Фундаментальные причины проблем компаний

Алексей Макаров, управляющий партнер ГК «Триумф», преподаватель и заместитель декана «Бизнес школы» НИУ «Высшая школа экономики», бизнес тренер: «Существует ряд общих первопричин, из-за которых многие компании испытывают проблемы».

Алексей Макаров, управляющий партнер ГК «Триумф», преподаватель и заместитель декана «Бизнес школы» НИУ «Высшая школа экономики», бизнес тренер: «Существует ряд общих первопричин, из-за которых многие компании испытывают проблемы»

Столкнувшись с проблемой, мы озадачиваемся лишь тем, как поскорее ее решить. Мало кто разбирается в истинных причинах ее возникновения. Именно поэтому многие компании тратят огромное количество времени и средств на поиск решений. Но стоит залатать лишь одну рану, как появляется с десяток новых. Почему так происходит? На все эти вопросы отвечает Алексей Макаров, управляющий партнер ГК «Триумф», преподаватель и заместитель декана «Бизнес школы» НИУ «Высшая школа экономики», бизнес тренер.

Работа с самыми разными компаниями из различных отраслей: торговли, производства, строительства, страхования, фармацевтики и т.д. позволила выявить ряд общих первопричин, из-за которых все эти организации испытывают проблемы.

Как это ни странно, оказалось, что все эти причины имеют чисто человеческую природу:

1. Отсутствие доверия

Любая более-менее крупная компания представляет собой набор подразделений, отвечающих за выполнение разных задач. Это логичная схема распределения ответственности, но есть тут загвоздка. Такие подразделения, как правило, довольно обособлены друг от друга: разные кабинеты, разные коллективы, разные руководители. Такое физическое разделение делит всю компанию на части во всех смыслах. В таком режиме добиться согласия очень сложно.

Среди сотрудников возникают противоречия. Они начинают думать, что проблемы, возникающие в компании, связаны с тем, что другие подразделения недостаточно работают. Очень часто можно услышать фразы вроде: «Вот они там в своей бухгалтерии ерундой занимаются, нет бы работать», «Вот мы здесь впахиваем, а они там только бумажки перекладывают». Такая атмосфера всеобщего недоверия очень негативно складывается на работе всего коллектива.

2. Конфликтующие цели

Эта причина схожа с первой. Большое количество разногласий всплывает на фоне конфликтующих целей разных подразделений. К примеру, для отдела продаж важно, чтобы ресурсы применялись таким образом, чтобы у компании в случае непредсказуемых обстоятельств не было дефицита в продукте. Отдел снабжения же, наоборот, нацелен на снижения уровня запасов на складах. Отдел маркетинга желает обеспечить быстрый запуск новой продукции, чтобы не пропустить волну спроса, отдел, занимающийся контролем качества, в противовес, производит очень тщательные и длительные проверки, и т.д.

И выходит, что каждое подразделение имеет свои цели, свою стратегию развития. Но когда каждая из частей стремиться в своем направлении, противоположном направлению другого сегмента, о целом не может быть и речи. Компания буквально разрывается на части. О каком развитии может быть речь, когда нет даже целостности? Это причина не только возникновения проблем в компании. Это причина распада многих организаций. Такие конфликты нельзя допускать, если вы намерены вывести свою компанию на высокий уровень.

3. Отсутствие терпения

В большинстве компаний работа ведется в нескольких направлениях. Сотрудники задействованы в разных проектах. В попытках успеть все и сразу допускаются ошибки и уходят из зоны внимания многие детали. Попытка сэкономить время на каком-либо этапе может выйти боком. Погоня за быстрыми результатами влечет за собой разногласия в работе команды и сказывается на качестве конечного продукта.

Если вы хотите испечь пирог, вам нужно запастись терпением. Подобрать продукты хорошего качества, с тщательностью химика отмерить порции, прописанные в рецепте, выдержать время и установить точную температуру. Пожалев времени на каком-либо из этапов или вовсе пропустив его, вы рискуете вместо вкусного пышного пирога получить отвратительную обувную подошву. Терпение – это то, что нужно культивировать среди своего персонала.

4. Страх выглядеть глупо

Это то, что очень сильно мешает людям в обычной жизни, но и в компании это также непременно имеет место. Люди боятся делиться своими идеями. Страх показаться глупым ограничивает не только их самих, он ограничивает всю вашу компанию. Представьте, какой была бы ваша организация, если бы сотрудники могли спокойно делиться своими идеями по улучшению, если бы они не боялись высказаться в случае, если заметили что-то неладное? Насколько проще было бы выявлять только зарождающиеся проблемы и предотвращать их прежде, чем они со всей мощью обрушатся на ваши неподготовленные плечи?

Чтобы избавить сотрудников от этого страха, нужно прилагать усилия. Люди должны быть уверены, что они получат одобрение за то, что поделятся своими мыслями. Их не должна пугать возможность получить ведро недовольств и обвинений в лицо, если они выскажут свое мнение.

Как и было сказано ранее, все эти причины относятся напрямую к людям. Почему? Все просто. Компания – это прежде всего люди, которые в ней трудятся.

За 5 лет работы в консалтинге я убедился, что многие руководители не видят этих причин. Они думают, что все дело в недостаточной оптимизация бизнес-процессов. Они полагают, что внедрив новые технологии, бизнес-системы, методики менеджмента, они исправят все проблемы. Но скажите, каким программным обеспечением можно избавить сотрудников от страха быть непонятым? Какая новая технология может гарантировать согласованные действия персонала? Какой метод позволит добиться полного доверия среди людей в компании?

Проблема большинства руководителей и, более того, бизнес-консультантов в их искренней убежденности в том, что рабочие и бизнес-процессы функционируют отдельно от людей. Но как это может быть реальностью, если все операции совершаются людьми, если все решения, принимаемые руководством, также внедряются людьми?

Поэтому бессмысленно искать новый метод, новую технологию, новую стратегию, если внутри компании нет команды. Все проблемы исходят от того, что мысли сотрудников игнорируются, что люди воспринимаются как станки, в которые можно встроить любой алгоритм действий.

Работать с людьми необходимо всегда. Выстраивать диалог, собирать информацию, совместно искать решение проблем. Одним из эффективных методов работы с сотрудниками являются совещания. Многими этот инструмент воспринимается как нечто устаревшее и малоэффективное, но это лишь по той причине, что мало кто умеет действительно правильно его использовать.

«Деловой мир»


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.