Наплюйте на кризис, главное – видеть цель

Владимир Моженков, руководитель компании «Ауди Центр Таганка», - о стратегии бизнеса в преддверии нового витка мирового кризиса.

Рано или поздно нас ждет резкое снижение уровня жизни – думаю, все это понимают, только не знают, когда именно это снижение произойдет. Тем не менее чувство неопределенности, растущее из-за проблем в мировой экономике, уже начинает играть заметную роль в поведении потребителей: спрос потихоньку падает, и кризисные явления дают о себе знать. Резкое колебание видно сразу, а медленное – нет.

Кризис сложнее всего переживает средний бизнес. С одной стороны, по сравнению с крупными предприятиями он несет чуть большие издержки на единицу продукции и не может использовать эффект синергии, которой добиваются группы компаний. С другой – ему трудно быть таким же гибким, как микропредприятие. Поэтому средние предприятия первыми выбирают стратегию сокращения затрат, урезая зарплату и сокращая персонал. Но когда кризис длится годами, оптимизировать уже нечего. Поэтому в нынешней ситуации такая стратегия не принесет результатов, как в 2008–2009 годах.

По сути кризисной можно назвать любую ситуацию, которая выводит нас из вчерашнего состояния комфорта. Например, в Москве всего продается 2000 автомобилей Audi, а ты поставил цель продать 400. Спрос упал – теперь всего продается 1000 автомобилей, но твоя цель остается практически прежней – продать 390, и не меньше. Трудно? Очень. И многое надо перестроить, но своей цели добиться.

Чтобы найти новые возможности, иногда нужно пересмотреть стратегию и изменить отношение к бизнесу. В этом смысле кризис – положительное явление, потому что заставляет нас меняться, бороться с потерями, искать точки роста. В менеджменте есть такое интересное правило: если у тебя все хорошо – создай ситуацию кризиса.

Отмечу два важных момента в этих грядущих изменениях.

1. Делать ставку на богатых. Если уровень жизни падает, люди начинают расходовать больше денег на жизненно важные вещи (например, на еду) и экономить на автомобилях и предметах роскоши. Это верно, но только отчасти.

В Западной Европе, Америке, Японии, Израиле люди тратят деньги рационально: каждый знает, какая часть его дохода идет на налоги, на страховки, на выплаты по кредитам, на коммунальные платежи и т. д. В России, к нашей большой радости, покупатели больше похожи на детей и совершают нерациональные поступки. Я понял это еще в 2008 году, когда ожидал, что наши клиенты станут реже менять машины (в среднем это происходило раз в три года), однако период владения сократился (с трех лет до 2 лет 4 месяцев). Отчасти это вызвано рациональными причинами: выгоднее ездить на машине, пока действует гарантия. Но, думаю, не последнюю роль сыграло также иррациональное желание кататься на новом автомобиле, несмотря на трудности.

Отказываются экономить прежде всего клиенты премиум-класса. Человек, имевший Audi, BMW или Mercedes, ни за что не пересядет на машину марки Peugeot или Mazda – по крайней мере, я таких не встречал. И это хорошо! Дело в том, что эти люди в 2008 году двигали экономику, потому что поддерживали падающий спрос. Во-первых, они покупали привычные им вещи, а во-вторых, будучи предпринимателями, обеспечивали рабочие места, платили сотрудникам зарплату и зарабатывали. Именно на таких покупателей и надо делать ставку. Некоторые автопроизводители борются за массовый сегмент: скажем, благодаря предыдущему кризису на рынке появился Volkswagen Polo всего за 390 тыс. руб. и новый Hyundai Solaris за 360 тыс. Как специалист, я понимаю, что одно железо в этих автомобилях стоит больше. Но компании идут на потери ради того, чтобы привлечь тех, кто ездил на «жигулях» (10–20% автовладельцев). Я не сторонник такой стратегии.

Потерять пусть многочисленный, но неплатежеспособный сегмент не так уж и страшно – конечно, с точки зрения стратегической, а не сиюминутной выгоды. Как минимум будет решена проблема пробок, и каждый предприниматель станет тратить на дорогу вместо двух один час. Сэкономленное время он посвятит бизнесу – увеличится прибыль. Чем больше он заработает, тем больше потратит и на себя, и на всех своих родственников. В результате и автодилеры не останутся в проигрыше.

2. Повышать эффективность. Приведу пример. В европейской автопромышленности (данные за 2012 год) один работник производит 9 автомобилей в год. Американский работник – 12. И так в каждой отрасли. Средняя производительность труда работника в России – 28% его американского коллеги. Если у них кризис, то что тогда у нас?

В России, как известно, есть нефтегазовая подушка безопасности. Пока нефть стоит хотя бы 100 долл. США за баррель, экономика худо-бедно будет функционировать. Подчеркну – худо-бедно. С одной стороны, все равно хорошо, но с другой – это нас развращает: мы не хотим меняться, что-то предпринимать, всерьез задумываться об эффективности. А ведь рано или поздно ситуация с горючим изменится, и мы останемся на обочине цивилизации. Если не через пять лет, то через 10–20 спрос на нефть (по крайней мере как сырье для производства горючего) уж точно упадет. Да и в ближайшей перспективе с учетом экономических проблем в еврозоне спрос на нефть и газ будет снижаться. Чем больше людей там потеряют работу, чем масштабнее сократятся зарплаты и социальные пособия, чем меньше бонусов станут получать топ-менеджеры, тем ниже будет спрос на наше горючее.

Американцы вышли из текущего кризиса, накачав свою экономику деньгами, а Ангела Меркель, наоборот, проводит политику жесткой экономии. Второй путь, думаю, более перспективный и на уровне бизнеса. Нам надо не просто один раз урезать расходы – нужно бороться с расточительностью каждый день. В своей компании мы это делаем – полгода назад запустили программу борьбы с потерями (так называемое бережливое производство), которая уже приносит плоды. Но успех приходит, только когда стратегия сочетается с каждодневной деятельностью на каждом рабочем месте. За полгода мы получили 305 предложений, как работать эффективнее. Это вселяет оптимизм.

 

Владимир Моженков, руководитель компании «Ауди Центр Таганка», для журнала "Генеральный директор"


Комментарии (0)

Правила ›

Восстановление пароля

Мы пришлем вам письмо с инструкциями восстановления пароля.

Отзыв отправлен

Спасибо, что уделили время. Все ответы мы внимательно изучим.