Будущее розничной торговли: как онлайн-торговля меняет форматы гипермаркетов
Автор новости / ньюсмейкер редакция «Сегмент.ру» (segment.ru)
По мнению 5 экспертов

Гипермаркеты в традиционном формате постепенно исчезнут, а розничная торговля продолжит меняться. Такое мнение экспертов приводит «Российская газета».
Онлайн-торговля оказала большое влияние на традиционные торговые центры, считает Екатерина Анциферова, заместитель генерального директора по коммерции в службе доставки Dalli. В крупных городах формат таких центров устаревает. Покупатели предпочитают заказывать товары онлайн и получать их с доставкой на дом, вместо того чтобы тратить время на посещение больших магазинов.
Так, по данным исследования Infoline, в I квартале 2025 года площадь торговых площадей гипермаркетов 200 крупнейших российских ретейлеров сократилась на 99,8 тыс. кв. метров по сравнению с аналогичным периодом 2024 года, достигнув 5,2 млн кв. метров.
По словам Ирины Поддубной, эксперта по электронной коммерции , сегодня онлайн-торговля активно меняет розничный сектор: в некоторых категориях товаров доля онлайн-продаж превышает 50 %, а в таких сферах, как мода и электроника, интернет-продажи становятся главным каналом реализации.
Гипермаркет из обычного места для покупок превращается в многогранный хаб потребительского опыта. Это эволюция от модели «всё под одной крышей» к модели «что угодно, где угодно и как угодно».
Она отметила, что раньше главным плюсом гипермаркета был широчайший и разнообразный ассортимент, собранный в одном торговом пространстве. Онлайн-торговля забрала эту монополию. Теперь физическая площадь используется иначе: растут зоны отдыха, кафе, детские игровые площадки, аптеки, цветочные лавки. Посещение гипермаркета — полноценный досуг, а не просто быстрая покупка продуктов.
Развивается шоурумизация с концепцией «потрогай и попробуй»: в пространство органично вписаны зоны с готовой кухней от шефа или дегустационные станции фермерских сыров. Такой опыт нельзя заменить онлайн-покупкой.
В то же время, подчёркивает Сухова, происходит создание гибридной (omni-channel) торговой модели, когда стирается граница между онлайн и офлайном: внедряется формат «покупка онлайн — получение в магазине» (Click Collect). В связи с этим большинство «гигантов» начали развивать собственные курьерские службы или реализовывать e-com торговлю через партнёров. Теперь ассортимент доступен в радиусе всего города с доставкой за час-два.
Когда данные о покупках онлайн и офлайн объединены, мы, маркетологи, можем строить детальные портреты потребителей и предлагать им персонализированные предложения, релевантные скидки и рекомендации.
Николай Поздникин, основатель онлайн-магазина SmartSpace отметил, что гипермаркеты долгое время не уделяли внимания влиянию маркетплейсов, пока не начался значительный отток покупателей из офлайна. Поздникин прогнозирует, что площадь офлайн-магазинов будет уменьшаться, а количество гипермаркетов сократится. Вместо них появятся системы с пунктами выдачи заказов. Однако, по его мнению, маркетплейсам сложно конкурировать с офлайн-магазинами в продаже крупногабаритных товаров из-за сложности доставки и необходимости согласования времени и в сегменте дешёвых товаров стоимостью до 400 рублей, из-за затрат на логистику.
По словам Натальи Назаровой, доцента кафедры налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве РФ, большинство крупных ретейлеров сегодня всё же представлены на маркетплейсах, которые и дальше продолжат увеличивать свою долю в продажах электроники, ноутбуков и компьютерной техники, сегменте одежды и обуви, благодаря росту спроса, связанному в большей степени с более низкими ценами.
Современный покупатель становится всё более настойчивым в стремлении к максимальному удобству, экономии времени и финансов, а розничная торговля всегда будет следовать за ним, предлагая то, что он хочет и когда хочет. Поэтому формат и роль в жизни потребителей офлайн-магазинов и гипермаркетов будет неизбежно меняться. Более того, традиционные ретейлеры уже экспериментируют с форматами своих торговых площадок, предлагая клиентам совершенно новый опыт, сочетающий в себе удобство онлайн-покупок и атмосферу традиционных магазинов. Это открывает покупателям всё больше возможностей для выбора и интересных впечатлений от покупок. Какая модель окажется наиболее жизнеспособной в условиях постоянных изменений — покажет время, ну а мы, редакция издания «Сегмент.ру», продолжим наблюдения.
Материалы по теме
Смена декораций: как трансформируются торговые центры
«Спортмастер PRO» открыл зону-шоурум с ассортиментом маркетплейса в своём магазине
Сергей Гребенников, глава РАЭК: торговые центры превратятся в шоу-румы
Комментарии (0)
Правила ›