Мнение компании ФАРМ
Василий Фатеев, генеральный директор "ФАРМ":

"Невозможно полностью застраховаться по всем рискам. В сложившихся условиях приходится быть осторожнее".

28.11.2014 10:18:00 150 0 На печать
Сегодняшний гость "Сегмент.Ру" - Василий Фатеев, генеральный директор компании "ФАРМ", который считает, что даже в нынешней ситуации паниковать рано. Ведь и в 1998 году цены на нефть были почти в 10 раз меньше, инфляция - больше, а страна и экономика восстановились. Выстоим и на этот раз, - считает руководитель одного из крупнейших операторов канцелярского-офисного рынка России.
Василий Фатеев, генеральный директор компании "ФАРМ": "Для нас драйверы роста — это запуск новых востребованных продуктов и брендов, повышение качества нашей работы и сервиса, что позволяет нам постоянно развиваться вместе с нашими клиентами."

— Василий, прежде всего, хотелось бы спросить, каким вы видите нынешний сезон? Какие проблемы и сложности существуют на рынке? Каких результатов и экономических показателей вашей компании удалось добиться в сравнении с прошедших сезоном?

Думаю, 2014-й год в целом сложнее из-за изменения экономической ситуации в стране и мире. На канцелярском рынке мы наблюдаем падение спроса. Люди осторожничают, реже делают спонтанные покупки, начинают экономить деньги. Так, в этом школьном сезоне часть родителей отказалась от покупки некоторых продуктов, например, от нового рюкзака.

Однако рынок уже привык к непростым условиям работы. Применительно к сегодняшней ситуации кризис означает, что активнее будет развиваться средний ценовой сегмент. Устойчивые компании будут продолжать расти, а те, кто не сумел вовремя перестроиться, потеряют долю рынка. Сложные обстоятельства — всегда дополнительный стимул пересмотреть свою работу, повысить эффективность. Подобная встряска несет не только проблемы, но еще и возможности.

Что касается нашей компании, то мы уверенно смотрим в будущее: у нас за плечами более чем 20-летний опыт работы на рынке и надежные партнеры, с которыми мы вместе прошли не один кризис, поэтому наши общие результаты должны показать положительную динамику.

— По ситуации с Украиной. Мы уже стали свидетелями взаимного обмена санкциями. Насколько важен этот рынок сбыта для канцелярщиков России?

Мы с Украиной практически не работали, поэтому произошедшая ситуация с поставками нас почти не затронула. Однако в этом году география наших продаж пополнилась еще двумя субъектами Федерации: Республикой Крым и городом Севастополь, с которыми мы начали активно сотрудничать с апреля. Регион интересный для нас, но и очень сложный из-за проблем с логистикой. Достаточно трудно привезти в Крым товар, так как основным путем сообщения является паром, которого на всех не хватает, а осенью и зимой регулярность его рейсов нарушается из-за штормов.

— Вообще, как бы вы оценили последствия для российской экономики введенных европейских санкций?

Санкции еще довольно долго будут негативно сказываться на экономике страны. И мы все наблюдаем их влияние. Инвестиции сильно замедлились или откладываются до нормализации ситуации. Нефть дешевеет, слабеет рубль, цены растут. Однако паниковать рано: в 1998 году цены на нефть были почти в 10 раз меньше, инфляция была больше, но страна и экономика восстановились. Выстоим и на этот раз.

Если говорить о влиянии санкций на канцелярский рынок, то тенденции соответствуют общей экономической ситуации в стране.

— Василий, ситуация с девальвацией рубля остается достаточно острой. В результате политических и экономических причин глобального масштаба давление на рубль с начала 2014 года только усиливается. Рубль подешевел почти на 50%. Как этот фактор уже сказался на ценовой политике ФАРМа в России? Какие вы бы спрогнозировали перспективы в российской экономике, и рассматривает ли компания ФАРМ (или вы лично) какие-либо страховочные меры?

Каждый год мы стремимся сдерживать рост цен, например, за счет более эффективных технологий производства, экономии издержек. Но, естественно, себестоимость продукции невозможно снижать настолько, насколько ослабевает рубль. Цены будут расти.

Что касается страховочных мер, то по большому счету, невозможно полностью застраховаться по всем рискам. В сложившихся условиях приходится быть осторожнее. Пока мы стараемся не менять коммерческие условия работы, однако вынуждены вдумчиво подходить к вопросу предоставления скидок и поддерживать только тех наших клиентов, кто неукоснительно соблюдает финансовую дисциплину.

— Какие драйверы роста вы видите на обозримую перспективу на канцелярско-офисном рынке?

Для нас драйверы роста — это запуск новых востребованных продуктов и брендов, повышение качества нашей работы и сервиса, что позволяет нам постоянно развиваться вместе с нашими клиентами.

В прошлом году мы запустили марку товаров для хобби и творчества — «АРТформат». Показатели продаж сильно опережают наши ожидания.

Школьные и детские товары тоже продолжают радовать результатами. В этом году марка «schoolФОРМАТ» показала очень хорошую динамику. А наш самый узнаваемый бренд «Каляка-Маляка» обновил очередной рекорд. Это неудивительно, потому что дети рождаются, растут, идут в детский сад, затем в школу, в среднеспециальные и высшие учебные заведения, а, значит, потребность в тетрадях, ручках и сопутствующих канцелярских товарах не становится меньше, и здесь главное дать детям и их родителем действительно качественные и нужные им товары.

— На ваш взгляд, успешно ли проходят нынешние маркетинговые акции компании? Насколько они подстегивают спрос и способствуют ли увеличению продаж? Или в этом году все получается значительно сложнее с точки зрения стимулирования сбыта?

Мы регулярно проводим акции, направленные на стимулирование продаж. Сейчас потребитель пресыщен информацией, и нужно больше усилий, чтобы объяснять и доносить до него все преимущества выпускаемых товаров.

С другой стороны, с развитием собственных торговых марок и повышением их популярности становится проще. Так, например, наша самая успешная акция федерального масштаба «В Диснейленд с Калякой-Малякой» проходит уже третий год и собирает тысячи откликов детей и их родителей по всей стране. В этом году она стартовала первого октября, на сайте уже появилось больше сотни творческих работ российских мальчишек и девчонок. Коммерческий эффект от акции отмечаем и мы, и наши партнеры по всей России.

— Прошла осенняя выставка «Скрепка». Участвовали ли в выставке и как оцените ее результаты?

Мы традиционно участвуем в «Скрепке». Весной, как правило, со стендом, а осенью проводим закрытую конференцию для партнеров, где презентуем наши новые коллекции, обсуждаем тренды предстоящего сезона и обмениваемся мнениями.

В этом году мы также решили впервые принять участие в выставке «Мир детства», которая с каждым годом набирает обороты и становится все более интересной.

— В заключение, Василий, чего хотели пожелать в этом сезоне от себя лично и от компании ФАРМ коллегам по цеху?

Стабильных цен).

 - Благодарю за беседу.

Интервью взял Дмитрий Мотыльков, главный редактор "Сегмент.Ру"