Санкции глазами российских производителей

03.10.2022 14:30:48 566
Результаты исследований

Основные выводы: две трети отечественных производств закупают сырьё в РФ, 27 % российских компаний увеличили затраты на издержки производства после санкций, и почти четверть российских компаний продают товары на маркетплейсах.

Аналитики Академии MAED, «Модульбанка» и агентства Completo опросили около 200 отечественных производителей различных товаров и озвучили результаты в рамках New Retail Forum.

Сколько производителей закупают сырьё в РФ:

  • 67 % отечественных производств закупают сырьё в России;
  • 18 % — в Китае;
  • 13 % находятся в поиске своего поставщика.

Увеличили затраты из-за издержек после санкций:

  • у 27 % производителей увеличились затраты на издержки производства; 
  • 18 % испытали трудности с логистикой; 
  • 9 % потеряли иностранного партнёра;
  • 6 % пожаловались на уход зарубежного дистрибьютора;
  • 5 % остались без основного поставщика сырья.


Исследование показало, что уход с рынка зарубежных дистрибьюторов слабо повлиял на экономику российских производителей и продавцов. Всего за полгода предприниматели перестроили свои цепочки и стали чаще делать ставку на отечественных партнёров. Для нас это позитивный тренд: с каждым кризисом российский малый бизнес становится лишь увереннее и устойчивее. 

Павел Семёнов, член правления «Модульбанка»

Основные источники финансирования:

  • 48 % респондентов основным источником финансирования называет собственный бюджет; 
  • 17 % опрошенных используют кредитные средства для расширения товарной линейки; 
  • 2 % компаний рассчитывают на деньги инвесторов.

О продажах на маркетплейсах:

  • 29 % организаций продают произведённую продукцию через собственные каналы; 
  • 22 % — через маркетплейсы; 
  • ещё 13 % компаний реализуют товары оптовыми поставками небольшим локальным магазинам; 
  • 10 % — через дилерские сервисы.


Ответы о продвижении товаров:

  • у 64 % компаний всё ещё нет выделенного направления e-commerce продвижения; 
  • 52 % отметили, что находятся в поиске новых решений продвижения своих товаров; 
  • 23 % планируют выход на маркетплейсы.

Мы видим, что малый бизнес всеми силами старается сохранить либо стабилизировать своё положение после ввода санкций. Для многих компаний привычные каналы продаж и инструменты развития на российском рынке изменились. Данные нашего исследования показывают, что перед компаниями всё ещё открыто много возможностей, учитывая отсутствие e-commerce штаба у большинства опрошенных. Сейчас отмечаем повышенный интерес к образовательному направлению MAED по работе на маркетплейсах: более 51 % всех обучающихся являются отечественными производителями. 

Андрей Гавриков, основатель онлайн-академии маркетинга MAED и маркетинговой группы Completo

О реализации онлайн:

  • 70 % уже присутствующих на маркетплейсах производителей реализуют продукцию сразу на нескольких площадках; 
  • 40 % респондентов получали от 60 % до 100 % выручки именно от работы с маркетплейсами;
  • 29 % опрошенных отметили, что не получают желаемой прибыли;
  • 28 % опрошенных жалуются на высокий уровень конкуренции; 
  • 18 % опрошенных сетуют на сложности с поиском квалифицированного сотрудника; 
  • 9 % опрошенных указали на недостаток знаний о площадках.

Тенденция такова — всё больше производителей принимают решение самостоятельно реализовывать свой товар через маркетплейсы, а не доверять это дистрибьюторам. Чтобы зарабатывать на маркетплейсах наценка на товар должна быть минимум х3. Затраты на комиссию и логистику маркетплейса съедают большую часть наценки. Плюс приходится конкурировать с товарами из Китая. Производители заинтересованы держать привлекательные цены на свои товары, не обременяя их дополнительной наценкой оптовиков. Рынок e-commerce быстро растёт и лишает офлайн-точки своих покупателей.

Роман Цветков, генеральный директор Completo

Источник
retail-loyalty.org

Источник фото
www.pexels.com