Индустрия детских товаров 2.0: регионы играют по-взрослому и идут на прорыв
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Как прошла стратегическая сессия

Новая архитектура индустрии детских товаров — уже реальность. Федеральный центр и регионы вместе трансформируют и развивают отрасль. О достижениях, а главное, о перспективах развития, трендах и новых подходах руководство Минпромторга России, пилотных регионов, реализующих дорожные карты по развитию индустрии детских товаров, бизнес-сообщество говорили на стратегической сессии «Индустрия детских товаров 2.0: возможности регионов».
Сессия прошла при поддержке Минпромторга России на XV международной промышленной выставке «Иннопром-2025» в Екатеринбурге. Модератором дискуссии выступила президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) Антонина Цицулина. Площадку для дискуссии предоставил департамент инвестиционной и промышленной политики города Москвы.
Отрасль на подъёме
По оценкам Минпромторга России, в 2024 году российские предприятия обеспечили производство товаров для детей на сумму 680 млрд рублей с ростом 6 % к 2023 году. Объём рынка детских товаров составил порядка 2 трлн рублей.
Заместитель министра промышленности и торговли РФ Иван Куликов отметил, что «помимо должного внимания к отрасли со стороны Федерации, к развитию индустрии детских товаров подключены регионы, в первую очередь в части предоставления мер господдержки по действующим механизмам и разработке специальных мер для предприятий ИДТ».
По итогам 2024 года в 39 субъектах РФ в рамках региональных программ развития промышленности оказана финансовая поддержка российским производителям ИДТ на сумму 1,1 млрд рублей. Предприятиям направлены средства на компенсацию части затрат на приобретение оборудования, участие в отраслевых конгрессно-выставочных мероприятиях, сертификацию и другие направления.
Министерством совместно с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров организована работа по формированию региональных дорожных карт развития отрасли, результат — пять регионов утвердили планы, подписано межрегиональное соглашение и координации программ развития. Действенным механизмом, который уже показывает свою эффективность в увеличении доли локальных производителей, повышения их конкурентоспособности и формирования новых кооперационных цепочек стали промышленные кластеры, добавил Иван Куликов.
Минпромторгом России оказывается поддержка участникам аккредитованных кластеров в части компенсации понесенных затрат, связанных с приобретением участником кластера стартовой партии у другого участника кластера при реализации совместных импортозамещающих проектов. Затраты возмещаются в объеме до 50 % и в сумме, не превышающей 150 млн рублей для одного заявителя.
В планах министерства — проработка новой меры поддержки отечественных производителей детских товаров, а также наращивание производства учебного оборудования и средств обучения, необходимых для оснащения образовательных учреждений в соответствии с приказами Минпросвещения России. Уже приняты изменения в части национальных режимов, действие которых распространили как на 44-ФЗ, так и на 223-ФЗ, что также является мерой поддержки российских производителей. В этой связи заместитель министра подчеркнул важность подтверждения статуса российского производителя.
Для нас остаются крайне важными вопросы импортозамещения ушедших брендов продукции для детей, повышение узнаваемости российских брендов, производство качественной и безопасной продукции, отвечающей запросам современного покупателя. Мы, как всегда, открыты к конструктивному диалогу и предложениям.

Столичный опыт
Как отметила Антонина Цицулина, сегодня «началась углублённая проработка каждого пункта правительственного плана по развитию индустрии, и вот мы разворачиваем отраслевую карту применительно к каждому региону, по сути, начинается «перепись».
Москва в нашем рейтинге регионов-лидеров, где реализуется наиболее крупные инвестиционные проекты, занимает первое место. Высокотехнологичные и инновационные продукты для детства, технологические компании – ядро московской «детской» промышленности. И, потому, мы предлагаем апробацию новых инструментов начать с самого инновационного региона ИДТ.
Начальник управления промышленной политики департамента инвестиционной и промышленной политики города Москвы Денис Романов отметил, что Москва приняла решение о программе развития ИДТ в городе, потому что «отрасль формирует будущее поколения».
В столице создана экосистема поддержки производителей: мегаполис демонстрирует лидерство в инвестициях, логистике и инфраструктуре. Но чего не хватает? Маркетинга, позиционирования.
Именно поэтому мы в рамках нашего плана заложили мероприятия по развитию промышленного дизайна. Мы хотим стать центром промышленного дизайна и масштабировать дизайн в регионы. В мире наша продукция, к сожалению, не во всех сферах конкурирует, не всегда её узнают. Над этим надо работать, с поддержкой АИДТ активно движемся и надеемся на хорошие результаты.
Столица активно поддерживает создание на площадке АИДТ Консорциума учебной промышленности. Один из инициаторов создания Консорциума, генеральный директор Некстач, ГК «Некс-Т» Владимир Крикушенко рассказал, что это будет коллегиальный экспертный орган, в который войдут как стартапы, небольшие компании, так и лидеры — крупные производители, занимающиеся производством и поставками учебного оборудования.
Главная задача такого сообщества — привлечь добросовестных производителей к обсуждению проблематики и с помощью сформированного экспертного мнения вырабатывать единые правила и решения проблем в отрасли. Ключевым событием станет Национальный съезд УЧПРОМ, приглашаем всех к дискуссии и участию в этом самом масштабном мероприятии в сфере средств обучения.
Антонина Цицулина добавила, что на Съезде УЧПРОМ также регионы смогут представить свое видение работы по реализации национальных проектов и региональные компании, с продукцией, включенной в перечни оснащения образовательных организаций. А также представлены проекты стандартов оснащения средствами обучения.
В заключение дискуссии президент АИДТ также пригласила представителей региональных органов власти и производителей товаров для детей присоединиться к рабочим группам, созданным ассоциацией для разработки программ национального приоритета для анимационных образов, выращивания собственных торговых марок для торговых сетей и рекламного продвижения российских товаров. Запуск программ состоялся на площадке Агентства стратегических инициатив во время общего собрания бизнес-сообщества и будет предложен к реализации, как общеотраслевые проекты.
Материалы по теме
«Золотой медвежонок» на общем собрании АИДТ: награждены лауреаты двух премиальных сезонов
Развитие российского образования обсудили на международной конференции в Сириусе
Комментарии (0)
Правила ›