Школьный дневник и тетрадка: мы все еще прихорашиваемся
Был я не так давно на классном родительском собрании сына. Он учится в физико-математическом лицее, где, сообразно статусу, все весьма серьезно
А это, если кто еще не знает, внучек старого доброго дневника, но электронный, прилизанный и безликий, как Exсel |
Пра-пра-пра-пра прадедушка современного электронного школьного дневника |
И успеваемость должна быть на уровне, и поведение, и прилежание и т.д. и т.п. Это было последнее собрание в учебном году. А посему собрание было важным. Особенно в преддверии школьного сезона, который уже преподнес несколько новшеств.
Навеяло мне это собрание написать тему для нашей новой рубрики «От редакции». Может, тема поначалу покажется «не в тему», а по мне так, видится очень даже канцелярской, и в общечеловеческом смысле вполне себе актуальной. На собрании обсуждали несколько вопросов, классный руководитель вынесла на обсуждение целесообразность привычного бумажного дневника, в связи с введением его электронного собрата. То есть: не отказаться ли в следующем учебном году от бумажного дневника.
Разумеется, большая часть родителей, и ваш покорный слуга, были против. По нашему мнению, обычный дневник дисциплинирует, и, прежде всего, школьника. Электронный дневник делает контроль за ребенком, бесспорно, более оперативным и объективным. По сути ведь это тот же ежедневник, которым мы пользуемся уже во взрослой жизни. Дневник электронный едва ли заменит бумажный - с его замечаниями, написанными нервной красной ручкой («на уроке пения вел себя как на уроке физкультуры»), вещественными доказательствами попыток зашкурить бритвой двойку, с его колами, с раздражением вбитыми в дневниковую клетку. И, конечно же, с его щедро и размашисто нарисованными пятерками, которые светятся как Солнце и заставляют так же сиять и родителей. Да и потом, привычку полистать дневник, расписаться в нем еще никто не отменял.
Но кроме эмоциональной стороны этого вопроса, есть и экономическая. Возможный повсеместный отказ от бумажного дневника (а через какое-то количество лет это, не исключено, может случиться) потери канцелярского рынка можно примерно прикинуть уже сегодня. Давайте посчитаем. В России живет и учится около 16-ти миллионов детей в возрасте от 7 до 17 лет (www.garant.ru). То есть это число активной целевой аудитории, школьников, которым родители (или детские дома) хотя бы раз в год покупают дневник. Однако можно предположить, что на эти 16 миллионов найдется
Давайте честно: ну какой электронный дневник заменит такую вот нехитрую и наглядную правду жизни:)))? |
еще один миллион лоботрясов, кто дневники сознательно «теряют», дабы не быть отчитанными за свои школьные прегрешения по части успеваемости или поведения/прилежания. А еще одна часть из того же миллиона – это, уверен, просто природные раззявы, для которых дневник не представляет ровным счетом никакой ценности. Итак, можно подсчитать, что емкость «дневникового» рынка России составляет 17 миллионов штук в год. А в денежном выражении - при среднем чеке за дневник в 40 рублей - 641 миллион рублей с учетом детей-растерях.
Следовательно, если учесть, что разного рода электронные гаджеты все больше и шире замещают аналоговые носители информации, то и обычные дневники они должны, по идее, рано или поздно заменить. Ну, заменили же не так давно компакт-диски магнитную ленту, а CD-диски уже стали рудиментом благодаря распространению разных цифровых форматов передачи данных. Но так можно нафантазировать до того, что и письменную речь можно будет отменить, и все задания решать в ноутбуке. Тогда и тетради не понадобятся. Как вам перспектива? Но, впрочем, не тут-то было.
Консервативно, но факт
В начальной школе, где сначала учился мой сын, (а она славится в районе качеством образования и параллельно изрядной долей консерватизма) с первого же урока нас, родителей, попросили не покупать детям не только лицензионные и разные брендированные цветастые дневники, но и всякие разрисованные ручки, карандаши, тетрадки и пеналы. Объяснение было простое: картинки отвлекают детей от учебы. Это было сказано не в приказном, конечно, порядке, а в качестве рекомендации. Но все старались ее придерживаться. И, в общем, консерватизм не помешал получению знаний. Присутствовал у нас и дресс-код в детской одежде, которого все придерживались. Было одно «но». Дело происходило в начальной школе, когда детям в основной совей массе вообще все равно, что на них нацепят дома, и чем они будут писать.
С другой стороны, остановить процесс подрастания поколения, а, следовательно, выход его за рамки консерватизма, сиюминутных модных (а порой - радикальных) увлечений, которые как нигде отражаются в дизайне, в том числе, в школьной канцелярке, просто невозможно. Канцелярские дизайнеры тонко чувствуют подростковые тренды, те периоды, когда молодых людей непреодолимо тянет на самовыражение, быть не похожими ни на кого. Но…далеко не все школы могут с такой же легкостью допустить такой вот выход за рамки образовательного консерватизма. И в этом смысле иногда так хочется сказать чересчур уж строгим школьным арбитрам: да вы вспомните себя…
И пришли в школу хипстеры...
И вот недавно компания «Хатбер-М», тонко уловившая дух времени, предложила к новому школьному сезону необычную подборку ультрамодных тетрадок «FashionAnimals» (что хочется перевести как «модные зверушки»). Этот дизайн, право, стоит повнимательнее рассмотреть (особенно хорош подросток-котик и подросток-олень).
По сути, «Хатбер-М» в пяти принтах отразил наиболее яркие течения в хипстерской моде: тут и большой поклонник девушек с головой рогатого оленя и с оленями на свитере, и поклонник «Айфонов», и даже бычок в стиле «Эмууууу», и брутальный мальчик-бульдог в роговых очках. Ну, и, конечно же, в этом ряду - котик в стиле хип-хопера с рыбьим скелетом на груди. В общем, взрывные продажи таких тетрадок к новому школьному сезону можно предположить, ведь и позиционируется продукт недвусмысленно: "Fashion Animals – незаменимый атрибут ультрамодного школьника и студента!"
А уже в своем релизе маркетологи компании пояснили для совсем непонятливых: «Компания «Хатбер-М» всегда в центре новых молодёжных течений. Специально для школьников и студентов разработана серия 48-листных тетрадей FashionAnimals. Яркие необычные новинки с изображением животных в образе молодых людей представлены в стиле хипстеров, следующих последним тенденциям моды».
Ранее компания выпускала тетрадки, обложки которых были оформлены в стилистике модного подросткового аниме. Но вот хипстеры появились впервые. А кто такие, эти хипстеры, раз уж уважаемая компания уделила им столько внимания? Хи́пстер, хипстеры (инди-киды) - появившийся в США в 1940-х годах термин, образованный от жаргонного «to be hip», что переводится приблизительно как «быть в теме» (отсюда же и «хиппи»). Слово это первоначально обозначало представителя особой субкультуры, сформировавшейся в среде поклонников джазовой музыки. Сегодня, как правило, употребляется для обозначения «обеспеченной городской молодежи, интересующейся элитарной зарубежной культурой и искусством, модой, альтернативной музыкой и инди-роком, современной литературой и так далее. Но, если уж быть объективными, то хипстеры – это обычные современные молодые потребители, которые за внешним антуражем вещей, потребительством, сами не в состоянии творить, созидать. Считается, что в погоне за модой, эти молодые люди теряют свою истинную индивидуальность. Несмотря на то, что хипстеры подчёркнуто избегают любых ярлыков, одеваются они одинаково, а поступают во всём одинаково.
Производить дизанерские дневники, тетрадки и прочую школьную продукцию, разумеется, не ново. Кто-то печатает кичевые тетради с природой, котиками, собачками, военными, лошадьми, видами городов, модными персонажами фильмов или мультфильмов, тетрадки по предметам. Поводов запустить в печать такие тетради – миллион.
Но если «Хатбер-М» акцентировала внимание в дизайне на своеобразном хипсерском гламуре для мальчиков, то компания «Самсон», напротив, предложила к школьному сезону гламурных девушек, правда, не хипстериц (хотя бывают и такие), а просто красавиц!!!
Действительно, с точки зрения продаж понимание подростковой психологии, самоидентификации, особенно молодого поколения, очень важно. С кем сравнивает себя подросток? Какие у него герои времени? Какую тетрадь он, не стесняясь, положит на стол: безликую или с модным персонажем на обложке? Именно через понимание веяний, течений, движений, направлений можно достучаться до неокрепшей души подростка. Важно в этом вопросе не переборщить, навязывая в погоне за прибылью откровенно дешевые и безвкусные образы.
В общем, как 1 сентября 2014 года расценят такое вот новые тетрадки учителя – судить не беремся. Но школьникам будет не скучно!
А возвращаясь к теме родительского собрания и самовыражения, на нашем знаменательном собрании случилось совсем уж страшное (для детей, разумеется): было объявлено, что решением школьного родительского комитета с 8-го класса у нас вводится обязательный дресс-код и для мальчиков, и для девчонок. Последним такой расклад не только не пришелся по душе. Была расценена эта взрослая затея как личная трагедия и посягательство на свободу самовыражения. На что учителя резонно, в общем-то, ответили, мол, самовыражаться в лицее надо знаниями, а не цветом юбок.
И трудно с этим не согласиться. Уверен только, что школьный дневник и тетрадка еще долго-долго будут молодиться и прихорашиваться, расцветая и цифруясь, в корне меняя свой облик, но не меняя сути.
Дмитрий Мотыльков, главный редактор «Сегмент.Ру»
Комментарии (0)
Правила ›