XV Конгресс ИДТ станет площадкой для проработки новых мер поддержки производителей
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
Темы и направления работы

В ТАСС прошла пресс-конференция в преддверии работы XV юбилейного Конгресса индустрии детских товаров — он состоится 14–16 апреля в Москве.
Главная тема конгресса — реализация дорожной карты развития отрасли до 2030 года, утверждённой правительством. Также на площадке конгресса в рамках законодательной сессии стартует работа над единым отраслевым законом, который соберёт в стройную, понятную систему нормы, которые сегодня разнесены по различным нормативным актам.
Комплексный подход к поддержке отрасли
За 2024 год, по экспертным оценкам, российские предприятия обеспечили производство товаров для детей на сумму порядка 680 млрд рублей. Динамика по сравнению с 2023 годом — 6 %. Сегодня в отрасли задействованы порядка 1800 предприятий полного промышленного цикла. Чтобы увеличить это число и помочь уже действующим производителям, нужен комплексный, системный межведомственный подход.
Планом мероприятий предусмотрено три ключевых направления:
- развитие системы классификации и статистического учёта производства и обращения товаров для детей,
- стимулирование спроса и повышение доступности детских товаров,
- повышение безопасности и качества детской продукции.
Каждое из них станет темой дискуссий конгресса. Результаты работы по ним будут оцениваться ежегодно, подчеркнул в ходе пресс-конференции заместитель министра промышленности и торговли РФ Иван Куликов.
Ориентир — запросы производителей
В министерстве уже планируют ряд новых мер.

В конце 2024 года завершился добровольный эксперимент по маркировке детских игрушек. С сентября текущего года он станет обязательным для производителей, что позволит зачистить рынок от контрафакта и решить вопрос безопасности товаров для здоровья наших детей. В этом году список будет дополнен, и мы отберём новые категории продукции для запуска эксперимента.
Кроме того, Минпромторг совместно с регионами уже собрал обратную связь от игроков индустрии по дополнительным мерам федеральной поддержки — сейчас они в разработке. Среди них бизнес заявляет компенсацию затрат на приобретение нового оборудования, приобретение оснастки, получение сертификатов соответствия, помощь в продвижении промышленной продукции, участии в конгрессно-выставочных мероприятиях.
Замминистра подчеркнул важность активного участия регионов в создании и структурировании системы поддержки производителей детских товаров.
Совместно с Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров определили 10 пилотных субъектов РФ, которые будут работать над своими дорожными картами и активно развивать у себя производство детских товаров. Опыт разработки и реализации дорожных карт уже есть у Республики Башкортостан, Нижегородской, Кировской и Московской областей. Они в числе передовых регионов в вопросах развития детской индустрии, поэтому их успешные практики будут тиражироваться на другие пилотные регионы. Рассчитываем, что при содействии региональных властей в перспективе такие проекты будут реализовываться по всей стране.
Со своей стороны президент АИДТ Антонина Цицулина отметила заинтересованность регионов в предстоящем обсуждении: «участие в конгрессе уже подтвердили официальные делегации 25 регионов, 37 регионов заявили о своем интересе к реализации специализированных мер поддержки».
По данным президента АИДТ, буквально на днях дорожную карту по развитию ИДТ до 2030 года подписал губернатор Нижегородской области, также дорожная карта подписана в Республике Башкортостан.
По сути дорожная карта по развитию индустрии детских товаров становится дорожной картой регионов по детству. В 2024 году мы перешагнули символическую цифру: более полутора триллионов рублей составит по итогам года выручка предприятий индустрии детских товаров — это только промышленная группа, не включая книжную и пищевую продукцию для детей. Это тот объём, рынок, который должен стать цивилизованным и сделать качественный рывок в повышение доли отечественного, национального производства.
Единый подход к оснащению школ и детсадов
Сенатор от Башкортостана, председатель комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре, ответственный секретарь Совета при президенте Российской Федерации по реализации государственной демографической и семейной политики Лилия Гумерова, в свою очередь, подчеркнула важность комплексного подхода при оснащении школ и детских садов.

Задача, чтобы средства, которые направляются государством на индустрию товаров для детства, строительство детских учреждений, формирование инфраструктуры детства доходили до лучших отечественных товаропроизводителей. Вопрос, который поднимают и в АИДТ: когда строится или капитально ремонтируется учреждение, огромные средства направляются на оснащение, покупку мебели, пособия. Необходимо, чтобы государственные деньги — федеральные, региональные, муниципальные — доходили до тех ответственных товаропроизводителей, которые выпускают качественную продукцию, которая отвечает всем требованиям. Нужно наладить комплексный отечественный выпуск специального оборудования. Думаю, что в рамках конгресса на этом нужно сделать акцент.
По словам президента АИДТ, в рамках конгресса уже запланирована «сессия, посвящённая особенностям государственных закупок в социальной сфере и сфере образования».
Буквально сегодня Минпросвещения прислало письмо о формировании межведомственной группы по разработке минимальных стандартов оснащения образовательных учреждений в соответствии со ФГОС. Для нас минимальные стандарты оснащения — это ещё и очень понятная экономическая модель, которая позволяет переходить к долгосрочному планированию.
Опыт регионов
Московская область — один из регионов-лидеров в вопросе развития индустрии детских товаров и поддержки производителей. В ходе пресс-конференции заместитель председателя правительства Московской области — министр инвестиций, промышленности и науки Подмосковья Екатерина Зиновьева рассказала, что «в Подмосковье начитывается более 150 промышленных предприятий, выпускающих продукцию для детей — больше, чем в любом другом регионе страны».

Проекты охватывают различные сферы, включая питание, одежду, средства гигиены, игрушки, игровые площадки. Многие из них — проекты технологического суверенитета, что приоритетно для нашей страны. Для таких производителей у нас предусмотрен ряд мер поддержки: субсидии, налоговые льготы, льготные займы. Каждое третье предприятие Подмосковья, занятое в индустрии, получило господдержку.
Конкурс как поддержка
Также на конгрессе эксперты и производители обсудят эффективность господдержки, которая оказывается победителям и участникам национальных конкурсов.
Первый заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Дмитрий Рыбальченко рассказал, что победители конкурса «Родная игрушка» получат возможность реализовать первые тиражи, рекламироваться и продвигаться бесплатно.

Без грамотного технологического партнёра провести эту работу невозможно. Ассоциация предоставила нам более 100 экспертов, которые сейчас как наставники работают с теми, кто пройдет отборочную кампанию, чтобы их идеи стали былью. На конгрессе будем рады обсудить с представителями индустрии возможное включение. Конкурсу нужна поддержка, но это взаимная история. Понять, что хотят дети, родители, стоит дорогого. Мы всё это узнали и готовы поделиться.
Без поддержки действующих предприятий и помощи индустрии провести работу по доведению концепций до производства было бы невозможно. АИДТ помогла нам привлечь экспертов, которые сейчас работают в роли наставников с участниками. На Конгрессе мы планируем обсудить с
представителями индустрии их возможное включение в конкурс и работу с будущими победителями. Производителям важно понимать, какие игры и
игрушки нужны детям, какое отношение к этому у их родителей. А благодаря конкурсу у нас уже есть эта информация, и мы готовы ей поделиться.
По словам президента АИДТ, у участников ассоциации уже есть запрос на производство игрушек, которые заявлены на конкурсе. Поэтому, полагает она, победителей «Родной игрушки» фактически будет гораздо больше, чем пять, заложенные в условиях конкурса. Президент АИДТ также предложила привлечь научное сообщество к разговору об образовательной игрушке, «возможно, сделать это отдельным мероприятием в этом году».
Подводя итог пресс-конференции, Антонина Цицулина подчеркнула важность конгресса как площадки «диалога бизнеса, законодателей, экспертного сообщества — публичного, открытого», в рамках которых будут учтены и отработаны поручения президента по развитию индустрии детских товаров, и достигнуты лучшие для детей и отрасли результаты.

Комментарии (0)
Правила ›