20.09.2010, 10:28
1893
0
Стили руководства и схемы действий руководителя
Власть дается ролью, выполняемой в организации. Стиль руководства — это сочетание методов выработки и реализации управленческих решений.
Власть дается ролью, выполняемой в
организации. Стиль руководства - это сочетание методов выработки и
реализации управленческих решений. Стиль вырабатывается под влиянием
природных качеств человека, опыта практической работы, обучения,
самовоспитания. Некоторые черты стиля управления неотделимы от
характера, другие приобретаются в ходе трудовой деятельности. Стиль
руководства оказывается реальным способом управления. Можно обозначить
следующие схемы действий руководителя.
Власть дается ролью, выполняемой в организации. Она реализуется через законодательные требования, принуждение, вознаграждение, экспертное мнение (власть эксперта - это вера в разумное мнение), убеждение (наиболее эффективный способ), лидерские качества руководителя. Сила не есть право, а способность заставлять события происходить по заданному плану.
Стиль руководства - это сочетание методов выработки и реализации управленческих решений. Стиль вырабатывается под влиянием природных качеств человека, опыта практической работы, обучения, самовоспитания. Некоторые черты стиля управления неотделимы от характера, другие приобретаются в ходе трудовой деятельности.
Теория особенностей базируется на условии, что все удачливые руководители обладают исключительными личными качествами, которые и позволяют им добиваться успехов.
Теория ситуации рассматривает управленческие способности человека в связи со сложившимися условиями.
В неординарной ситуации человек способен проявить скрытые лидерские качества. Руководство может быть определено как желание человека доминировать в той области, где он чувствует себя наиболее уверенно.
Выделяют следующие типы руководителей:
Демократический стиль приемлем в ситуации, если:
Более детальная классификация стилей управления, основывающаяся на учете интересов производства и персонала, предусматривает выделение пяти видов руководства:
Автор: Евгений Александрович Kлимoв
Власть дается ролью, выполняемой в организации. Она реализуется через законодательные требования, принуждение, вознаграждение, экспертное мнение (власть эксперта - это вера в разумное мнение), убеждение (наиболее эффективный способ), лидерские качества руководителя. Сила не есть право, а способность заставлять события происходить по заданному плану.
Стиль руководства - это сочетание методов выработки и реализации управленческих решений. Стиль вырабатывается под влиянием природных качеств человека, опыта практической работы, обучения, самовоспитания. Некоторые черты стиля управления неотделимы от характера, другие приобретаются в ходе трудовой деятельности.
Теория особенностей базируется на условии, что все удачливые руководители обладают исключительными личными качествами, которые и позволяют им добиваться успехов.
Теория ситуации рассматривает управленческие способности человека в связи со сложившимися условиями.
В неординарной ситуации человек способен проявить скрытые лидерские качества. Руководство может быть определено как желание человека доминировать в той области, где он чувствует себя наиболее уверенно.
Выделяют следующие типы руководителей:
- Дистантный руководитель предпочитает не сближаться с подчиненными, стремясь сохранить авторитет и высоту положения.
- Контактный руководитель строит тесные взаимоотношения, предпочитает эмоциональные контакты.
- Целеполагающий руководитель предпочитает постановку целей деятельности.
- Проблемно-ориентированный руководитель выбирает постановку проблем и предоставляет свободу при их разрешении.
- Делегирующий руководитель стремится к передаче своих полномочий подчиненным.
- самостоятельно принимает и объявляет решение;
- предлагает варианты решения подчиненным сотрудникам;
- предлагает новые идеи и организует обсуждение, а затем выбирает вариант решения;
- определяет условия и поручает принять решение персоналу;
- делегирует решение проблемы персоналу.
- сотрудник не любит работать;
- он избегает работы;
- его следует принуждать, контролировать, направлять;
- сотрудник предпочитает, чтобы им руководили;
- он избегает ответственности;
- сотруднику необходима безопасность.
Демократический стиль приемлем в ситуации, если:
- работа считается естественной обязанностью;
- сотрудник способен к самоуправлению;
- стремится к ответственности;
- наделен чувством рационализма;
- проявляет стремление к труду.
Более детальная классификация стилей управления, основывающаяся на учете интересов производства и персонала, предусматривает выделение пяти видов руководства:
- авторитарного (интересы производства ставятся выше интересов персонала);
- демократического (идеального);
- компромиссного;
- либерального (минимальный учет интересов производства);
- дезорганизации (фактического устранения от руководства).
- эксплуататорско-авторитарная система навязывается подчиненным, мотивация осуществляется посредством угроз, основная ответственность лежит на высших уровнях менеджмента, системы коммуникации между работниками неразвиты;
- благожелательно-авторитарная система предполагает снисходительное отношение и опеку персонала среднего звена; опеку, повышенную ответственность высшего уровня менеджмента, мотивацию вознаграждением, групповую деятельность в ограниченных рамках;
- консультативная система реализуется при условии, если руководитель верит (хотя бы в малой степени) в возможности работников, мотивация осуществляется за счет вознаграждения, персонал принимает некоторое участие в выработке решений и несет частичную ответственность, коммуникации достаточно развиты;
- система группового участия предполагает полное доверие подчиненным, мотивацию, опирающуюся на оценку степени достижения целей, широко развитые коммуникативные связи, значительный объем бригадной работы, полную ответственность персонала.
- менеджмент «низкая-низкая»: неэффективное исполнение обязанностей, индифферентные работники;
- менеджмент «низкая по персоналу и высокая по производству»: менеджмент задач, невнимание к персоналу, отношение к работникам как к придатку машинного оборудования;
- менеджмент «высокая по персоналу и низкая по производству»: менеджмент «кантри-клуба»: главное - хорошие отношения, неверие в значимость производства;
- менеджмент «высокая-высокая»: бригадный менеджмент с высокой эффективностью и др.
- администратор - ориентирован на решение существенных задач, поддерживает высокий уровень взаимоотношений, обеспечивает принятие эффективных решений;
- соглашатель - обладает высокой степенью ориентации на определенные задачи и на отношения, применяет данные качества даже при отсутствии в этом необходимости, малоэффективен в своей деятельности, поддается влиянию;
- доброжелательный автократ - обладает высокой степенью ориентации на задачи и низкой на отношения, знает, чего хочет и как добиться желаемого;
- автократ - обладает высокой степенью ориентации на задачи и низкой - на отношения, демонстрирует названные качества даже в неподходящих ситуациях, невежлив, сомневается в других;
- прогрессист - ориентирован на отношения, в тех случаях, когда позволяет ситуация, пренебрегает решением задач, полностью доверяет персоналу, озабочен развитием в сотрудниках личностных качеств;
- миссионер - обладает высокой степенью ориентации на отношения и низкой - на задачи, проявляет названные качества даже в неподходящих ситуациях, малоэффективен в деятельности, стремится к гармонизации окружающего;
- бюрократ - заинтересован прежде всего в соблюдении правил и процедур, слабо ориентирован на задачи и отношения, стремиться контролировать ситуацию с учетом собственной выгоды, эффективен в работе;
- дезертир - слабо ориентирован на задачи и на отношения, пассивен и малоэффективен.
- обезличивание решений - при принятии непопулярных решений легче давать распоряжения от имени организации, что помогает не только принять решение, но и обеспечить его безболезненное восприятие подчиненными;
- участие подчиненных - вовлечение подчиненных в процесс обсуждения вариантов решений, убеждение части персонала посредством сослуживцев, достижение общего убеждения в правильности предлагаемого варианта до утверждения окончательного решения в виде приказа на исполнение;
- изменение непопулярных решений - если решение не выполняется, лучше отступить и проанализировать ситуацию;
- использование дисциплинарных мер - эффективность дисциплинарных взысканий зависит от того, насколько дорожат подчиненные своей связью с организацией;
- снисходительность - постоянное незначительное отступление от общепринятых правил с целью создания доброжелательной атмосферы и установления контактов с подчиненными;
- постоянство в действиях - последовательное принуждение к выполнению правил, установленных в организации. Хаотичность и непоследовательность в поведении руководителя могут вызвать разногласия и безверие у подчиненных;
- информированность подчиненных - постоянное информирование о состоянии организации, принимаемых решениях, причинах основных действий, планах развития.
Автор: Евгений Александрович Kлимoв
Источник: elitarium.ru
Комментарии (0)
Правила ›