу. До нее мы донесли суть данной проблемы. Достигли определенных договоренностей. Ну, а что будет в реальности – покажет жизнь. Там же тоже понимают, что контрафакт бьет по имиджу и канцелярских заводов, и Китая в целом.
 
 
 
 
Дмитрий Мотыльков, главный редактор «Сегмент.Ру»