Россияне борются с кризисом экономией

30.03.2022 11:10:47 244
Потребрынок — в поиске выходов

Опубликовано исследование Romir «Потребительский рынок 2022. Поиск выходов и новых возможностей», в котором дали ответы на вопросы, в каком информационном поле сегодня находится человек, какова потребительская уверенность, как россияне оценивают экономическую ситуацию и своё финансовое положение, какие у жителей РФ социально-экономические ожидания, какое общее настроение и прогноз относительно ситуации, а также насчёт стратегий экономии и реакций на кризис.

В каком инфополе сегодня россияне

Частично или полностью в курсе последних событий в стране и в мире, в зависимости от волны кризиса, оказались соответственно 66–71 % и 61–62 % респондентов.

Основными источниками информации остаются телевидение и информационные сайты. Значимо растёт доверие к Telegram-каналам, радио и печатным изданиям по сравнению с прошлой неделей.

Первая пятёрка популярности инфоисточников:

  • телевидение — 45 %;    
  • друзья, знакомые — 35 %;   
  • инфосайты — 35 %;    
  • радио — 32 %;    
  • Telegram — 28 %.

Потребительская уверенность

Индекс потребительской уверенности демонстрирует небольшой рост в зависимости от оценочных волн в ответ на события. Иными словами, уменьшилась неуверенность.

Индекс уверенности:

  • -24,5 — первая волна;    
  • -19,2 — вторая волна;    
  • -18,6 — третья волна.

Что больше беспокоит в 2022-м в 1–3-ю волны кризиса:

  • рост цен, инфляция — 89 %, 84 % и 89 %;    
  • международная напряжённость, давление запада на россию 70 %, 64 % и 59 %;    
  • девальвация рубля — 65 %, 57 % и 56 %;    
  • дефицит и ограничения импорта — 37 %, 34 % и 44 %;    
  • сокращение персонала, безработицы — 30 %, 38 % и 41 %;    
  • сокращение зарплат — 27 %, 30 % и 32 %;    
  • трудности с выплатой кредитов — 17 %, 17 % и 19 %.

Что касается социально-экономических ожиданий, то этот раздел исследования мы выбрали в качестве иллюстрации. При это достаточно показательна реакция на третью волну вопросов.

Ответы относительно ожидаемой ситуации:

  • в экономике — ухудшится 63 %, не изменится 16 %, улучшится 21 %;     
  • в политике — ухудшится 54 %, не изменится 20 %, улучшится 25 %; 
  • в отношениях между людьми — ухудшится 45 %, не изменится 36 %, улучшится 20 %.

Относительно общего настроения и прогноза по ситуации, то приведём ответы большинства: 41 % думают, что ситуация стабилизируется в течение года и более; 38 % верят, что вернутся в привычный ритм жизни в течение двух месяцев и более.

Материальное положение

Более половины в той или иной степени отмечают ухудшение материального положения своей семьи. Изменения материального положения в ближайшие 6 месяцев ожидают 2/3 опрошенных, общее настроение также негативное.

Сбережения

В большинстве случаев сбережений хватит менее, чем на полгода. Из-за роста цен уменьшается доля тех, кто рассчитывал на больший период.

Сколько накопили:

  • 42 % не имеют сбережений;    
  • 43–44 % — только рубли;    
  • 9 % — рубли и доллары.

Стратегии экономии:

  • отказ от дорогостоящих покупок и товаров длительного пользования — 57 %;    
  • перераспределение семейного бюджета в пользу еды и самого необходимого — 49 %;    
  • сокращение расходов на отдых и развлечения — 48 %;    
  • поиск дополнительного заработка — 27 %;    
  • выращивать на даче овощи и фрукты, активное собирательство — 26 %;    
  • отказ от дорогостоящих услуг (лечение, образование) — 23 %;    
  • сокращение расходов на еду и товары первой необходимости — 23 %;    
  • экономические проблемы в стране не затронули — 6 %.

В числе средств борьбы со стрессом россияне перечислили прогулки, время с друзьями, спецлекарства, время с животными, вкусную еду, правильное питание, потребление витаминов / БАДов, занятие спортом, спиртное, посещение врача / психолога и покупки новых вещей.

Источник
romir.ru

Источник фото
romir.ru