Как добиться финансового процветания бизнеса
Прежде чем что-то делать, необходимо определить цели и задачи. Как говорил по этому поводу Форрест Гамп, «если вы не знаете, куда вы идете, вы никогда не придете туда»
Константин Бакшт, генеральный директор компании «Капитал-Консалтинг»: "Дурацкий вопрос: у вашего бизнеса есть цели? Записанные на бумаге. Популярный ответ: У меня эти цели есть, но я их держу в голове. НЕ ГОДИТСЯ. Уж сколько раз твердили миру: цели, не записанные на бумаге, НЕ РАБОТАЮТ. Более того: мало просто записать эти цели. Нужно их постоянно перечитывать". |
Вы хотите, чтобы ваш бизнес достиг финансового процветания? Тогда вы должны прежде всего определить финансовые цели бизнеса. На какой оборот вы хотите выйти в этом году. И в ближайшие годы. Каков при этом должен быть ежемесячный доход вашего бизнеса. Какой доход должны получать собственники бизнеса в виде дивидендов.
А теперь дурацкий вопрос. У вашего бизнеса ЕСТЬ эти цели? ЗАПИСАННЫЕ НА БУМАГЕ?
Популярный ответ: «У меня эти цели есть, но я их держу в голове». НЕ ГОДИТСЯ. Уж сколько раз твердили миру: цели, не записанные на бумаге, НЕ РАБОТАЮТ. Более того: мало просто записать эти цели. Нужно их постоянно перечитывать.
Лично я использую для этого специальную вкладку в ежедневник – «стратегическую картонку».
Что делать: финансовые цели бизнеса
Каждый бизнес направлен на достижение одной из двух стратегических финансовых целей:
Одни бизнесы делаются ради капитализации. То есть бизнес создается и развивается для последующей продажи. Расходование средств направлено на то, чтобы всячески увеличивать оценочную стоимость бизнеса. И в будущем продать этот бизнес подороже.
Другие бизнесы делаются ради максимального увеличения текущего денежного потока (cashflow). Цель управления финансами в таком бизнесе – чтобы разница между доходами и обязательными затратами была как можно больше. И в результате увеличивались текущие доходы владельцев бизнеса.
Вы должны четко понимать, ради какой из этих двух ключевых целей строится ваш бизнес. Сама логика управления финансами для этих двух вариантов различна.
Пример: Ваша компания предоставляет услуги большому количеству клиентов. Для автоматизации обслуживания клиентов необходимо приобрести и установить учетную (билинговую) систему. Это – компьютерная программа. Разумеется, лицензионная.
Если цель вашего бизнеса – капитализация, вам нужна одна из наиболее известных на рынке систем. Скорее всего, она будет дорогая. Но деньги, которые вы вложили в приобретение системы, вы потом получите обратно. С покупателя бизнеса. Высокая цена для вас – не проблема. Главное, чтобы она была подтверждена документально. И увеличила стоимость бизнеса при его последующей продаже.
Если же ваша цель – увеличение денежного потока, вы будете минимизировать затраты. В пределах разумного. Вам нужна учетная система, которая успешно решает нужные вам задачи. И при этом стоит минимальных приемлемых денег. Сможете ли вы учесть ее стоимость при продаже бизнеса – для вас не так важно.
Общая финансовая цель практически для любого бизнеса – МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ НА СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ И ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ. Указанные выше две возможные стратегические цели определяют, как вы будете распоряжаться этой прибылью. Кстати, бизнес в любом случае является инвестицией с высокой степенью риска. Поэтому если планируемая доходность бизнеса на собственный капитал ниже, чем консервативные инвестиции в недвижимость – такой бизнес не имеет смысла. В этом случае разумнее вывести средства из бизнеса. И вложить их в ту же недвижимость. По состоянию на 2007 год бизнес с годовой доходностью на собственный капитал ниже 30-40% годовых вряд ли имеет право на жизнь.
Поэтому, когда вы формулируете финансовые цели своего бизнеса, неплохо иметь цели по увеличению оборота. Но при этом нужно обязательно указывать и цели ПО ПРИБЫЛИ. В абсолютном выражении. Либо «не менее Х% от оборота». Такие цели необходимо разработать и НАПИСАТЬ (НАПЕЧАТАТЬ) НА БУМАГЕ. Как минимум – на ближайшие три года.
Кроме этого, необходимо сразу поставить цели по дивидендам, получаемым учредителями от бизнеса. Они могут состоять из двух частей: фиксированных ежемесячных выплат плюс некоторый процент от заработанной прибыли. Лучше всего рассчитать цели по увеличению дивидендов в абсолютном выражении. Чтобы собственники хорошо видели, к чему они стремятся. Если ваша цель – капитализация бизнеса, ее тоже нужно регулярно отслеживать. И ставить цели по увеличению оценочной стоимости вашего бизнеса.
Комментарии (0)
Правила ›