Что ограничивает работу селлеров на маркетплейсах и как ecom-продавцы страхуют риски
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Аналитика по итогам 2024 года

К концу 2024 года количество заказов на маркетплейсах выросло почти наполовину. А доля Wildberries и Ozon от общего числа онлайн-заказов достигла около 87 %. Такие данные в конце прошлого года в своём исследовании представили Data Insight и Zunami Брокер. Пока аналитики подбивают окончательные цифры, приводим главные выдержки из отчёта, основное внимание которого сосредоточено на двух указанных маркетплейсах и селлерах как драйверах роста электронной торговли. Несмотря на стремительное развитие, онлайн-продавцы сталкиваются с различными рисками и сдерживающими факторами.
Тренды российского рынка электронной коммерции
Российский онлайн-рынок растёт за счёт маркетплейсов: в 2024 году увеличение количества онлайн-заказов, сделанных на МП, превышает среднее значение по всему рынку и составляет в среднем 60 %. Остальной рынок сильно отстаёт — в среднем он растёт на 15 %.
С каждым годом Wildberries и Ozon наращивают долю заказов. Если в 2019–2020 гг. почти половина заказов приходилась на эти площадки, то к концу 2024-го их доля выросла на 40 %. В июне доля достигла максимума и составила 89 % от всех сделанных в онлайне заказов.

Селлеры как основной драйвер eCommerce
Всего на российских маркетплейсах ведут продажи около 620 тыс. бизнесов. 80 % из них торгуют на Wildberries и/или Ozon. Однако сегодня торговля на маркетплейсах — это не про лёгкий старт и автономное ведение бизнеса. Для того, чтобы быть успешным селлером сейчас, приходится учитывать множество факторов.

Ограничения, с которыми сталкиваются селлеры на МП
Селлеры рассказали, с какими сложностями они сталкиваются на маркетплейсах и какие ограничения они считают основными. Ограничения можно разделить на четыре группы.
Поведение покупателей
- Невыкупы товаров.
- Возврат товара.
- Мошенничество со стороны покупателя.
Условия работы на маркетплейсах
- Высокая комиссия маркетплейса.
- Высокая стоимость рекламы.
- Непрозрачность рекламных кампаний.
- Высокое влияние маркетплейса.
- Частые изменения в условиях работы.
- Платная приёмка товара на складе.
Логистические услуги маркетплейсов
- Перенос сроков доставки.
- Потеря товара во время доставки.
- Долгий возврат товаров на склад.
- Отмена заказа со стороны маркетплейса.
- Высокая стоимость обратной логистики.
- Повреждения товара во время доставки.
- Повреждение товаров при хранении.
Поведение конкурентов
- Копирование товара/карточек конкурентами.



Основной сдерживающий фактор — высокая комиссия
Для 46 % опрошенных селлеров высокая комиссия является основным сдерживающим развитие фактором. Ещё 21% опрошенных отметили нестабильные условия сотрудничества с маркетплейсами, требующие постоянную адаптацию и контроль
Самые частые страховые случаи касаются логистики
Наиболее распространённые страховые случаи касаются логистических рисков — повреждения товаров и их потери во время доставки. Треть продавцов, в основном начинающие бизнесмены, не используют страховые услуги для защиты своих товаров.
Возвраты и повреждения товаров — проблема четверти продавцов на МП
Возвраты товаров происходят у 29 % селлеров. Это приводит к значительным потерям, особенно в пиковые сезоны. Повреждения товаров во время доставки — проблема для 26 % продавцов, которые также испытывают сильное влияние на репутацию и возврат средств.

Селлеры более всего заинтересованы в страховании рисков потери и повреждения товара, поскольку это может существенно повлиять на прибыль.

По мнению экспертов, услуги по страхованию рисков, возникающих во время работы селлеров, важны не сколько самим продавцам, сколько площадкам: с одной стороны это развитие их FinTech услуг и экосистемы, с другой — работа над удержанием клиентов. Такие услуги помогут сделать процессы работы с МП более прозрачными и снизить напряжение, касающееся главной проблемы — неопределённости, от которой невозможно застраховаться.
Фото на превью: freepik.com.
Комментарии (0)
Правила ›