Что ограничивает работу селлеров на маркетплейсах и как ecom-продавцы страхуют риски

Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)

Аналитика по итогам 2024 года

К концу 2024 года количество заказов на маркетплейсах выросло почти наполовину. А доля Wildberries и Ozon от общего числа онлайн-заказов достигла около 87 %. Такие данные в конце прошлого года представили Data Insight и Zunami Брокер. Пока аналитики подбивают окончательные цифры, приводим главные выдержки из отчёта, основное внимание которого сосредоточено на двух указанных маркетплейсах и селлерах как драйверах роста электронной торговли. Несмотря на стремительное развитие, онлайн-продавцы сталкиваются с различными рисками и сдерживающими факторами. 

Тренды российского рынка электронной коммерции

Российский онлайн-рынок растёт за счёт маркетплейсов: в 2024 году увеличение количества онлайн-заказов, сделанных на МП, превышает среднее значение по всему рынку и составляет в среднем 60 %. Остальной рынок сильно отстаёт — в среднем он растёт на 15 %. 

С каждым годом Wildberries и Ozon наращивают долю заказов. Если в 2019–2020 гг. почти половина заказов приходилась на эти площадки, то к концу 2024-го их доля выросла на 40 %. В июне доля достигла максимума и составила 89 % от всех сделанных в онлайне заказов. 

Селлеры как основной драйвер eCommerce

Всего на российских маркетплейсах ведут продажи около 620 тыс. бизнесов. 80 % из них торгуют на Wildberries и/или Ozon. Однако сегодня торговля на маркетплейсах — это не про лёгкий старт и автономное ведение бизнеса. Для того, чтобы быть успешным селлером сейчас, приходится учитывать множество факторов. 

Ограничения, с которыми сталкиваются селлеры на МП

Селлеры рассказали, с какими сложностями они сталкиваются на маркетплейсах и какие ограничения они считают основными. Ограничения можно разделить на четыре группы.

Поведение покупателей

  • Невыкупы товаров.
  • Возврат товара.
  • Мошенничество со стороны покупателя.

Условия работы на маркетплейсах

  • Высокая комиссия маркетплейса.
  • Высокая стоимость рекламы.
  • Непрозрачность рекламных кампаний.
  • Высокое влияние маркетплейса.
  • Частые изменения в условиях работы.
  • Платная приёмка товара на складе.

Логистические услуги маркетплейсов

  • Перенос сроков доставки.
  • Потеря товара во время доставки.
  • Долгий возврат товаров на склад.
  • Отмена заказа со стороны маркетплейса.
  • Высокая стоимость обратной логистики.
  • Повреждения товара во время доставки.
  • Повреждение товаров при хранении.

Поведение конкурентов

  • Копирование товара/карточек конкурентами.

Основной сдерживающий фактор — высокая комиссия

Для 46 % опрошенных селлеров высокая комиссия является основным сдерживающим развитие фактором. Ещё 21% опрошенных отметили нестабильные условия сотрудничества с маркетплейсами, требующие постоянную адаптацию и контроль

Самые частые страховые случаи касаются логистики

Наиболее распространённые страховые случаи касаются логистических рисков —  повреждения товаров и их потери во время доставки. Треть продавцов, в основном начинающие бизнесмены, не используют страховые услуги для защиты своих товаров. 

Возвраты и повреждения товаров — проблема четверти продавцов на МП

Возвраты товаров происходят у 29 % селлеров. Это приводит к значительным потерям, особенно в пиковые сезоны. Повреждения товаров во время доставки — проблема для 26 % продавцов, которые также испытывают сильное влияние на репутацию и возврат средств. 

Селлеры более всего заинтересованы в страховании рисков потери и повреждения товара, поскольку это может существенно повлиять на прибыль. 

По мнению экспертов, услуги по страхованию рисков, возникающих во время работы селлеров, важны не сколько самим продавцам, сколько площадкам: с одной стороны это развитие их FinTech услуг и экосистемы, с другой — работа над удержанием клиентов. Такие услуги помогут сделать процессы работы с МП более прозрачными и снизить напряжение, касающееся главной проблемы — неопределённости, от которой невозможно застраховаться. 

Фото на превью: freepik.com


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.