“Кто победит – покажет время...” Развитие сетевой торговли: итоги и перспективы

В последнее время на страницах национального канцелярского форума активно обсуждается проблема ценовой конкуренции, создаваемой магазинами новых форматов. На пути “производитель - оптовик - покупатель” встал серьезный соперник – ритейл, стремительно набирающий обороты. О том, как развиваются сети в разных регионах России, и какое влияние они оказывают на ситуацию на канцелярском рынке, Сегмент расспросил руководителей крупных региональных компаний

 

Источник: “Сегмент”

В последнее время на страницах национального канцелярского форума активно обсуждается проблема ценовой конкуренции, создаваемой магазинами новых форматов. На пути “производитель - оптовик - покупатель” встал серьезный соперник – ритейл, стремительно набирающий обороты. Появление новой фигуры на рынке заметили все, но трактовка этого явления далеко не однозначна…

О чем говорят цифры

Сетевая торговля в России шагает семимильными шагами. То и дело в СМИ появляются сообщения об открытии нового торгового гипермаркета или дискаунтера в одном из уголков страны. По оценкам РосБизнес Консалтинг, на сегодняшний день в России существует порядка 150 торговых сетей, охватывающих 25% рынка розничной торговли РФ.

Основными законодателями мод на розничном рынке пока остаются столичные сети. Так, Москва опережает всю Россию по развитию сетевой торговли на 3-4 года. Только в 2005 году рост доли торговых сетей в Москве составил 62%. Не намного отстает по количеству сетевых магазинов и северная столица России. По оценке председателя КЭРППиТ Владимира Бланка, сетевые магазины составляют порядка 40% от общего объема розничной торговли в Петербурге. В ближайшие 1,5-2 года он прогнозирует увеличение доли сетей до 55-60%.

Все очевидней становится факт, что сетевая торговля перестает быть прерогативой только столичных мегаполисов. Сегодня ритейл раскинул свои сети в большинстве крупных и мелких городов России. По сообщению Росс Бизнес Консалтинг, лидерами по присутствию в регионах в 2005 году явились такие сети как “Магнит” (охватывает 44 региона), “Патэрсон”(19 регионов), “Перекресток”(17 регионов), “Пятерочка”(17регионов) и “Метро” (14 регинов).

Вместе с ростом количества сетей, растет и их популярность среди населения. Так, например, среднее количество покупателей по результатам за 2005 год в сети магазинов “Магнит” составило 1290 человек в день, в “Пятерочке” - 608 покупателей, в “Копейку” каждый день заглядывают в среднем 388 человек.

Сети в регионах России. Взгляд изнутри

В этой ситуации стремительного развития новых форматов торговли многие компании обеспокоены судьбой мелких розничных точек и судьбой канцелярского рынка в целом. О тенденциях развития сетевой торговли в разных регионах России и их влиянии на современный канцелярский рынок, Сегменту рассказали представители крупных канцелярских компаний.

Черняк Станислав Владленович, “Канцлер” (Тамбов) “На ближайшие 3-5 лет я спокойно строю планы развития собственной компании и уверенно вижу перспективу”

Провозен Евгений Владимирович, “Галион-2000”(Красноярск) “В нашем регионе развитие сетей только приобретает активность, и в ближайшее время конкуренция будет развиваться”

Семенова Вера Семеновна “Центр F1”(Новосибирск) “Пытаться работать в нашем регионе будут многие, а смогут успешно работать – только единицы”

Черняк Станислав Владленович, генеральный директор компании «Канцлер» (г. Тамбов)

О компании: Фирма "Канцлер" работает на рынке канцелярских товаров и бумажно-беловой продукции с апреля 2001 года. В настоящий момент в структуре фирмы действуют два оптовых отдела, отдел по обслуживанию корпоративных клиентов, пять розничных отделов по продаже канцелярских товаров и собственный супермаркет в пригороде г. Тамбова с торговой площадью 700м². Фирма «Канцлер» является победителем областного конкурса «Лучшее торговое предприятие со смешанным ассортиментом товаров». Генеральный директор компании награжден памятной медалью губернатора «Лучший предприниматель Тамбовской области – 2003» в номинации «Руководитель наиболее социально-ориентированного предприятия».

О городе: Тамбов - один из ведущих городов Центрально-Черноземного района, крупный административный и культурный центр Тамбовской области, расположенной в центре Европейской части России. Город основан 1636 году. На сегодняшний день численность населения Тамбова составляет 326.000 жителей. Самые известные строки о Тамбове: “Тамбов на карте генеральной кружком означен не всегда…” (“Тамбовская казначейша” М.Ю.Лермонтов).

1) Насколько активно развивается сетевая торговля в вашем регионе? Какие крупные сетевые магазины присутствуют?
Население Тамбова - всего 326.000 жителей. Этот факт пока останавливает крупные международные сетевые компании в открытии своих гипермаркетов на территории нашей области. Однако крупные российские сетевики уже начали постепенный захват местного рынка. Особенно в таких направлениях, как торговля продуктами питания, электроникой и обувью.

Самой крупной продовольственной сетью региона является «Магнит», открывшая 26 магазинов на территории области. Также в Тамбове действуют крупные супермаркеты по продаже бытовой техники и электроники «Эльдорадо», «Техносила». В самое ближайшее время свой супермаркет открывает «М-Видео». Крупными игроками на обувном рынке стали магазины «Zenden», «Bonita», «Домино».

2) Ощущаете ли вы влияние сетей на ваш бизнес? Если да, то в чем заключается это влияние?
В целом, по оценкам аналитического отдела областной администрации, сетевики контролируют в Тамбовской области не более 5% от всего объема розничной торговли. К нашей радости, ни одна специализированная канцелярская сеть на территории области пока не работает, если не считать представительства московской компании «Фарм», у которого, помимо оптового отдела, действуют около 10 розничных канцелярских отделов. Однако на наши обороты деятельность этой компании практически не влияет.

3) Смогут ли гиперсети, по вашему мнению, полностью вытеснить с рынка мелкие торговые точки?
Уверен, что полностью нет. Мы изучали канцелярский ассортимент в таких гипермаркетах, как «Метро», «Ашан», «Мосмарт». Безусловно, какую-то часть розничных продаж они отвоюют. Однако специализированные региональные компании предлагают более качественный сервис, более продуманную ассортиментную матрицу, рассчитанную на потребности своего региона, специфику которого они интуитивно чувствуют лучше, так как и топ-менеджмент и все сотрудники здесь не только работают, но и живут, общаются. Это очень мощный фактор – идеальные технологии сетевиков сталкиваются с необыкновенной гибкостью региональных операторов. Кто победит – покажет время!

4) Каковы ваши прогнозы относительно развития ситуации?
Большинству жителей небольших провинциальных городов огромные магазины не по душе. Там трудно пообщаться, сделать продуманный выбор, сосредоточиться. Мы привыкли все делать не спеша, получая удовольствие. Формат гипермаркета – чуждое для провинциала, в хорошем смысле этого слова, пространство. Первое время определенный ажиотаж, конечно, будет, но потом… Когда открылась «Техносила», первый месяц-полтора там стояли многочасовые очереди, но загляните туда сейчас – там практически никого нет. А маленькие уютные магазинчики существуют и вполне прилично себя чувствуют. Другое дело, если крупным сетевикам придет мысль несколько поменять формат своей торговли, более органично приспособить его к местным условиям. Но я надеюсь, что стандартное мышление их руководства и преклонение перед технологиями и стандартами не дадут им этого сделать быстро. Во всяком случае, на ближайшие 3- 5 лет я спокойно строю планы развития собственной компании и уверенно вижу перспективу.

Провозен Евгений Владимирович, генеральный директор компании “Галион-2000” (г.Красноярск)

О компании: ООО «Галион-2000» работает на рынке офисных товаров с 2000 года. Компания является поставщиком канцелярских товаров, офисной и специализированной бумаги, офисного оборудования, корпусной мебели для офиса, сейфов, хозяйственных и бытовых товаров, услуг сервисного отдела. В числе достижений - победа в тендерах на металлическую мебель и канцелярские товары в Службе заказчика Администрация края и победа в тендерах на офисную бумагу в Службе заказчика Администрации города

О городе: Красноярск — крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр Восточной Сибири, административный центр Красноярского края. Территория города составляет 348,1 кв. км. По численности населения Красноярск входит в число самых крупных городов Сибири. По данным на 1 января 2000 года в городе проживают 875,5 тыс.чел. По объему промышленного производства город занимает второе, после Новокузнецка, место в Сибирском регионе.

1) Насколько активно развивается сетевая торговля в вашем регионе? Какие крупные сетевые магазины присутствуют?
Сетевая торговля развивается очень активно. В нашем регионе работают местные сети. Хотя интерес федералов имеется. Из федеральных сетей - это Пятерочка, Детский мир, присутствует Рамстор. Местные игроки - это «Командор», «Красный Яр», «Каравай», «Алпи». Очень активно развивается факторинговые варианты, в основном в одежде и обуви. Из книжных сетей - «Кооп-книга», «Азбука».

2) Ощущаете ли вы влияние сетей на ваш бизнес? Если да, то в чем заключается это влияние?
Наш бизнес особо не зависит от прихода или развития сетей. Хотя увеличение продаж с их помощью мы получим.

3) Смогут ли гиперсети, по вашему мнению, полностью вытеснить с рынка мелкие торговые точки?
Однозначно нет! Конечно, они заберут ряд клиентов, но узкоспециализированные магазины всегда будут иметь своих клиентов.

4) Каковы ваши прогнозы относительно развития ситуации?
Прогноз один: в нашем регионе развитие сетей только приобретает активность, и в ближайшее время конкуренция будет развиваться. Но думаю, магазины формата «У Дома» скидывать со счетов не стоит.

Семенова Вера Семеновна, генеральный директор компании Центр F1 (г. Новосибирск)

О компании: Центр F1 в составе Группы компаний F1 уже 17 лет активно работает на сибирском рынке бумажной продукции и канцелярских товаров. Работа осуществляется в трех направлениях: оптовые продажи, комплексное обслуживание корпоративных клиентов, розничные продажи (сеть канцелярских магазинов "Партнер").

О городе: Новосибирск является административным центром Новосибирской области и Сибирского федерального округа. Это третий по численности населения город в России. Полуторамилионный мегаполис, уступающий по территории лишь Москве и Санкт-Петербургу, был основан в 1893. Не имея возможности похвалиться своей древностью, Новосибирск гордится темпами роста. Всего за 100 лет Новосибирск превратился из небольшого поселка на пересечении реки Оби с Транссибирской магистралью в торгово-промышленный, транспортный и научно-культурный центр Азиатской России.

1. Насколько активно развивается сетевая торговля в вашем регионе? Какие крупные сетевые магазины присутствуют?
Сетевая торговля развивается бурно. Однако основную долю составляют сибирские сети (новосибирские - около 10 сетей, красноярские – 1 сеть, барнаульские -1 сеть). Крупные сети европейской части России представлены «Пятерочкой», «Банана-мамой» и открывающейся в октябре 2006 г. «Лентой». “Ашан”, “Метро”, “Рамстор” отсутствуют, хотя постоянно обсуждается тема скорого их открытия. Значительная часть местных сетей, работа которых начиналась с торговли продуктами питания, пытается работать с группами сопутствующих товаров, в том числе с канцтоварами. Основные продажи идут в школьный сезон - максимальные объемы. В остальное время- в вялотекущем режиме. Но местные сети пока находятся в стадии становления, происходят постоянные слияния, объединения, поглощения. Соответственно, меняются решения об объемах продаж тех или иных групп товаров.

2. Ощущаете ли вы влияние сетей на ваш бизнес? Если да, то в чем заключается это влияние?
Влияние сетей ощущаю только в том смысле, что наша компания является поставщиком нескольких сетей. Для обеспечения хорошего уровня сервиса поставок была создана группа по работе с сетями. Эта группа готовит ассортиментную матрицу, оригинальную для каждого магазина, занимается мерчендайзингом, взаимодействием с сетями. Затраты на обучение и содержание группы высококвалифицированных специалистов окупаются только в школьный сезон. Но мы думаем о перспективе и пока готовы на эти затраты. Нужно отметить, что обязательства по оплатам сети выполняют в большинстве своем с трудом и только после напоминаний и давления с нашей стороны, т.к. канцтовары ни одна из сетей не рассматривает как стратегический товар. Влияния на наши розничные магазины сети пока не оказывают - с планами магазины справляются даже с перевыполнением.

3. Смогут ли гиперсети, по вашему мнению, полностью вытеснить с рынка мелкие торговые точки?
Для вытеснения с рынка совсем мелких торговых точек сети и не нужны - эти точки и так вытесняются магазинами более современных форматов. А специализированные канцелярские магазины в удобных для покупателя местах будут существовать в обозримом будущем.

4. Каковы ваши прогнозы относительно развития ситуации?
Развитие ситуации в ближайшей перспективе - в стабилизации местных сетей, окончательном их ранжировании и позиционировании на рынке. Конечно, подтянутся и западные (российские и зарубежные). Однако важным аспектом будет их невысокая географическая доступность - центр города уже плотно застроен, помещения под магазины выкуплены местными сетевыми операторами, под постройки крупных супермаркетов площади выделяются на окраинах. Город растянут на 42 км. Окраинные супермаркеты должны существенно снижать цены, чтобы зимой, которая у нас длится 6 месяцев, люди в мороз по пробкам ехали через весь город к ним за товаром. На сегодняшний день у нас в сетевых магазинах товары примерно одни и те же (подавляющее число продуктов - сибирского производства), и цены примерно одинаковые. К сожалению, не могу написать фразу, что мы мало чем отличаемся от всего мира - отличаемся климатом и логистикой. Морозы и дороги. Если для Москвы -30°С форс-мажор, то для нас - рабочая ситуация. Мало в мире городов с населением более полутора миллионов, расположенных в климатических условиях, похожих на наши. Поэтому пытаться работать в нашем регионе будут многие, а смогут успешно работать - единицы.


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.