Основные выводы: две трети отечественных производств закупают сырьё в РФ, 27 % российских компаний увеличили затраты на издержки производства после санкций, и почти четверть российских компаний продают товары на маркетплейсах.
Аналитики Академии MAED, «Модульбанка» и агентства Completo опросили около 200 отечественных производителей различных товаров и озвучили результаты в рамках New Retail Forum.
Исследование показало, что уход с рынка зарубежных дистрибьюторов слабо повлиял на экономику российских производителей и продавцов. Всего за полгода предприниматели перестроили свои цепочки и стали чаще делать ставку на отечественных партнёров. Для нас это позитивный тренд: с каждым кризисом российский малый бизнес становится лишь увереннее и устойчивее.
Павел Семёнов, член правления «Модульбанка»
Мы видим, что малый бизнес всеми силами старается сохранить либо стабилизировать своё положение после ввода санкций. Для многих компаний привычные каналы продаж и инструменты развития на российском рынке изменились. Данные нашего исследования показывают, что перед компаниями всё ещё открыто много возможностей, учитывая отсутствие e-commerce штаба у большинства опрошенных. Сейчас отмечаем повышенный интерес к образовательному направлению MAED по работе на маркетплейсах: более 51 % всех обучающихся являются отечественными производителями.
Андрей Гавриков, основатель онлайн-академии маркетинга MAED и маркетинговой группы Completo
Тенденция такова — всё больше производителей принимают решение самостоятельно реализовывать свой товар через маркетплейсы, а не доверять это дистрибьюторам. Чтобы зарабатывать на маркетплейсах наценка на товар должна быть минимум х3. Затраты на комиссию и логистику маркетплейса съедают большую часть наценки. Плюс приходится конкурировать с товарами из Китая. Производители заинтересованы держать привлекательные цены на свои товары, не обременяя их дополнительной наценкой оптовиков. Рынок e-commerce быстро растёт и лишает офлайн-точки своих покупателей.
Роман Цветков, генеральный директор Completo