К концу 2024 года количество заказов на маркетплейсах выросло почти наполовину. А доля Wildberries и Ozon от общего числа онлайн-заказов достигла около 87 %. Такие данные в конце прошлого года в своём исследовании представили Data Insight и Zunami Брокер. Пока аналитики подбивают окончательные цифры, приводим главные выдержки из отчёта, основное внимание которого сосредоточено на двух указанных маркетплейсах и селлерах как драйверах роста электронной торговли. Несмотря на стремительное развитие, онлайн-продавцы сталкиваются с различными рисками и сдерживающими факторами.
Тренды российского рынка электронной коммерции
Российский онлайн-рынок растёт за счёт маркетплейсов: в 2024 году увеличение количества онлайн-заказов, сделанных на МП, превышает среднее значение по всему рынку и составляет в среднем 60 %. Остальной рынок сильно отстаёт — в среднем он растёт на 15 %.
С каждым годом Wildberries и Ozon наращивают долю заказов. Если в 2019–2020 гг. почти половина заказов приходилась на эти площадки, то к концу 2024-го их доля выросла на 40 %. В июне доля достигла максимума и составила 89 % от всех сделанных в онлайне заказов.
Селлеры как основной драйвер eCommerce
Всего на российских маркетплейсах ведут продажи около 620 тыс. бизнесов. 80 % из них торгуют на Wildberries и/или Ozon. Однако сегодня торговля на маркетплейсах — это не про лёгкий старт и автономное ведение бизнеса. Для того, чтобы быть успешным селлером сейчас, приходится учитывать множество факторов.
Ограничения, с которыми сталкиваются селлеры на МП
Селлеры рассказали, с какими сложностями они сталкиваются на маркетплейсах и какие ограничения они считают основными. Ограничения можно разделить на четыре группы.
Поведение покупателей
Невыкупы товаров.
Возврат товара.
Мошенничество со стороны покупателя.
Условия работы на маркетплейсах
Высокая комиссия маркетплейса.
Высокая стоимость рекламы.
Непрозрачность рекламных кампаний.
Высокое влияние маркетплейса.
Частые изменения в условиях работы.
Платная приёмка товара на складе.
Логистические услуги маркетплейсов
Перенос сроков доставки.
Потеря товара во время доставки.
Долгий возврат товаров на склад.
Отмена заказа со стороны маркетплейса.
Высокая стоимость обратной логистики.
Повреждения товара во время доставки.
Повреждение товаров при хранении.
Поведение конкурентов
Копирование товара/карточек конкурентами.
Основной сдерживающий фактор — высокая комиссия
Для 46 % опрошенных селлеров высокая комиссия является основным сдерживающим развитие фактором. Ещё 21% опрошенных отметили нестабильные условия сотрудничества с маркетплейсами, требующие постоянную адаптацию и контроль
Самые частые страховые случаи касаются логистики
Наиболее распространённые страховые случаи касаются логистических рисков — повреждения товаров и их потери во время доставки. Треть продавцов, в основном начинающие бизнесмены, не используют страховые услуги для защиты своих товаров.
Возвраты и повреждения товаров — проблема четверти продавцов на МП
Возвраты товаров происходят у 29 % селлеров. Это приводит к значительным потерям, особенно в пиковые сезоны. Повреждения товаров во время доставки — проблема для 26 % продавцов, которые также испытывают сильное влияние на репутацию и возврат средств.
Селлеры более всего заинтересованы в страховании рисков потери и повреждения товара, поскольку это может существенно повлиять на прибыль.
По мнению экспертов, услуги по страхованию рисков, возникающих во время работы селлеров, важны не сколько самим продавцам, сколько площадкам: с одной стороны это развитие их FinTech услуг и экосистемы, с другой — работа над удержанием клиентов. Такие услуги помогут сделать процессы работы с МП более прозрачными и снизить напряжение, касающееся главной проблемы — неопределённости, от которой невозможно застраховаться.
Комментарии (0)
Правила ›