Медвежья услуга
Рекламу не любит никто, кроме торговли, которую она, как известно, двигает......
Рекламу не любит никто, кроме торговли, которую она, как известно, двигает, и тех не слишком многочисленных в масштабах человечества граждан, которые к ней причастны профессионально.
Подавляющее же число землян сердится, когда на рекламные восторги прерывается стремительный триллер, захватывающая телеигра или многозначительные аналитические программы. Да и кому понравятся неадекватные отцы семейств, жадно глотающие бутерброды с маргарином и растворимые бульончики, их работающие жены, мечтающие за компьютером о полоскании белья, и продвинутые дщери, сигающие в окно, чтобы быстрее высохло под мышками!
И тем не менее большинство людей понимает, что без рекламы в век тотального производства и перепроизводства никуда не денешься, а из телевизора ее и вовсе не убрать, потому что замолчит тогда телевизор, а с ним и радио, газеты, журналы. Реклама для них мать-кормилица. Да и, честно говоря, не все ролики, клипы, модули одинаково плохи, достаточно и остроумных, и привлекательных, иначе откуда бы мы узнавали о новых товарах, за которые можно проголосовать рублем?
Раз поправка два поправка
От общих размышлений о судьбах рекламы придется перейти к конкретным и актуальным. Читатель, конечно, в курсе того, что отцы нации, они же — наши с вами полномочные представители в недосягаемо величественном Федеральном собрании, неустанно заботятся о счастье подведомственного народа, его здоровье и благоденствии. Поэтому, например, за счет собственного отпуска сели и приняли установления касательно ликвидации всяческих льгот и замены их пакетированными компенсациями. В тени этой эпохальной модернизации общественного сознания и менее заметное дельце провернули: приняли поправки к Закону о рекламе. Пустячок вроде — ввести ограничения на рекламу пива, а приятно: прищемили-таки давних супостатов, врагов отечества вообще (ибо спаивают на корню неразумное население) и юной его поросли в частности. Депутаты прониклись столь яростной ненавистью к пиву, что не ограничились бумажной борьбой с его пропагандой, а решительно искоренили сам вредоносный продукт для начала из думского буфета (а там, глядишь, электорат подтянется). То есть показали зеленому змию весомый законодательный кукиш. По старой советской привычке: главное — пошуметь и вовремя отчитаться, что работа идет, меры приняты. Ну а что там будет дальше, неважно: бывшие «медведи» в своем единоросском воеводстве не станут рефлексировать по поводу возможных последствий.
Цифры отдыхают
А последствия, как утверждают специалисты, способны существенно ухудшить структуру спиртопотребления в стране. Если пресечь алкоголь слабый, значит, больше станут пить алкоголя крепкого. Сомнений в последнем у специалистов нет. Может, и были бы, если бы общество демонстрировало готовность отказаться от спиртного, но, к сожалению, до такой степени трезвомыслия отечественные потребители еще не дошли. Хотя статистика обнаружила некоторые весьма оптимистичные подвижки. В последние годы вместе с оживлением и развитием отечественного пивоварения удалось оттянуть в сторону пива многих закоренелых любителей крупного градуса. Так, за 7 последних лет на 30–40% снизилось потребление водки гражданами самого трудоспособного возраста от двадцати до пятидесяти пяти. Кстати, консервативные пенсионеры и то дали 10% отказов, поэтому если что и тревожит, так это скромные успехи юниорской группы (16–19 лет) всего 15%. Все разговоры о пивном алкоголизме принимают особо эмоциональный характер, когда касаются молодежи. Взрослым дядям и тетям посидеть бы да подумать, как по-настоящему действенно оградить юношество от национальной болезни, какими целями увлечь, какими привычками сопроводить. Но некогда, неохота, своих проблем хватает. Новое поколение, говорят, что-то там выбирает, ну и ладно.
Пиво, конечно, не сироп шиповника и не клюквенный морс. Но миллионы людей во все времена пили его и не совершали антиобщественных глупостей. Пьют и сейчас, и побольше нашего: в той же Чехии, в той же Германии. И ничего — зарплата хорошая, пенсии существенные, а главное, до них доживают. У нас же пиво, даже какое-нибудь жиденькое и слабое, превратили в монстра, спаивающего невинный народ. Выходят из берегов водочные реки, сливаясь с бормотушными ручейками, и выплескиваются в незаметные магазинчики и неказистые ларьки, торгующие денно и нощно. Совсем уж потертые граждане скупают в аптеках некие настойки, об объемах производства которых можно только догадываться. Кстати, вам попадалась когда-нибудь реклама боярышника или недорогого портвейна?
Под покровом ночи
Реклама же пива никуда не пряталась и от налогов не уходила, а само пиво исправно пополняло государственную казну и местные бюджеты. Только в прошлом году отрасль заплатила налогов более чем на миллиард долларов, не говоря уж о суммах, вложенных в спонсорство и меценатство. Как и любой другой рекламы, пивной, может, и многовато мелькало на телеэкранах, зато теперь ее засунут во временной интервал с 22 часов позднего вечера аж до 7 часов раннего утра, при этом обложив массой дополнительных условий. Нельзя использовать образы людей и животных, нельзя говорить про утоление жажды и полезность, нельзя оформлять в виде мультиков, показывать детям и подросткам. Мы, как всегда, впереди планеты всей. На Западе, конечно, не утверждают, что пиво полезней материнского молока, но все равно подходят к рекламе взвешенно, регламентируя ее этически, причем исключительно корпоративными союзами. Нам же нипочем даже то, что ночная блокада пивной рекламы обернется свертыванием спортивных трансляций, а каналу «Спорт» вообще придется туго, ведь он на 40% финансировался за счет пивоваренных компаний. На фоне шума о пользе и вреде пива в начале года Союз пивоваров России обратился в Государственную думу с предложением запретить продажу пива несовершеннолетним. Ничего не ответила Дума, а только разрешилась карательными поправками к Закону о рекламе. А тетя Зина из ларька как продавала пиво подросткам, так и будет продавать. Продаст, она, кстати, и портвешок, и водочку — выручки-то больше. Только ларек тети Зины не виден из Охотного ряда, оттуда вообще мало что видно.
Комментарии (0)
Правила ›